В день Казанской иконы Божией Матери, Россия празднует освобождение Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени
«Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту»
Худ. П. ЧИСТЯКОВ
4-го ноября, в день Казанской иконы Божией Матери, Россия празднует освобождение Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени. В прошлом номере мы сообщали о проходившей в галерее «Традиция» по случаю этой памятной даты выставке картин художника Максима Фаюстова, а сегодня предлагаем читателям познакомиться с посвященной данной теме исторической статьей священника Михаила Новикова.
«История учит, что времена общественных нестроений и смут особенно четко и ясно обнажают состояние народной души. Смута – отсутствие общепризнанных авторитетов и силовых механизмов контроля над общественным сознанием – дает полный простор для выявления истинных и ложных ценностей. Наносное и пришлое спадает, как шелуха, и сквозь хаос и разноголосицу мятущегося, обезумевшего времени проступают черты безсмертной народной души в ее неизменном стремлении к Небу, к покою и счастью религиозно осмысленного, богоугодного жития».
Митрополит Санкт-Петербургский
и Ладожский Иоанн (СНЫЧЕВ)
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СМУТЫ
Истоки смуты XVII века зародились в конце XVI века, во времена правления Царя Феодора Иоанновича, не оставившего после себя наследника. Царем должен был стать его младший брат – Царевич Димитрий. Но у него появился тайный конкурент, брат Царицы Ирины боярин Борис Годунов; он подослал наемных убийц, которые лишили жизни девятилетнего отрока.
Годунову удалось занять Царский Престол. Но вскоре на Западе объявился первый Лжедмитрий – дьяк-расстрига Григорий Отрепьев, которого многие города признали законным Царем, чудом выжившим сыном Царя Иоанна IV. Сын и наследник Годунова Царь Феодор Борисович, а также его мать были задушены агентами Лжедмитрия. И хотя Годунов занял Царский престол коварством, однако избрал его Земский собор, потому и убийство его наследника было цареубийством.
Иван Тимофеев (Семенов), современник смуты, анализируя ее причины в своем «Временнике», главной из них выставляет убийство Царевича Димитрия: «Его же крове ради единоя, мню, от смерти и вся лете ныне Росийска земля всяко от бед потрясаема, и едина в земли Господска кровь многими кровьми мщаема бе». Тот же автор указывает и на «стекшиися в нас прочие злобы». Несколько ниже он указывает и на социальные причины катастрофы – «безсловесное молчание» и «самопослушание».
Выход из смуты все благочестивые люди того времени видели во всенародном покаянии, которое впоследствии действительно привело к освобождению Руси от польской оккупации.
КАКИЕ ЦЕЛИ ПРЕСЛЕДОВАЛИ ПОЛЯКИ-ИНТЕРВЕНТЫ?
Отметим, что Речь Посполитая, помимо физического порабощения русского народа, хотела обратить его в католическую ересь. И, когда появился Лжедмитрий, папа решил воспользоваться им в своих целях. Самозванец был обласкан нунцием, который получил от него подписку за себя и за Россию с обещанием подчиниться папе. Позже Лжедмитрий был тайно присоединен к римской лжецеркви, что тщательно до времени скрывалось.
ЛЖЕДМИТРИЙ I НА РОССИЙСКОМ ПРЕСТОЛЕ
Лжедмитрий с добровольцами из ляхов и запорожских казаков 16 октября 1604 года двинулся в поход на Москву. Перемышль, Чернигов, Белгород и другие южнорусские города присягнули ему на верность, также приняло присягу русское войско, и Москва признала самозванца законным Царем. В июне 1604 года он прибыл в первопрестольный град. Вот как митрополит Макарий (Булгаков) описывает это событие: «20 июня он торжественно въехал в свою столицу при колокольном звоне у всех церквей и при безчисленном стечении народа. На Лобном месте встретили нового государя митрополиты, архиепископы и епископы и весь освященный Собор с крестами, иконами, хоругвями и при пении священных песней, но тут же, к изумлению православных, играли литовские музыканты и своими трубами и бубнами заглушали церковное пение. Самозванец сошел с коня, приложился к святому кресту и иконам и вслед за духовенством вступил в Кремль и в кремлевские соборы, Успенский и Архангельский, но ввел за собою туда же и многих еретиков, ляхов и венгров, что не могло не показаться народу осквернением святыни».
Патриарха Иова, предупреждавшего народ об угрозе Православию от лжецаря, также заставляли признать его истинным Государем, но Святитель ответил отказом, за что был сослан в Старицкий монастырь под Тверь. На его место избрали сочувствовавшего унии с Ватиканом грека Игнатия.
Когда самозванец утвердился на московском престоле, латиняне напомнили ему о данных им обещаниях присоединить русский народ к римской «церкви», и Лжедмитрий начал делать первые осторожные шаги.
Однако русские стали негодовать на самозванца за его пристрастие к иностранцам, за пренебрежение ко всему русскому, а состоявшееся позже венчание на католичке Марине Мнишек и наглые действия прибывших с ней поляков были последней каплей, переполнившей чашу народного терпения.
ВОССТАНИЕ И ИЗБРАНИЕ НА ЦАРСКИЙ
ПРЕСТОЛ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО
Самозванец назначил 18 мая 1606 года днем, в который он разом покончит со всеми русскими боярами, дворянами, воеводами и стрельцами, заманив их в ловушку. Но 17 мая боярин Василий Шуйский поднял народное восстание, и Лжедмитрий был убит. Сопровождавшие его иезуиты, патеры и польские солдаты тоже были убиты, а оставшиеся в живых покинули Россию.
19 мая 1606 года сторонники Шуйского на Красной площади провозгласили его Царем. Затем был выбран Патриарх: им стал Ермоген, митрополит Казанский.
Вскоре по приказу Царя и Патриарха из Углича в Москву перенесли святые нетленные мощи Царевича Димитрия, и невинно убиенного отрока причислили к лику святых. Также был назначен всеобщий трехдневный строгий пост. Из Старицы на царской карете в столицу доставили престарелого Патриарха Иова, и вместе с Патриархом Ермогеном они приняли всенародное покаяние и разрешили народ от грехов цареубийства и клятвопреступления. Значение этих мер трудно переоценить. Они стали переломным моментом в преодолении смуты, до конца которой, однако же, было еще далеко.
ЛЖЕДМИТРИЙ II – «ТУШИНСКИЙ ВОР»
Не желая расставаться с идеей о Лжедмитрии, иезуиты отыскали в Шклове некоего учителя Богданку, и 1 августа 1607 года он явился в Стародубе. 1 июня 1608 года Лжедмитрий II со своим войском оказался уже у стен Москвы. Взять штурмом столицу ему не удалось, и он расположился лагерем в селе Тушине, отчего получил прозвище «Тушинский вор».
Но 1610 году талантливый русский воевода Михаил Скопин-Шуйский разбил тушинский лагерь, к этому времени уже не имевший прежней силы. Люди начали думать, что смуте пришел конец.
ВСТУПЛЕНИЕ В БОРЬБУ ЗА ВЛАСТЬ КОРОЛЯ СИГИЗМУНДА
И ОККУПАЦИЯ МОСКВЫ
Но в этот момент в борьбу за власть вступает польский король Сигизмунд. Против Царя Шуйского составилась сильная партия во главе с боярином Захаром Ляпуновым, его насильно свели с престола и постригли вместе с женой в монашество, а затем отправили в Польшу, где Шуйский и скончался.
Государством стала управлять боярская дума, получившая в народе название «семибоярщины». Вскоре встал вопрос о замещении пустующего царского престола. Бояре, ратующие за воцарение польского королевича Владислава, склонили к своему желанию Патриарха. Но святитель Ермоген выставил условием обязательное принятие Владиславом святого Крещения в Православной Церкви. Сигизмунд, отец Владислава, отверг это предложение и потребовал, чтобы Царем признали его самого. В ночь с 20 на 21 сентября 1610 года боярское правительство тайно впустило в Москву и в Кремль польские войска. Вскоре оккупанты выгнали из Китай-города и Белого города дворян и купцов, заняли их дома, запретили москвичам носить оружие, устроили костел в доме Бориса Годунова; начались грабежи и вымогательства денег, убийства, насилия.
Русские стали подниматься на борьбу за Православие и Родину. Патриарх Ермоген разрешил народ от присяги, данной королевичу Владиславу, и призвал: «Мужайтеся и вооружайтеся и совет между собой чините, как бы нам от врагов избыти. Время подвига пришло!»
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО
И ВТОРОГО НАРОДНЫХ ОПОЛЧЕНИЙ
Первоначально было собрано ополчение под командованием рязанского воеводы Прокопия Ляпунова, однако врагам удалось поссорить его с казаками, и они зарубили воеводу. Но встревоженные поляки и изменники уже приступили к Патриарху Ермогену. Боярин Салтыков со своими сообщниками обратился к Святителю: «Ты писал по городам, велел идти к Москве, теперь напиши, чтобы не ходили». Тот мужественно отвечал: «Напишу, чтоб возвратились, если ты и все находящиеся с тобой изменники и королевские люди выйдите вон из Москвы. Если же не выйдете, то благословляю всех довести начатое дело до конца, ибо вижу попрание веры от еретиков и от вас, изменников, и разорение святых Божиих церквей и не могу более слышать пения латинского в Москве».
Священномученик был взят под стражу и заключен в Чудовом монастыре, откуда продолжал писать воззвания. Одна из этих грамот достигла Нижнего Новгорода. В то же время земскому старосте Косме Минину трижды явился преподобный Сергий Радонежский и приказал собирать ополчение.
«Нижегородское видение стало прямым катализатором активных действий, – пишет доктор исторических наук Сергей Перевезенцев. – Везде, где стало о нем известно, устанавливался строжайший трехдневный пост. Причем, что очень важно, пост устанавливался по инициативе самих горожан, без вмешательства каких-либо высших властей. Таким образом, всенародный очистительный пост стал непосредственной реакцией на Нижегородское видение. И этот всенародный пост показывает степень раскаяния в грехах, став выражением всероссийского покаяния, столь давно ожидаемого на Руси. Следовательно, весь русский народ воспринял сообщение о чудесном видении в Нижнем Новгороде как непосредственное руководство к действию и доказал свое стремление к нравственному очищению. И именно на фоне этого духовного прорыва происходило формирование Второго земского ополчения».
Так, осенью 1611 года, началось формирование земского ополчения и сбор средств. Возглавил ополчение князь Дмитрий Пожарский. Русское войско, поднимаясь по Волге, пополнялось добровольцами. Достигнув Ярославля – центра сбора ополчений всей Русской Земли, – оно повернуло на Москву.
ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ И ОКОНЧАНИЕ СМУТЫ
Осенью ополчение подошло к Москве. Началась осада Кремля и Китай-города. Китай-город полностью выгорел от пушечного обстрела, а Кремль, после упорного сопротивления, был взят 22 октября. В этот день установлено празднование пребывавшей в ополчении Казанской иконе Божией Матери. Вскоре Земский Собор избрал на Царство Михаила Феодоровича Романова, что определило жизнь Руси на три века вперед.
В завершение нашего повествования приведем слова митрополита Иоанна (Снычева): «Смута начала XVII века дает нам хрестоматийный пример того, как народные нестроения и мятежи, омраченные цареубийством, едва не ввергли страну в окончательное и полное разорение, поставив ее на грань гибели и иноземного порабощения. Затем осознанное соборное покаяние в совокупности с соборным же действом по воссозданию державных устоев России – возродили ее буквально из пепла, на три столетия придав государству крепость и величие, о которых, казалось, обезсиленная Русь не могла и мечтать. Возникающие при рассмотрении тех давних событий многочисленные исторические и духовные, нравственно-религиозные параллели могут многое прояснить нам в нынешних проблемах страны».
Священник Михаил НОВИКОВ
Источники:
1. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Самодержавие духа. СПб., 1996. 2. Митрополит Московский и Коломенский Макарий Булгаков). История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 6. 3. Перевезенцев С. Россия – великая судьба. М., 2006. 4. Шамбаров В. Казачество. История вольной Руси. М., 2007. |