Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Спасение от греховного яда. Неделя 16-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением 20.09.2015

Спасение от греховного яда. Неделя 16-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Никто не восходил на Небо, как только сшедший с Небес Сын Человеческий, Сущий на Небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел Жизнь Вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел Жизнь Вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него (Ин. 3, 13–17).
Вот так, дорогие братья и сестры, Спаситель Христос раскрывает нам тайну Своего Креста и тайну Своей любви. Любовь Христова и Крест Христов – это два неразделимых понятия. В следующее воскресенье, в день великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, мы будем поклоняться этому орудию Его страданий и смерти. А сегодня, в преддверии сего торжества, мы слышим слово Христово о животворящей силе Его Крестной любви.
Итак, до Иисуса Христа никто из людей не восходил на Небо. Этого сподобился только Сын Человеческий, сшедший с Небес для нашего спасения. Никто не восходил на Небо потому, что со времени грехопадения Адама оно было закрыто для рода человеческого. А Христос, исполнив на земле всякую правду (Мф. 3, 15), пострадав за нее и искупив наш первородный грех, вознесся туда к Богу Отцу, открыв путь восхождения и нам. Вспомним слова Писания о праведном Енохе и пророке Илии, о том, что они живьем были взяты на Небеса. Однако эти святые оказались не на том Небе, где пребывает Бог, но в особом месте селения праведных. Что же из этого следует? То, что Небо Божие – это истинное Отечество наше, для которого мы и созданы, и теперь оно снова отворено для рода человеческого. И нам не надо мечтать, что земля – неизменное место нашего пребывания, надо здесь жить странниками и пришельцами и каждый час быть готовыми переселиться туда – в настоящее, вечное Отечество.
Что было бы с окружающим нас миром, если бы солнце вдруг перестало светить и погасло? Все живое тогда было бы обречено на погибель. Что стало бы с родом человеческим, если бы хоть на мгновение прекратилась любовь Божия к людям? Мы исчезли бы, и жизнь на земле прервалась. Но как солнце, не угасая, постоянно светит, согревает и животворит все вокруг, так и безпредельная Божия любовь никогда не иссякнет. Об этом и свидетельствовал Сам Господь наш Иисус Христос в беседе со Своим тайным учеником Никодимом, напомнив ему о чудесном событии времен пророка Моисея.
Избранный Богом народ, избавленный Им от многовекового египетского рабства, шел из Египта в землю обетованную и необъяснимым образом был проведен пророком через Чермное море. И хотя со всех сторон их окружала пустыня, Бог посылал им с Небес необходимую пищу – то птицы сами падали к их ногам, то вместо хлеба летела небесная манна. А от удара жезла Моисея камень стал источать родниковую воду. Однако вместо благодарности Богу из уст людей исходил ропот и слышались жалобы на переживаемые ими трудности. Избранный народ забыл, что освобождение из египетского рабства дало ему возможность наконец-то опять свободно исповедовать веру в истинного Бога и воспевать Его своею благочестивой жизнью. Их главной ценностью и пределом мечтаний оказались египетские котлы с мясом и относительные бытовые удобства оседлой жизни. Они негодовали на Моисея и даже на Самого Господа Бога. Сколько явных чудес они получили от Творца и при этом остались неблагодарными!
Братья и сестры! Слова эти – не в осуждение другого народа, а о нас самих. Увы, но мы не слишком отличаемся от них! Разве Господь не ущедрил нас особыми милостями, нашу Православную Русь – просторами и богатствами,  чудесами и благодатью? Наконец, Он даровал нам благочестивого Царя, святого Николая II, которого по нашим грехам в итоге забрал от нас и который добровольно принял мученический венец за отступление народа от Божиих заповедей. Царь Николай II – Помазанник Божий, и, как пророк Моисей, теперь он молит Господа за наш народ. Но мы, уже явно наказанные за содеянные грехи, никак не опомнимся и продолжаем плакаться: «Для чего Бог попускает России такие скорби? Почему мы оставлены? За что такая судьба?..» Однако неблагодарность Богу и ропот – это тоже великие грехи, которые мы прилагаем к уже имеющимся.
Чтобы мы поняли причину своих скорбей и осмыслили тяжесть грехов, Господь дает нам наглядный урок. Он наказал в пустыне богоизбранный народ – так, путники внезапно были окружены со всех сторон ядовитыми змеями, и в течение нескольких минут великое множество людей погибло в ужасных мучениях. Уцелевшие, пришедши в разум, с раскаянием обратились к пророку Моисею: «Ты человек Божий, умоли Господа, чтобы Он дал нам избавление!» И он взмолился: «Милосердный Господи, помилуй этот народ, еще раз прости его и дай ему избавление от смерти, которая его поражает!» И милостивый Создатель наш повелел Моисею: «Сделай из меди образ змея и повесь его как знамя посреди стана, чтобы все видели его, и когда ужаленные люди посмотрят на него, они тотчас получат исцеление» (см.: Числ. 21, 1–9). И совершилось чудо: гады, поражавшие народ, перестали быть смертельно опасными. Так была явлена любовь Божия к бедствующим скитальцам.
Это послужило и прообразом совершеннейшего проявления любви Создателя в будущем. Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3, 14), – сказал Иисус Христос. Люди Израиля смотрели на медного рукотворного змея, в котором, конечно, не было отравы, но который по Божиему велению служил защитой от действительного яда. Мысли людей обращались к Богу, противопоставившему Своего змея гадам земным, смертоносным. Видя же исцеления, народ снова верил Творцу и благодарил Его.
Но событие сие – не только символ произошедшего на Голгофе, это одновременно и пророчество о судьбах всех людей. Мы, люди, – скитальцы, и должны идти по жизни, как по пустыне. Должны идти из рабства греха в землю обетованную, в Царство Небесное. На этом пути нам встретятся змеи – козни лукавого, наши собственные страсти и пороки, и их уязвления могут быть смертельны для нас, если мы не воззрим с верой на Сына Божия, взошедшего на Крест ради нашего спасения. Подобно тому, как медный змей не содержал в себе яда, но, напротив, спасал от змеиных укусов, так и Христос, имея не только Божеское, но и человеческое естество, спасает людей от яда греховного. И, когда мы обращаемся ко Христу, – не просто внешним взором, не только одними устами, но всем сердцем, и просим прощения у Него в наших грехах, и умоляем о помощи, тогда Господь дарует нам избавление и силы для борьбы со злом. Мы должны любить Бога нашего, Который так возлюбил нас, что отдал Сына Своего, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел Жизнь Вечную. И теперь Кровь Христова, пролитая на Кресте, та Кровь, которой мы приобщаемся в Его Церкви, может исцелять нас от смертельного яда греха. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него (Там же, 17).
Однако зло набирает все большую силу в мире, и никто не устоит в последние времена, кроме тех, на ком не будет начертания антихриста. Лучше смерть с крестом на груди и в душе, чем клеймо на руке или челе! Это – заповедь Божия, это и есть спасающий Крест, посылаемый нам! А как примем мы силу Христова Креста и как в жизни своей осуществим то, что Господь нам завещал, зависит только от нас. Аминь.

Протоиерей
Георгий ВАХРОМЕЕВ,
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва

<-назад в раздел

Русский календарь