Слово в первый день индикта
Царь веков, Господь Бог наш, положил времена или лета в Своей власти (Деян. 1, 7), Сам установил в эти времена различные праздники для Своего прославления и для отдохновения людей от мiрских дел их. Еще в Ветхом Завете Он повелел каждый год особенно праздновать наступление – 1 день – седьмого месяца, т.е. сентябрь, так как он от марта, первого месяца от сотворения мiра, есть седьмой месяц (“Сентябрь” с лат. означает “седьмой”), чтобы люди, освободившись от житейской суеты, служили в этот день Единому Богу <...>
По какой же причине установлено это празднование?
В этом именно месяце, когда начали сбывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских.
В этом месяце Святой Пророк Моисей сошел с горы, с лицом, осиянным славою Божественной, и принес новые Скрижали, на которых был начертан Закон, данный Самим Господом (Исх. 34, 29).
В этом месяце начато было сооружение Скинии Господней среди стана израильтян (Исх. 35).
В этом же месяце первосвященник, единственный раз в течение всего года, входил в Святое Святых.
В этом месяце народ Божий, смиряя постом души свои и принося Господу жертву всесожжения, принимал очищение от грехов своих, содеянных за год.
В этом месяце совершилось торжественное освящение великолепного храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был в этот храм Ковчег Завета (3 Цар. 8).
В этом месяце все колена народа израильского отовсюду стекались в Иерусалим на праздник, исполняя Заповедь Господню: Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши (Лев. 23, 32).
С этого месяца начинали счет годам, особый для каждых пятидесяти лет. В то время как народ израильский вступал в обетованную землю, Господь повелел, чтобы люди особенно праздновали каждый пятидесятый год; и не только сами участвовали в этом праздновании, но и слуги и скот; даже самую землю, где поселились израильтяне, заповедано было оставлять в покое, не распахивать, не засевать, не собирать ни колосьев, ни виноградных, ни садовых плодов: все это предоставлялось в пищу бедным людям, а также зверям и птицам.
<...> В этот пятидесятый год прощались должникам их долги, отпускались рабы на свободу, и каждый человек особенно следил за собой, как бы не прогневать Господа каким-либо грехом, как бы не опечалить своего ближнего. То был год всепрощения и очищения от грехов. Этот пятидесятилетний круг, по повелению же Господню, разделялся на семь годовых седмин, (т.е. семь раз по семи лет) и каждый седьмой год назывался субботою или покоем.
<...>Но год начинался с первого сентября не только по ветхозаветным законам, но и по языческому индиктиону. «Индиктион», или «индикт» – слово римское и означает «объявление», «назначение», «налог». «Индиктом» также называлось первое число месяца сентября. Об этом индиктионе повествуют следующее.
Когда Август, кесарь римский, одержал победу над Антонием и Клеопатрой, обладавшими Египетской страной, и стал единым властителем для всей вселенной, то, для более удобного собирания податей со всех стран он установил индиктион на пятнадцать лет. Этот индиктион Август разделил на три срока, по пять лет в каждом, с тем чтобы в продолжение всего индиктиона три раза, в каждый пятый год, были собираемы подати. Такой закон был издан, главным образом, для отдаленных окраин государства, с которых трудно было собирать подати каждый год, так как собранные подати и через пять лет едва успевали достигать столицы – Рима. Каждое пятилетие называлось люструм, т.е. светлое, потому что, воздавая кесарю кесарево (Лк. 20, 25), люди в это время предавались веселью и жгли свечи. Народ не тяготился данью, потому что подати были небольшие и легкие, и платились добровольно. Продолжался же индиктион пятнадцать лет по следующей причине. В первое пятилетие платили дань железом и медью, которые употреблялись на изготовление мечей, копий, шлемов, щитов, панцирей и всякого военного оружия; во второе пятилетие собиралась подать серебром на жалованье войскам; в третье же пятилетие приносили в Рим дань золотом на украшение идолов. Окончив пятнадцатилетний круг индиктиона, начинали его снова, и первый год индиктиона называли новым годом. Такой обычай установлен был с первого сентября, потому что именно в этот день была одержана победа над Антонием и провозглашено единодержавие Августа.
Приняла и Святая Церковь обычай праздновать первого сентября начало индиктиона. Это было установлено по той причине, что в то время, когда праздновалось новолетие в Иудее и по всей вселенной, Господь наш Иисус Христос пришел в Назарет, где был воспитан. Это было в субботу, а в этот день иудеи имели обыкновение собираться в синагоге и проводить время в чтении книг пророческих. Господь «по обыкновению Своему», также вошел в синагогу и встал среди учителей. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам – открытие темницы, проповедовать ЛЕТО ГОСПОДНЕ благоприятное» (Ис. 61, 1–2). И, закрыв книгу и отдав служителю, Он начал говорить, что прочитанное пророчество исполнилось на Нем, что Он есть Истинный Мессия, посланный от Бога Отца для спасения людей и обновления их жизни. «И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам Благодати, исходившим из Уст Его» (Лк. 4, 16–22).
Праздник Новолетия был установлен Святыми Отцами на I Вселенском Соборе, в Никее. Это было в то самое время, когда царь Константин Великий, победив Максенция, просветил вселенную светом благочестия, искоренил идольские празднества, освободил Веру Христову от тяжких гонений и установил свои индиктионы. Тогда Святые Отцы установили праздновать Новолетие, как начало Христианской свободы, в воспоминание посещения Христом в этот день иудейской синагоги и проповеди Его о приятном лете Господнем.
С того времени и мы празднуем первый день сентября месяца. Но это уже праздник не Ветхого Завета, а Новой Благодати. Ибо в этот день Сам Законодатель, снисшедший с небес и носящий в Себе Духа Отца, явил Себя мiру и начертал Закон Божий не перстом, но Своим Божественным языком и пресладкими устами, и не на каменных Скрижалях, а «на плотяных Скрижалях» (2 Кор. 3, 3). Созидая Свою Церковь, которую только прообразовала ветхозаветная скиния, Он принес Богу Отцу за наши грехи жертву не без крови, Самого именно Себя. Сам Великий Первосвященник, прошедший небеса (Евр. 4, 14), очистив нас от грехов Своей Кровью, пролитой за нас, сделал нас святыми храмами, по словам Апостола: «храм Божий свят, а этот храм – вы» (1 Кор. 3, 17).
Святитель Димитрий Ростовский