Житие преподобного Симеона Столпника
Вскоре после этого Симеон пошел в один из монастырей, находившихся в родной его стране. Симеон пал на землю пред монастырскими воротами и лежал семь дней, терпя голод и жажду. Поселившись в монастыре, Симеон безпрекословно всем повиновался и служил. В короткое время он выучил наизусть всю Псалтирь. Будучи еще только восемнадцати лет от рождения, он был уже пострижен в иночество, и вскоре строгостью своего жития превзошел всех иноков того монастыря: не вкушал пищи целую неделю, носил власяницу из веревки, которая врезалась в тело до самых костей и всячески изнурял свое тело.
Прожив здесь немного времени, блаженный Симеон, водимый Духом Божиим, тайно ушел из монастыря, пришел на гору и, найдя здесь высеченную в скале небольшую келлию, затворился в ней на три года. Здесь он начал поститься по 40 дней каждый год в св. Четыредесятницу: ничего не пил и не вкушал и проводил время в непрестанной молитве, двадцать дней стоя на ногах, а двадцать сидя от великого утомления. Пробыв три года в своей тесной каменной келлии, Симеон взошел на самую вершину горы.
Слава о святом подвижнике распространилась повсюду. И стали приходить к нему все. Так прославил Бог прославлявшего Его. Когда же собралось к Симеону такое множество народа и все старались прикоснуться к нему, принимая от него благословение, блаженный стал тяготиться таким почитанием и безпокойством. И изобрел он небывалый способ избавиться от суеты людской: для того, чтобы приходящие не могли касаться его, умыслил он построить столп и стоять на нем. Поставив такой столп, он устроил на нем тесное жилье в два локтя, и стал здесь проводить жизнь свою в посте и молитвах. И был он первый столпник. Столп имел в высоту 6 локтей, и святой Симеон простоял на нем несколько лет. После высота столпа доведена была до 20 локтей, а затем – и до 36.
Так преподобный, столпами различной высоты, как лестницами, восходил к Небесной стране, претерпевая страдания, летом мочимый дождем и палимый зноем, а зимой терпя стужу; пищей его было моченое сочиво, а питьем – вода.
Как-то явился ему диавол на огненной колеснице с огненными конями, сказав, что из-за его святости он уже хочет забрать его на небо. И поднял Симеон правую ногу, чтобы ступить на огненную колесницу, но вместе с тем осенил себя крестным знамением. Тогда диавол с колесницей исчез, как пыль, сметенная ветром. А Симеон познал бесовское прельщение, раскаялся и ногу свою, которой хотел ступить на бесовскую колесницу, казнил тем, что стоял на одной той ноге целый год. Диавол, не терпя такого подвига, поразил ногу преподобного лютой язвой, и загнило на ноге тело, появилось множество червей, и по столпу на землю сочился из раны гной с червями.
Один юноша по имени Антоний, собирал червей, падающих на землю, и, по повелению святого страдальца, опять носил их к нему на столп. Святой же, перенося болезнь с великим терпением, как второй Иов, прикладывал червей к ране, говоря: «Ешьте, что вам Бог послал».
В то время князь сарацинский Василик, много наслышавшись о святом Симеоне, пришел к нему и, побеседовав с ним, получил великую пользу и уверовал во Христа. Увидев же червя, упавшего на землю из раны святого, князь взял его в руку и отошел. Преподобный воротил его и сказал:
– Зачем взял ты в честные руки твои червя смрадного, упавшего с моего сгнившего тела? Василик же, разогнув руку, нашел в ней драгоценную жемчужину и сказал:
– Это не червь, а жемчуг.
– По вере твоей было тебе это, – сказал преподобный.
Вскоре затем опять переменили Святому столп и устроили ему новый в 40 локтей. На этом столпе преподобный стоял до самой своей блаженной кончины.
Что сказать о непостижимых подвигах преподобного? Выразить их невозможно, ибо они превосходят силы человеческие.
– Я, – говорит блаженный Феодорит, – прежде всего удивляюсь его терпению: ночью и днем стоит он так, что всем его видно. Случилось раз, что дверцы и немалая часть верхней стены развалились от ветхости, и доколе стена и дверцы не были сделаны вновь, святой был зрим всеми немалое время. Тогда увидели новое и удивительное зрелище: иногда он стоял подолгу неподвижный, иногда же приносил молитвы Богу, творя частые поклоны. Некто из стоявших при столпе рассказывал, что он хотел сосчитать поклоны, которые полагал подвижник не переставая, и, насчитав тысячу двести сорок четыре, выбился из сил и, будучи не в состоянии смотреть на высоту столпную, перестал считать.
Повседневный устав жития преподобного был таков. Всю ночь и день до девятого часа стоял он на молитве, после же девятого часа говорил поучение собравшимся у столпа; затем выслушивал нужды и прошения всякого пришедшего к нему и исцелял болящих. Потом укрощал свары и споры людские и восстановлял мир; наконец, по заходе солнца, опять обращался к молитве. Неся такие труды, не переставал он заботиться о мире церковном, разоряя языческое безбожие, опровергая иудейские хулы, искореняя еретические учения; царей же и князей и всякие власти своими мудрыми и полезными письмами направлял к страху Божьему, к милосердию и любви и возбуждал к охранению Церкви Божией и много поучал всех душеполезному.
Так проводя дивное житие, которое казалось невыносимым для естества человеческого, он и ко Господу отошел стоя с главою, поникшею долу, как на молитве, а руки – сложены на груди, имея от роду более ста лет. На столпе стоял он, как пишут люди, вполне достойные веры, восемьдесят лет.
«Жития святых» свт. Димитрия Ростовского