Как смерть пришла к людям?
А от древа познания добра и зла не ешь от него,
ибо в день, в который ты вкусишь от него,
смертью умрешь… (Быт. 2, 17)
Как часто мы ропщем на Бога, что Он забирает того или иного человека. А ведь жало смертное на земле появилось от рук самого человека. Не знали первые люди ни горя, ни болезней, ни смерти, пока пребывали в послушании перед Богом, но человек нарушил, данный ему запрет и потерял райское общение с Богом. Первое убийство, первая смерть произошла от порока зависти. Грех не стоит на месте, он как плющ, очень быстро разрастается и преумножается, а люди, порабощенные им, падают все ниже и ниже.
Бог желал от Адама и Евы лишь покаяния, но Адам и Ева ответили Ему словом погибели и этим сами погубили свое обладание всеми благами и сиянием рая. И от таких-то благ рая отреклись они, несчастные! И такой проклятой жизнью осчастливили себя, несчастные (т.е. желавшие по совету змия себя осчастливить еще более чем их счастливил Бог, и за это обретшие проклятие).
Итак, уступили они свое наследство (небесное) и взамен сделались наследниками столь проклятой земли, и пребывает сие наследие уделом людей столькие годы. Потом, в свое время, стали чадотворить, народили детей, и семя от семени расплодилось, детям рождаемым давали различные имена. Первыми же из всех имен были два имени: Каин и Авель. Со временем же, летом, по собрании жатвы от приплода, стали люди выделять части; каждый из своего сбора или приплода по своему усмотрению брал и возносил ее в жертву.
Один (из сих первых двух детей Адама) был добродушный и праведный; такова же была и его жертва, как сказано: жертву правды, возношение и всесожигаемая (Пс. 50, 21); жертва его приносилась им от избытка любви к Богу, о которых говорится: ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона (Пс. 50, 20), т. е. жертва истинного боголюбца, в нем же, как в истинном израильтянине, льсти несть (Ин. 1, 47).
Каин же душою мудрствовал и лукавил. Это породило в нем зависть; зависть же породила убийство, как говорится: зависть есть зародыш убийства. Какая же была причина тому, что Каин позавидовал брату своему и убил его? Говорим: возлюби брата твоего, и Бог возлюбит тебя, ибо любовь рождает сострадание; вследствие ненависти к брату возникла безжалостность, и взамен любви Авеля Каин воздал безжалостностью, и взамен печали его о нем (т. е. вместо молитвы взаимной, которую впервые заповедал Бог Авелю) совершилось убийство.
Плотское мудрование порождает лукавство; лукавство же – неверие, неверие же возращает безжалостность (т. е. нечувствие, безстрашие, ожесточение), ожесточение же опьяняет человека и представляет ему убийство как ничто. (Психологическая картина, как из маленького греховного семени (нечистого, еле уловимого помысла) развивается целое древо тяжких грехов). Так и сотворил Каин: произвел в себе ожесточение и, опьянев им, совершил убийство.
Как постепенно образуется опьяняющее вино из зерна, посеянного на земле, так постепенно развился грех в душе Каина и завершился убийством. Виноградная лоза сначала пускает почку с листьями, потом рождает цвет, цвет же мало-помалу наливается, зреет и рождает грозды, грозды же рождают вино, а человек, пия то вино, возвеселяется сердцем и опьяняется.
Так и зло в человеке сначала пустило почку лукавого, злого, плотского мудрования, плотское же мудрование породило лукавство, лукавство же, мало-помалу наливаясь и созревая, возросло в неверие. Грех сначала веселит сердце человека, как вино, потом овладевает им, лишая человека сознания. И неверие, в конце концов, порождает отчаяние: человек пьет отчаяние, впадает в нечувствие, наконец, выгоняет из виноградных выжимков еще сильнейший спирт и окончательно упивается им.
Взяв из потира выжимки, человек заставляет их бродить, перегоняет через огонь, извлекает из выжимок спирт, пьет его, опьяняется и не ведает, что творит; так и Каин: сорвал плоды с лозы зла, выжал вино в потире, выпил водку отчаяния и отчаялся (сперва возвеселившись прелестью любостяжания) и не знал, что с ним сделалось (вернее, что ему делать). Он собрал все выжимки, которые были собранны в потире, – говорим: внутренняя своя, – перебродил их на лукавом и плотском мудровании, выгнал спирт отчаяния, выпил его, пьянел, впал в зависть и безжалостность. Помрачила его зависть, и объяло ожесточение, он подвигся на убийство брата своего и убил его, братоубийца Каин!
Так он положил начало братоубийства, закончить же его имеет (и конец его есть противообразный), говорим, антихрист. (Противообразный называет его Святой Нил потому, что в нем ни малейшего подобия Богу не будет, будут одни лишь пороки в совершеннейшей степени.)
Каин есть начало возделывателей убийства, противообразный же (антихрист) соделается концом возделывания убийства. (То есть превзойдет всех убийствами и сам будет последний убитый на земле, ибо, по Писанию, Сам Господь убьет его духом уст Своих (2 Фес. 2, 8)).
Преп. Нил мироточивый Афонский. «Посмертные вещания»