Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
30.08.2015

Житие преподобного Пимена Угрешского

Преп. Пимен. Икона. Москва. До 2007 г.Преп. Пимен (в мiру Петр Дмитриевич Мясников) родился 10 августа 1810 года в Вологде. Родители его были люди благочестивые, честные и достаточные. Когда Петру минуло семь лет, его стали учить грамоте. Народных училищ в то время в Вологде не было, и дети людей среднего класса учились грамоте, где придется.

Когда Петру было уже лет десять и он мог свободно читать, он принялся за чтение Библии. Постепенно Петр стал охладевать ко всему временному и, помышляя более о вечном, начал думать, как бы ему поступить в монастырь. Отец его был церковным старостой в своем приходе, и Петр, когда только мог, непременно бывал в церкви. Он часто также ходил в Духов монастырь и, встречался там с одним подвижником.

Достигнув семнадцатилетнего возраста, Петр достал себе книгу «Алфавит Духовный» и, прочитав ее, окончательно утвердился в мысли отказаться от мiра. Отец его, хотя и не весьма охотно и не вдруг, однако согласился не мешать благочестивому юноше последовать примеру сестер, которые в то время уже вступили в Горицкий Троицкий монастырь. Юный послушник Петр находился на послушании в келарной, помощником келаря в Новоезерском монастыре. После кончины архимандрита Феофана (1833 г.), Петр отправился на родину, в Вологду, хлопотать о своем увольнении от общества.

Отец Игнатий (Брянчанинов), бывший в то время игуменом Лопотова монастыря, снабдил Петра двумя письмами, из которых одно было адресовано известному Оптинскому старцу и учителю, отцу Леониду (Наголкину), другое – к отцу Иларию младшему, жившему когда-то в Свирском монастыре вместе с Брянчаниновым. Благодаря этим двум письмам, Петр был радушно принят в Оптиной пустыни. И когда в 1834 году иеромонах Иларий был назначен настоятелем Николо-Угрешского монастыря Московской епархии, он взял с собой послушника Петра в качестве келейника.

26 марта 1838 года игумен Иларий постриг послушника Петра в мантию и нарек ему имя Пимен в честь великого подвижника монашества. После того он целую неделю неисходно пребывал в Успенской церкви, где был пострижен, и в скором времени, уволенный от должности келейника, получил отдельную келию и послушание церковное.

В феврале 1839 года монах Пимен был хиротонисан в сан иеродиакона. А позже митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) иеродиакон Пимен был назначен Угрешским казначеем в Московский Знаменский монастырь. И еще менее чем через год о. Пимен был рукоположен в сан иеромонаха.

Иеромонаху Пимену приходилось иметь попечение о благосостоянии обители, и на нем лежали все тяготы управления. 16 октября 1853 года стараниями отца Пимена и при поддержке митрополита Филарета Николо-Угрешский монастырь был преобразован из штатного в общежительный, а иеромонах Пимен был возведен в сан игумена и назначен настоятелем обители в виду того, что игумен Иларий подал прошение об увольнении на покой.

Преп. Пимен всецело предался интересам монастырским, всегдашнему и неусыпному о нем попечению. Он умел требовать, умел взыскивать и, наказывая строго, любил и утешить человека достойного из братии, и умел щедро и не стесняясь, наградить и поощрить.
В постные дни отец Пимен, согласно с уставом, умеренно употреблял надлежащую пищу, но не удручал себя чрезмерным воздержанием, а говаривал: «Дай Бог соблюсти в точности и то, что нам положено по уставу, не мудрствовать, а в простоте исполнять».

Отец Пимен был всегда усерден к церковному богослужению, не дозволял никаких отступлений ни в самой службе, ни в часах богослужения. Сам он, пока дозволяло здоровье, всегда приходил к утрене, в три часа, весьма часто сам читал кафизмы или канон, не очень громко, но плавно и внятно, голосом не вилял, учил, что слово Божественное имеет свою собственную силу и не требует, чтобы мы старались своим голосом придавать ему выражение.

Он был глубоко и искренно благочестив, не суемудрствуя и не сомневаясь в учениях святой Церкви или святых отец. Ему часто случалось говорить мiрянам в ответ на какое-нибудь сомнение или на извинение, что они не исполняют в строгости устава Церкви: «Нам тут сомневаться не в чем, этому учит святая Церковь, и извинять себя не можем своими мудрствованиями. Если чувствуешь, что делаешь отступления, так не оправдывай себя, а смиряйся, сознавай, что ты согрешил и живешь худо, не так, как следует, не по Божественному слову, и прибегай к милосердию Божьему, а не говори: экая важность, что я это делаю или этого не делаю. Очень велика важность; ты не хотел знать, что об этом говорили святые отцы, прославленные угодники Божий, которые были не нам чета, ты делал заведомо отступления от устава Церкви. Сугуб грех имаши. Сознай свою слабость, проси прощения у Бога. Так-то, сударик, больше Церкви, выше святых не будешь».
И говорил в этом духе о.Пимен часто и без лицеприятия.

24 августа 1858 года за выдающиеся заслуги владыка Филарет возвел игумена Пимена в сан архимандрита. За это время трудами отца Пимена было выстроено в монастыре пять церквей! и в 1866 г. открыто монастырское народное училище. В 1869 году архимандрит Пимен был назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии.

Над отцом Пименом исполнилось слово Христа Спасителя: «Аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой». Во всю свою жизнь отец Пимен непрестанно памятовал свое монашеское звание и с этой точки зрения смотрел на каждый свой шаг, на все свои действия. Он глубоко был проникнут монашеским духом и старался водворить этот дух не только в Угрешской обители, им управляемой, но и во всех общежительных монастырях, подчиненных его ведению как благочинному.

Праведная кончина архимандрита Пимена последовала 17 августа 1880 года. Почитание его началось сразу же по смерти, множество паломников приходило к часовне над могилой отца Пимена. Местночтимое почитание святого возобновилось вместе с открытием обители в 1990 году, на Архиерейском Соборе причислен к лику общецерковных святых.

По материалам, подготовленным Иоанно-Предтеченским женским монастырем Москвы

<-назад в раздел

Русский календарь