Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
01.09.2015

Житие святого мученика Андрея Стратилата

Святой мученик Андрей Стратилат. Фреска. Ярославль. Церковь Николы Мокрого. Святой Андрей был офицером-трибуном в римском войске во время царя Максимиана в своем родной городе с Сирии. Когда Персия стала угрожать войскам римского царства, Андрей как храбрейший и искуснейший из военачальников был произведен в Стратилата.

Тайный христианин, Андрей положился на Бога Живого, и, отобрав из множества воинов самых лучших, отправился в бой. Перед сражением он сказал своим воинам, что если все будут призывать в помощь Бога Единого и Истинного, Христа Господа, то неприятели их рассыпятся как прах. Так воины, воодушевленные Андреем и его верой, призвали в помощь Христа, и неприятели разбежались. Персидское войско было полностью разгромлено.

Когда Андрей с победой вернулся в Антиохию, некие завистники донесли царю на то, что Андрей христианин, и царский наместник вызвал его на суд. Андрей открыто изъявил свою непоколебимую веру во Христа. После лютых мук наместник бросил Андрея в темницу и написал царю в Рим. Зная о том, что народ и войско любят Андрея, царь повелел наместнику отпустить Андрея на свободу, и найти какую-нибудь иную причину, чтобы убить его. Через Божие откровение Андрей узнал об этом царском повелении, и, взяв с собой своих верных воинов, всего 2593 человека, пошел с ними в Тарс Киликийский, и там все приняли крещение от епископа Петра. Гонимые царскими властями, Андрей и его дружина скрылись в Армениина горе Таврос. Там в тесном ущелье, воины Царя Небесного и приняли мученическую кончину от рук нечестивых воинов. Никто из них не пытался защищаться, но все желали мученической смерти за Христа. На том месте, где пролилась их мученическая кровь, пробился целебный ключ, водой которого исцеляются многие болезни. Епископ Петр тайно пришел в ту землю с клириками и там с честию похоронил тела мучеников.

Пролог свт. Николая Сербского

 

Житие святителя Питирима, епископа Великопермского

Святитель Питирим, епископ Великопермский, был избран и посвящен на Пермскую кафедру после страдальческой кончины святителя Пермского Герасима († после 1441 г.). До того святитель Питирим в сане архимандрита настоятельствовал в Чудовом монастыре. Позже он стал известен как составитель канона святителю Алексию, Митрополиту Московскому и собиратель сведений о его житии.

Прибыв на кафедру, святитель Питирим прежде всего занялся установлением дружественных отношений между зырянами и вогулами. Он рассылал увещательные грамоты и послания, стремясь оградить зырян от грабежа. Однако предводитель вогулов Асыка, пользуясь княжескими раздорами и удаленностью кафедры от столицы, разорял христианские селения и убивал беззащитный народ. Новгородские владельцы земель на реках Выге и Двине, терпевшие убытки от безпрестанного разбоя, в 1445 г. пошли против вогулов и взяли Асыку в плен. Коварный язычник клялся в дружественном отношении к Перми и обещал не тревожить более христиан. Отпущенный на свободу, Асыка стал выжидать удобного момента, чтобы напасть на Усть-Вымь, с целью убить святителя Питирима, которому приписывал свое поражение от новгородцев.

За это время святитель Питирим дважды был в Москве: в 1447 г. для составления соборного послания князю Димитрию Шемяке, изменившему клятвенным договорам (предполагают, что составителем грамоты был святитель Питирим), и в 1448 г. при поставлении на Московскую митрополию святителя Ионы.

Воспользовавшись отсутствием святителя, Асыка снова напал на ближайшие к Печоре зырянские поселения, убивая и грабя жителей. Не только зыряпе, но и вогулы, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать Крещение.

Озлобленный этим, Асыка совершил новое злодеяние. 19 августа 1456 г. он убил святителя Питирима, когда тот совершал освящение воды на мысе, образуемом слиянием рек Ваги и Вычегды. Тело святителя оставалось в течение 40 дней в гробе на месте кончины (так как ждали ответ на печальное известие о его преставлении), и, несмотря на знойное время, тление не коснулось его. Святитель был погребен в Усть-Вымском кафедральном Благовещенском соборе возле своего предшественника, святителя Герасима. Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 г. А с 1607 г. была установлена общая память (29 января) трем Великопермским святителям: Герасиму, Питириму и Ионе, преемственно сменившим друг друга на Усть-Вымской кафедре.

Жития Русских Святых


<-назад в раздел

Русский календарь