Житие святого мученика Диомида
Святой Диомид был родом из города Тарса Киликийского, по занятию он был врачом, верою же был христианин, и врачевал не только тела, но и души людские; ибо он увещевал эллинов уверовать в Бога и просвещал их, подготовляя ко святому Крещению.
В царствование императора Диоклетиана – на святой Диомид оставил Тарс и пришел в город Никею, находившийся в Вифинии; и здесь, по обыкновенно своему, святой Диомид творил врачевания, причем врачевал не только лекарственными средствами, но главным образом призыванием всесильного и целебоносного имени Господа нашего Иисуса Христа и знамением честного креста; многих идолопоклонников он обратил к вере во Христа благодаря своему искусству врачевания, а также и учением своим.
Когда император Диоклетиан, бывший в то время в странах восточных, узнал об этом, то послал воинов взять святого; когда воины прибыли к тому месту, то нашли святого Диомида уже умершим о Господе; однако отсекли мертвому главу, дабы отнести ее к императору. Но тотчас по отсечении главы воины те лишились зрения и стали слепыми, так что их повели другие к царю, причем они несли отсеченную главу святого мученика Диомида.
Когда император увидел главу, а также увидел и слепых воинов, то приказал им тотчас же отнести главу и приложить ее к телу на свое место; лишь только воины сделали так, как тотчас же прозрели и уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, Бога истинного, Коему воссылается слава вечно. Аминь.
Слово преподобного Иоанна Дамаскина о поклонении святым иконам
Так как некоторые порицают нас за то, что мы поклоняемся и почитаем образ Спасителя нашего и образ Матери Божией, а также и образа (иконы) прочих святых рабов Христовых, то пусть знают таковые, что первоначально Бог сотворил человека по образу Своему. Ради чего мы поклоняемся друг другу (приветствуем друг друга), как не по той причине, что все мы созданы по образу Божию? Богоносный и святой великий отец Церкви Василий Великий говорит, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразному. Первообразное же есть то, коего подобие начертывается и от коего дается изображение на иконе. И по какой причине люди Моисеевы поклонялись скинии вещей небесных, стоя вокруг нее, между тем как скиния являла собою подобия многих изображений, ибо Бог сказал Моисею: Смотри, сделай их по тому образу, какой показан тебе на горе (Исх. 25, 40). Также и херувимы, осенявшие алтарь, не были лиделом рук человеческих; точно также и преславная иерусалимская церковь была построена разве не искусством руки человеческой? Святое Писание осуждает лишь тех, кто поклоняется идолам и кто приносит жертвы демонам. И еллины, и иудеи приносили жертвы: но первые приносили жертвы бесам, вторые же Богу. Жертвы еллинов были отвержены и прокляты, жертвы же иудеев были благоприятны Господу. Вот принес жертву Ной, и обнял Господь приятное благоухание (Быт. 8, 21), ибо эта жертва была принесена от чистого и благожелательного сердца; но Эллинские идолы, как мерзкие и богоненавистные, были запрещены и прокляты, так как были кумирами демонов.
Кроме сего, кто может изобразить лицо Бога невидимого, бесплотного, неописуемого, не поддающееся изображению? Безумным безбожием было бы желание изобразить Божество так, как оно существует Само в Себе. По этой причине в Ветхом Завете иконы не были в употреблении. Но потом, когда благосердый Бог, по Своей милости, устрояя наше спасение, явился в образе истинного человека, а не в подобии только лица человеческого, как некогда являлся Аврааму и пророкам, но явил Себяистинным человеком, ходя по земле, живя с людьми, творя чудеса, пострадав, распявшись на кресте, быв погребен, потом воскрес и вознесся на небеса, – тогда все то, что было в действительности, все то, что видели люди, но то, чего не видели мы, не жившие в то время, – все сие тогда и записано было в наше назидание и напоминание, дабы мы, не видя то, как бы слышали то, и, уверовав, получили блаженство (вечное). А так как не всем дано знать писания, не всем дан дар чтения книг, то святые отцы единогласно рассудили изобразить все сие на иконах для быстрейшего воспоминания, как славные победоносные знамения. Ибо часто по нерадению нашему мы забываем о страдании Господнем; посмотрев же на изображение Христова распятия, мы тотчас воспоминаем Его спасительные страдания и, припав, поклоняемся не вещи, но Тому, Коего изображение мы видим перед собою; ибо мы поклоняемся не тому материалу, из которого составлено Евангелие, но написанному в нем слову Божию; точно также мы поклоняемся не тому материалу, из которого сделан крест, но изображаемому крестом Распятию Христову. Крест ничем не отличался бы от материала, из коего он составлен, если бы не изображал собою Распятия Христова. То же самое следует сказать и о иконе Пресвятой Богородицы, ибо та честь, которую мы воздаем Богоматери, восходит к Воплотившемуся от Нее. Точно так же и мужественные подвиги святых угодников Божиих, изображаемые на иконах, возбуждают нас к мужеству, ревности и подражанию их добродетелям и к прославлению Бога и, как мы сказали, та честь, которую мы воздаем благохвальным подвижникам, изображенным на иконах, есть свидетельство нашего усердия пред общим всех нас Господом и, кроме того, та честь восходит к истинному первообразу.
То, что мы сказали, не записано в Священном Писании, как не записано там и о поклонении на восток, почитании креста и многом другом, тому подобном. В Истории же записано, как Авгарь, царь эдесский, послал живописца своего, дабы он написал образ Господа, но тот (живописец), не мог исполнить приказанное ему, по причине дивного света, исходившего от лица Христова. Тогда Сам Господь приложил полотенце к божественному и животворному лицу Своему и изобразил на полотенце Свое подобие, которое и послал к Авгарю, дабы исполнить его желание. А что святые апостолы многое передали нам без писаний, об этом свидетельствует апостол язычников святой Павел, говоря так: Тем же убо братие, стойте и держите предания, им же научитеся или словом, или посланием нашим (2 Сол. 2, 15). И в другом месте: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1 Кор. 11, 2).