20.09.2015
<-назад в раздел
Спасение от греховного яда. Неделя 16-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Никто не восходил на Небо, как только сшедший с Небес Сын Человеческий, Сущий на Небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел Жизнь Вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел Жизнь Вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него (Ин. 3, 13–17).
Вот так, дорогие братья и сестры, Спаситель Христос раскрывает нам тайну Своего Креста и тайну Своей любви. Любовь Христова и Крест Христов – это два неразделимых понятия. В следующее воскресенье, в день великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, мы будем поклоняться этому орудию Его страданий и смерти. А сегодня, в преддверии сего торжества, мы слышим слово Христово о животворящей силе Его Крестной любви.
Итак, до Иисуса Христа никто из людей не восходил на Небо. Этого сподобился только Сын Человеческий, сшедший с Небес для нашего спасения. Никто не восходил на Небо потому, что со времени грехопадения Адама оно было закрыто для рода человеческого. А Христос, исполнив на земле всякую правду (Мф. 3, 15), пострадав за нее и искупив наш первородный грех, вознесся туда к Богу Отцу, открыв путь восхождения и нам. Вспомним слова Писания о праведном Енохе и пророке Илии, о том, что они живьем были взяты на Небеса. Однако эти святые оказались не на том Небе, где пребывает Бог, но в особом месте селения праведных. Что же из этого следует? То, что Небо Божие – это истинное Отечество наше, для которого мы и созданы, и теперь оно снова отворено для рода человеческого. И нам не надо мечтать, что земля – неизменное место нашего пребывания, надо здесь жить странниками и пришельцами и каждый час быть готовыми переселиться туда – в настоящее, вечное Отечество.
Что было бы с окружающим нас миром, если бы солнце вдруг перестало светить и погасло? Все живое тогда было бы обречено на погибель. Что стало бы с родом человеческим, если бы хоть на мгновение прекратилась любовь Божия к людям? Мы исчезли бы, и жизнь на земле прервалась. Но как солнце, не угасая, постоянно светит, согревает и животворит все вокруг, так и безпредельная Божия любовь никогда не иссякнет. Об этом и свидетельствовал Сам Господь наш Иисус Христос в беседе со Своим тайным учеником Никодимом, напомнив ему о чудесном событии времен пророка Моисея.
Избранный Богом народ, избавленный Им от многовекового египетского рабства, шел из Египта в землю обетованную и необъяснимым образом был проведен пророком через Чермное море. И хотя со всех сторон их окружала пустыня, Бог посылал им с Небес необходимую пищу – то птицы сами падали к их ногам, то вместо хлеба летела небесная манна. А от удара жезла Моисея камень стал источать родниковую воду. Однако вместо благодарности Богу из уст людей исходил ропот и слышались жалобы на переживаемые ими трудности. Избранный народ забыл, что освобождение из египетского рабства дало ему возможность наконец-то опять свободно исповедовать веру в истинного Бога и воспевать Его своею благочестивой жизнью. Их главной ценностью и пределом мечтаний оказались египетские котлы с мясом и относительные бытовые удобства оседлой жизни. Они негодовали на Моисея и даже на Самого Господа Бога. Сколько явных чудес они получили от Творца и при этом остались неблагодарными!
Братья и сестры! Слова эти – не в осуждение другого народа, а о нас самих. Увы, но мы не слишком отличаемся от них! Разве Господь не ущедрил нас особыми милостями, нашу Православную Русь – просторами и богатствами, чудесами и благодатью? Наконец, Он даровал нам благочестивого Царя, святого Николая II, которого по нашим грехам в итоге забрал от нас и который добровольно принял мученический венец за отступление народа от Божиих заповедей. Царь Николай II – Помазанник Божий, и, как пророк Моисей, теперь он молит Господа за наш народ. Но мы, уже явно наказанные за содеянные грехи, никак не опомнимся и продолжаем плакаться: «Для чего Бог попускает России такие скорби? Почему мы оставлены? За что такая судьба?..» Однако неблагодарность Богу и ропот – это тоже великие грехи, которые мы прилагаем к уже имеющимся.
Чтобы мы поняли причину своих скорбей и осмыслили тяжесть грехов, Господь дает нам наглядный урок. Он наказал в пустыне богоизбранный народ – так, путники внезапно были окружены со всех сторон ядовитыми змеями, и в течение нескольких минут великое множество людей погибло в ужасных мучениях. Уцелевшие, пришедши в разум, с раскаянием обратились к пророку Моисею: «Ты человек Божий, умоли Господа, чтобы Он дал нам избавление!» И он взмолился: «Милосердный Господи, помилуй этот народ, еще раз прости его и дай ему избавление от смерти, которая его поражает!» И милостивый Создатель наш повелел Моисею: «Сделай из меди образ змея и повесь его как знамя посреди стана, чтобы все видели его, и когда ужаленные люди посмотрят на него, они тотчас получат исцеление» (см.: Числ. 21, 1–9). И совершилось чудо: гады, поражавшие народ, перестали быть смертельно опасными. Так была явлена любовь Божия к бедствующим скитальцам.
Это послужило и прообразом совершеннейшего проявления любви Создателя в будущем. Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3, 14), – сказал Иисус Христос. Люди Израиля смотрели на медного рукотворного змея, в котором, конечно, не было отравы, но который по Божиему велению служил защитой от действительного яда. Мысли людей обращались к Богу, противопоставившему Своего змея гадам земным, смертоносным. Видя же исцеления, народ снова верил Творцу и благодарил Его.
Но событие сие – не только символ произошедшего на Голгофе, это одновременно и пророчество о судьбах всех людей. Мы, люди, – скитальцы, и должны идти по жизни, как по пустыне. Должны идти из рабства греха в землю обетованную, в Царство Небесное. На этом пути нам встретятся змеи – козни лукавого, наши собственные страсти и пороки, и их уязвления могут быть смертельны для нас, если мы не воззрим с верой на Сына Божия, взошедшего на Крест ради нашего спасения. Подобно тому, как медный змей не содержал в себе яда, но, напротив, спасал от змеиных укусов, так и Христос, имея не только Божеское, но и человеческое естество, спасает людей от яда греховного. И, когда мы обращаемся ко Христу, – не просто внешним взором, не только одними устами, но всем сердцем, и просим прощения у Него в наших грехах, и умоляем о помощи, тогда Господь дарует нам избавление и силы для борьбы со злом. Мы должны любить Бога нашего, Который так возлюбил нас, что отдал Сына Своего, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел Жизнь Вечную. И теперь Кровь Христова, пролитая на Кресте, та Кровь, которой мы приобщаемся в Его Церкви, может исцелять нас от смертельного яда греха. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него (Там же, 17).
Однако зло набирает все большую силу в мире, и никто не устоит в последние времена, кроме тех, на ком не будет начертания антихриста. Лучше смерть с крестом на груди и в душе, чем клеймо на руке или челе! Это – заповедь Божия, это и есть спасающий Крест, посылаемый нам! А как примем мы силу Христова Креста и как в жизни своей осуществим то, что Господь нам завещал, зависит только от нас. Аминь.
Вот так, дорогие братья и сестры, Спаситель Христос раскрывает нам тайну Своего Креста и тайну Своей любви. Любовь Христова и Крест Христов – это два неразделимых понятия. В следующее воскресенье, в день великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, мы будем поклоняться этому орудию Его страданий и смерти. А сегодня, в преддверии сего торжества, мы слышим слово Христово о животворящей силе Его Крестной любви.
Итак, до Иисуса Христа никто из людей не восходил на Небо. Этого сподобился только Сын Человеческий, сшедший с Небес для нашего спасения. Никто не восходил на Небо потому, что со времени грехопадения Адама оно было закрыто для рода человеческого. А Христос, исполнив на земле всякую правду (Мф. 3, 15), пострадав за нее и искупив наш первородный грех, вознесся туда к Богу Отцу, открыв путь восхождения и нам. Вспомним слова Писания о праведном Енохе и пророке Илии, о том, что они живьем были взяты на Небеса. Однако эти святые оказались не на том Небе, где пребывает Бог, но в особом месте селения праведных. Что же из этого следует? То, что Небо Божие – это истинное Отечество наше, для которого мы и созданы, и теперь оно снова отворено для рода человеческого. И нам не надо мечтать, что земля – неизменное место нашего пребывания, надо здесь жить странниками и пришельцами и каждый час быть готовыми переселиться туда – в настоящее, вечное Отечество.
Что было бы с окружающим нас миром, если бы солнце вдруг перестало светить и погасло? Все живое тогда было бы обречено на погибель. Что стало бы с родом человеческим, если бы хоть на мгновение прекратилась любовь Божия к людям? Мы исчезли бы, и жизнь на земле прервалась. Но как солнце, не угасая, постоянно светит, согревает и животворит все вокруг, так и безпредельная Божия любовь никогда не иссякнет. Об этом и свидетельствовал Сам Господь наш Иисус Христос в беседе со Своим тайным учеником Никодимом, напомнив ему о чудесном событии времен пророка Моисея.
Избранный Богом народ, избавленный Им от многовекового египетского рабства, шел из Египта в землю обетованную и необъяснимым образом был проведен пророком через Чермное море. И хотя со всех сторон их окружала пустыня, Бог посылал им с Небес необходимую пищу – то птицы сами падали к их ногам, то вместо хлеба летела небесная манна. А от удара жезла Моисея камень стал источать родниковую воду. Однако вместо благодарности Богу из уст людей исходил ропот и слышались жалобы на переживаемые ими трудности. Избранный народ забыл, что освобождение из египетского рабства дало ему возможность наконец-то опять свободно исповедовать веру в истинного Бога и воспевать Его своею благочестивой жизнью. Их главной ценностью и пределом мечтаний оказались египетские котлы с мясом и относительные бытовые удобства оседлой жизни. Они негодовали на Моисея и даже на Самого Господа Бога. Сколько явных чудес они получили от Творца и при этом остались неблагодарными!
Братья и сестры! Слова эти – не в осуждение другого народа, а о нас самих. Увы, но мы не слишком отличаемся от них! Разве Господь не ущедрил нас особыми милостями, нашу Православную Русь – просторами и богатствами, чудесами и благодатью? Наконец, Он даровал нам благочестивого Царя, святого Николая II, которого по нашим грехам в итоге забрал от нас и который добровольно принял мученический венец за отступление народа от Божиих заповедей. Царь Николай II – Помазанник Божий, и, как пророк Моисей, теперь он молит Господа за наш народ. Но мы, уже явно наказанные за содеянные грехи, никак не опомнимся и продолжаем плакаться: «Для чего Бог попускает России такие скорби? Почему мы оставлены? За что такая судьба?..» Однако неблагодарность Богу и ропот – это тоже великие грехи, которые мы прилагаем к уже имеющимся.
Чтобы мы поняли причину своих скорбей и осмыслили тяжесть грехов, Господь дает нам наглядный урок. Он наказал в пустыне богоизбранный народ – так, путники внезапно были окружены со всех сторон ядовитыми змеями, и в течение нескольких минут великое множество людей погибло в ужасных мучениях. Уцелевшие, пришедши в разум, с раскаянием обратились к пророку Моисею: «Ты человек Божий, умоли Господа, чтобы Он дал нам избавление!» И он взмолился: «Милосердный Господи, помилуй этот народ, еще раз прости его и дай ему избавление от смерти, которая его поражает!» И милостивый Создатель наш повелел Моисею: «Сделай из меди образ змея и повесь его как знамя посреди стана, чтобы все видели его, и когда ужаленные люди посмотрят на него, они тотчас получат исцеление» (см.: Числ. 21, 1–9). И совершилось чудо: гады, поражавшие народ, перестали быть смертельно опасными. Так была явлена любовь Божия к бедствующим скитальцам.
Это послужило и прообразом совершеннейшего проявления любви Создателя в будущем. Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3, 14), – сказал Иисус Христос. Люди Израиля смотрели на медного рукотворного змея, в котором, конечно, не было отравы, но который по Божиему велению служил защитой от действительного яда. Мысли людей обращались к Богу, противопоставившему Своего змея гадам земным, смертоносным. Видя же исцеления, народ снова верил Творцу и благодарил Его.
Но событие сие – не только символ произошедшего на Голгофе, это одновременно и пророчество о судьбах всех людей. Мы, люди, – скитальцы, и должны идти по жизни, как по пустыне. Должны идти из рабства греха в землю обетованную, в Царство Небесное. На этом пути нам встретятся змеи – козни лукавого, наши собственные страсти и пороки, и их уязвления могут быть смертельны для нас, если мы не воззрим с верой на Сына Божия, взошедшего на Крест ради нашего спасения. Подобно тому, как медный змей не содержал в себе яда, но, напротив, спасал от змеиных укусов, так и Христос, имея не только Божеское, но и человеческое естество, спасает людей от яда греховного. И, когда мы обращаемся ко Христу, – не просто внешним взором, не только одними устами, но всем сердцем, и просим прощения у Него в наших грехах, и умоляем о помощи, тогда Господь дарует нам избавление и силы для борьбы со злом. Мы должны любить Бога нашего, Который так возлюбил нас, что отдал Сына Своего, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел Жизнь Вечную. И теперь Кровь Христова, пролитая на Кресте, та Кровь, которой мы приобщаемся в Его Церкви, может исцелять нас от смертельного яда греха. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него (Там же, 17).
Однако зло набирает все большую силу в мире, и никто не устоит в последние времена, кроме тех, на ком не будет начертания антихриста. Лучше смерть с крестом на груди и в душе, чем клеймо на руке или челе! Это – заповедь Божия, это и есть спасающий Крест, посылаемый нам! А как примем мы силу Христова Креста и как в жизни своей осуществим то, что Господь нам завещал, зависит только от нас. Аминь.
Протоиерей
Георгий ВАХРОМЕЕВ,
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва
Георгий ВАХРОМЕЕВ,
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва