Хотя ясти, человече, Тело Владычне…
К сожалению, нередко многие верующие имеют сбивчивые, превратные понятия о таком предмете первостепенной важности для православного христианина как Причащение Святых и Животворящих Христовых Таин. Немало недоразумений происходит в связи с этим в церковной жизни.
Например, некоторые христиане годами не приступают ко Святым Тайнам под предлогом различных отступлений, допускаемых отдельными пастырями. Они не знают, что личные грехи не отлученных от Церкви и пребывающих в ее лоне священников не являются препятствием к претворению хлеба и вина в Плоть и Кровь Господни, необходимые каждому христианину для духовной жизни и спасения. Другие, напротив, убеждены, что причащаться нужно за каждой Литургией, на которой они присутствуют, причем без всякой подготовки. Таковые, очевидно, не понимают смысла Таинства Евхаристии и не знакомы с учением Церкви о подготовке к Причащению, а также о последствиях недостойного принятия святых Христовых Таин «в суд или во осуждение». Но и христиане, имеющие правильные понятия об этом святом Таинстве, зачастую пренебрегают ими на практике.
По этим причинам мы решили напомнить читателям некоторые азы Православного вероучения о Таинстве Святого Причащения в надежде, что публикация послужит к благотворному назиданию читающих и, приступая ко Святой Чаше с сердечным сокрушением и сознанием неизреченного милосердия Божия, мы будем причащаться Пречистых Таин «не в тяжесть, ни в муку, ни в приложение грехов: но во очищение, и освящение, и обручение будущаго живота и Царствия…»
О ТАИНСТВЕ СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ
«Причащение (или Евхаристия), – говорит святитель Филарет Московский, – есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает подлинные Тело и Кровь Иисуса Христа для Вечной Жизни».
Святитель Григорий Двоеслов более пространно и красноречиво высказывается о сути этого Таинства: «Одна эта Жертва спасает душу от вечной погибели; она таинственно возобновляет для нас смерть Единородного, Который, воста от мертвых, ктому уже не умирает: смерть Им ктому не обладает (Рим. 6, 9), однако ж, будучи безсмертным и нетленным в Самом Себе, снова закалается для нас в Таинстве Святой Евхаристии. Ибо в нем принимается Тело Его, разделяется Плоть Его во спасение народа, Кровь Его источается уже не на руки неверных, но в уста верующих. Размыслим же, каково должно быть Таинство, которое всегда напоминает нам страдание Единородного Сына за наше спасение. Кто из верующих может иметь сомнение в том, что в самый час Жертвоприношения по гласу священника отверзаются небеса, лики Ангелов присутствуют при этом Таинстве Иисуса Христа, высшее соединяется с низшим, земное с небесным и из соединения видимого и невидимого происходит единое целое?»
Таинство Евхаристии было установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом. Готовясь принять за нас страдания и смерть на Кресте, Он преломил хлеб и дал его ученикам со словами: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов (Мф. 26, 21). Потом взял чашу с вином и водой и передал ее ученикам, сказав: Пийте от нея вcи, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы изливаемая во оставление грехов; cиe творите в Мое воспоминание (Там же, 27–28).
С тех пор и доныне во исполнение завета Господа в Православной Церкви совершается это Таинство во спасение всех верующих людей. Святитель Григорий Палама пишет: «Мы держим все церковные предания, письменные и неписьменные, и прежде всего тайное и всесвятое служение и Причастие и общение и собрание, от которого другие служения получают свое совершенство и где в воспоминании Того, Который истощил Себя неистощимо и воплотился и страдал нас ради, священнодействуются и богодействуются, по Того божественному повелению и по Его собственному действию, самые божественные предметы, Хлеб и Чаша, и делаются жизнодательным Телом и Кровью, и даруются в несказанное Причастие и общение тем, которые благочестиво приступают».
О ПОДГОТОВКЕ К СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ
Но что значит благочестиво приступать к Таинству Причащения? Необходимо подготовить свою душу постом, молитвой, покаянием и примирением со своими ближними. «Ежели мы с верою неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, – говорит преподобный Амвросий Оптинский, – то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему, во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердою решимостию не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примирясь в сердце со всеми, опечалившими нас».
Примирение со своими ближними перед принятием Святых Даров установлено Самим Господом, Который сказал: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя; оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24). Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на это место Святого Евангелия пишет: «Бог пренебрегает собственной честью, лишь бы мы любили друг друга. К словам „если брат твой имеет что-нибудь против тебя“ не прибавил ничего другого: справедливо ли или не справедливо имеет он, примирись. Он не сказал: „если ты имеешь против него“, но говорил: „если он имеет что-либо против тебя, постарайся примирить его с собою“. Повелевает же оставить дар для того, чтобы у тебя была необходимость к примирению: пожелав принести дар твой, ты по необходимости должен будешь примириться. Вместе с этим показывает, что любовь есть и истинная жертва».
О ПЛОДАХ СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ
Если так готовится человек ко Причастию, тогда оно бывает ему во спасение, и не только во спасение, но и во освящение, как об этом говорит святитель Григорий Палама: «Если Сын Божий не только соединил с нашей природой – о безмерность человеколюбия! – Свою Божественную сущность и, приняв одушевленное тело и разумную душу, явился на земле и обращался среди людей (Вар. 3, 38), но – о изобилие чуда! – смешивая Себя через Причастие Своего святого Тела с каждым из верующих, Он соединяется и с самими человеческими существованиями, становясь одним телом с нами и делая нас храмом всего Божества – потому что в теле Христове телесно живет вся полнота Божества (Кол. 2, 9), – то неужели Он не просветит и не озарит души достойных причастников божественным блеском Своего Тела в нас, как Он осветил тела учеников на Фаворе? Тогда Господне Тело, еще не смешавшееся с нашими телами и носившее в Себе источник благодатного света, внешне освещало окружавших его достойных учеников и внедряло в их душу просвещение через чувственные глаза; теперь, смешавшись с нами и живя в нас, Оно тем более должно озарять душу изнутри».
О НЕДОСТОЙНОМ
ПРИНЯТИИ ПРЕЧИСТЫХ ТАИН
Если же христианин приступает к животворящим Тайнам без должного приготовления, то тогда его Причащение идет в суд и осуждение. Нередко случается, что после этого человек начинает болеть, а иные даже и умирают, как свидетельствует об этом святой Апостол Павел: Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 30). Толкование блаженного Феофилакта Болгарского таково: «Доказательство сказанного возьмите из того, что происходит между вами. Ибо оттого и случаи безвременной смерти, и продолжительные болезни, что многие причащаются недостойно. А те, которые до самой глубокой старости не испытывают болезней, уже не грешат? Грешат. Но тем, которые приступают недостойно, предлежат не одни только здешние наказания, но еще более тяжкие в другой жизни. Мы же и здесь не были бы наказываемы, если бы не грешили…» Отсюда видно все безрассудство тех православных христиан, которые приступают к Святым Тайнам без поста, молитвы, исповеди и примирения со своими ближними.
Слова святого Апостола Павла обнаруживают и ошибочность убеждения тех верующих и священников, которые призывают всех без исключения причащаться как можно чаще. Если человек ведет святую жизнь в посте, молитве, воздержании, поддерживая мир со своими ближними, тогда ему спасительно частое Причащение. Если же страстный человек начнет часто Причащаться, тогда последствия будут для него душепагубными.
Зная об этом, наши русские святые, например, преподобные Оптинские Старцы, держались в вопросе частоты причащения золотой середины. Преподобноисповедник Никон (Беляев) следующим образом решает этот вопрос: «Что лучше – редко или часто приобщаться Святых Христовых Тайн, сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя, Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять и тоже хорошо поступил. Поступки их хотя и противоположные, но по побуждению – одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству».
О ПРЕТВОРЕНИИ ХЛЕБА И ВИНА В ТЕЛО
И КРОВЬ ГОСПОДНИ
Некоторых людей занимает вопрос: как вино и хлеб претворяются в Тело и Кровь Христовы? Преподобный Иоанн Дамаскин его решает следующим образом: «Можно сказать еще и так, что подобно тому, как хлеб через ядение и вино и вода через питье естественным образом прелагаются в тело и кровь ядущего и пьющего и не делаются другим телом, по сравнению с прежним его телом, так и хлеб предложения, вино и вода через призывание и наитие Св. Духа сверхъестественно претворяются в Тело Христово и Кровь и суть не два, но единое и то же самое».
Протестанты и другие иноверцы не разделяют веры православных в то, что в Таинстве Евхаристии мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовой. Они говорят, что это только образ. Сходного мнения, к сожалению, держатся и некоторые верующие даже в лоне нашей Церкви, как, например, профессор Московской Духовной Академии А. Осипов, который отрицает сущностное изменение Святых Даров в Таинстве Евхаристии. Но Святые Отцы решительно опровергают такое заблуждение: «Хлеб и вино суть не образ Тела и Крови Христовой (да не будет!), но само обожествленное Тело Господа, – пишет преподобный Иоанн Дамаскин, – так как Сам Господь сказал: «Сие есть не образ тела, но Тело Мое, и не образ крови, но Кровь Моя». И прежде этого Он говорил иудеям: аще не снесте Плоти Сына Человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в Себе. Плоть Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво. И еще: Ядый Мя <…> жив будет (Ин. 5, 53, 55, 57)».
О ДРУГИХ
НАИМЕНОВАНИЯХ ПРИЧАСТИЯ И СВЯТЫХ ТАИН
Причастие Святых Христовых Таин называется еще приобщением, поскольку в этом Таинстве мы входим в теснейшее общение со Христом, а через Него и со всею Церковью, со всеми православными христианами. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Еще называется оно общением и воистину есть <общение> потому, что через него мы входим в общение со Христом и делаемся причастниками Его Плоти и Божества; <с другой стороны> через него мы входим в общение и объединяемся друг с другом. Ибо все мы, так как от единого хлеба причащаемся, делаемся единым Телом Христовым, единою Кровью и членами друг друга, получая наименование сотелесников Христа (см.: Еф. 3, 6)».
Отсюда видно, что ни под каким предлогом недопустимо участие в Святом Таинстве Евхаристии людей, не являющихся членами Православной Церкви. «Будем остерегаться всеми силами, чтобы не принимать причащения от еретиков и не давать им, – предостерегает нас тот же Святой. – Не дадите святая псом, – говорит Господь, – ни пометайте бисер ваших пред свиньями (Мф. 7, 6), чтобы не сделаться нам участниками превратного учения и осуждения их».
Святые Тайны называются еще Святыми Дарами, потому что сообщаемая ими благодать Святого Духа даром дается всем верным. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Святые Тайны называются Божественными Дарами, потому что подаются нам Господом совершенно туне, даром, незаслуженно с нашей стороны; вместо того чтобы нас наказывать за безчисленные наши беззакония, совершаемые каждый день, час, минуту, и предавать нас смерти духовной, Господь в Святых Тайнах подает нам прощение и очищение грехов, освящение, мир душевных сил, исцеление и здравие души и тела и всякое благо, единственно только по вере нашей».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечно, святоотеческие требования к подготовке причастников к принятию Тела и Крови Христовых очень высоки. Исполнение их требует от человека напряжения всех душевных сил. И в этой подготовке, может быть, самое трудное – это примириться с теми, кто тебя обидел. Не всегда мы исполняем это требование, а зачастую пренебрегаем им при подготовке к Таинству Евхаристии. Но, по крайней мере, мы должны знать правильный порядок вещей, чтобы укорять себя за его неисполнение и приносить Господу покаяние за его нарушение, остерегаясь в таком случае частого Причащения Святых Христовых Таин.
В завершение хотелось бы привести слова преподобного Иоанна Дамаскина, обращенные ко всем нам: «Будем приступать со всяким страхом, чистою совестью и несомненной верой, – и непременно будет нам <так>, как веруем, не сомневаясь. Почтим Таинство всякой чистотой душевною и телесною, ибо оно двояко. Будем приступать к нему с пламенным желанием и, сложив крестообразно руки, принимать Тело Распятого; устремив глаза, уста и тело, причастимся божественного угля, чтобы огонь находящейся в нас любви, воспламененный этим углем, сжег наши грехи и осветил наши сердца и чтобы мы приобщением божественного огня воспламенились и были обожествлены».
Послушник
Михаил (ЗОРИН)