Память преподобномученика Варлаама (КОНОПЛЕВА) и с ним пострадавших
Крестовоздвиженский собор
Белогорского монастыря в Пермском крае
Архимандрит Варлаам (в миру Василий Евфимович Коноплев) родился 18 апреля 1858 года в Югокнауфском заводе Осинского уезда Пермской губернии от благочестивых и добродетельных родителей. О себе он писал: «На десятом году я выучился грамоте; молился с беспоповцами, со стариками и простолюдинами; когда стал приходить в возраст, полюбил читать Божественное Писание. Все свободное время я отдавал чтению книг, покупая их или прося у других для прочтения. И постепенно стал разгораться во мне дух к Богу – я размышлял о вере, о расколе, о Православии восточной Церкви, размышлял о священстве, без которого, видел, спастись нельзя. В этих думах я забывал все. Ночью часто вставал на молитву перед иконами Господа Вседержителя и Пречистой Богородицы и молился усердно, горячо, со слезами, просил Господа: „Господи, открой мои очи, дай разуметь путь спасения; скажи мне путь, каким мне идти, научи творить волю Твою“.
<…> Хотя у меня и было ложное понятие о Вселенской Церкви, но втайне я просил милости Божией, дабы Царь Небесный, если в чем ошибаюсь, открыл мне путь правый. И Господь посетил меня Своим милосердием, послав мне о. Стефана, много потрудившегося для моего обращения из раскола. И однажды, размышляя, вспомнил я слова Господни: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Еще сказал Господь Своим ученикам: слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас, Меня отвергается; а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня (Лк. 10, 16). Ужас охватил меня от этих слов. И еще вспомнил: если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 17). И еще сказал Иисус ученикам Своим: как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир (Ин. 17, 18). У старообрядцев этого посольства не было 180 лет, и потом взяли без ведома Патриарха Цареградского митрополита Босносараевского Амвросия и по сие время пребывают со священством, посланным не от Христа Спасителя, а похищенным от Патриарха, без благословения. За это самовольство митрополит был запрещен. Выходит, что у старообрядцев не было посольства Христова и благодатные дары преподавать было некому; значит, согласно Симеону Солунскому, не было и Христианства истинного. Взирая на эти свидетельства, я уже не захотел пребывать в таком обществе, которое не составляет Соборной Апостольской Церкви.
<…> Присоединение мое к Православной Церкви состоялось 17 октября в Кафедральном соборе перед литургией и совершено было самим Преосвященным через Таинство Миропомазания. <…> 6 ноября владыка Петр облек меня в рясофор, и я поселился на Белой Горе. Постепенно стали собираться ко мне все желающие монашеского жития, и к 1 февраля 1894 года собралось двенадцать человек. В этот день я принял постриг в монашество с именем Варлаам в крестовой церкви у Владыки. На следующий день епископ Петр рукоположил меня во иеродиакона. 22 февраля было освящение престола на Белой Горе в малом храме во имя святителя Николая. Освящал сам Владыка, и по освящении престола за Литургией рукоположил меня во иеромонаха».
С этого времени о. Варлаам был назначен управляющим новостроящегося миссионерского монастыря на Белой Горе. Первое, что им было сделано, это восстановлено православное уставное богослужение, которое совершалось с искренностью и глубокой верой; памятуя, что монастырь миссионерский, была на должную высоту поставлена проповедь, которая звучала в нем утром и вечером. Ни одно богослужение не оставалось без поучения. Поучения эти были просты, доступны и сильно действовали на души паломников. Обитель сразу приобрела значение и ценность в глазах народа. Сюда ехали со всех сторон и за сотни верст со своими скорбями и несчастьями. Четверть века Белогорская обитель утешала страждущих, поддерживала слабых, помогала бедным.
Характеризуя обитель, епархиальный миссионер Андрей Куляшев говорил о ней: «<…> Здесь, в обители, всегда с должным усердием неустанно о том говорят, как нужно души спасать, как бороться с грехом, как готовить себя к жизни святой и блаженной. Царство Божие здесь усиленно проповедуется. Отцы Белогорского монастыря призывают паломников к постоянному бодрствованию, к постоянной борьбе с темной силой. Они умоляют нас иметь чистое сердце и спасаться в Церкви Христовой святой, Православной, принимать Тайны Святые, быть со священством, от Бога поставленным. Без Церкви спастись невозможно. Гибнут те люди, кои находятся в недрах раскола и сект; гибнут те люди, которые не ходят в храм Божий, не приобщаются Тайн Христовых. Подвергаются проклятию, по словам отцов Гангрского собора, те, которые „преобидят Церковь“, поносят, ругают святое Православие, горе тем людям несчастным, которые говорят, будто Церковь Христова может остаться без священства и Тайн. Эти несчастные люди уподобляются безбожникам, непризнающим Спасителя мира Богом Всемогущим. Неужели у Христа Спасителя, у Его Церкви, которая, по словам книги о вере, дороже для Него ангелов и неба, кто-либо может отнять священство и Таинства. Нет, Невеста Христова – Церковь Его – искажена быть не может, она всегда и неизменно останется с семью Таинствами и со священством. Неужели ты, человек, можешь сам, без помощи Церкви, священства и Таинств, получить спасение себе? Оставь эти гордые мысли. Христос Спаситель – Пастырь добрый, в снедь верным дает Свое Пречистое Тело и Кровь, и это святое Причастие человек ничем заменить не может, ни милостию, ни добрыми делами. „Аще кто живет чисте и в покаянии, а не приемлет Тайн Христовых, не может спастися, рече бо Господь: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем“ (св. Иоанн Златоуст). Если так нужно для нашего спасения святое Причащение, то так же нужно для нас и то священство, через которое мы получаем святое причастие. Нельзя нам спастись и без священства. <…>
Итак, пребывай, возлюбленный христианин, в святой Церкви Христовой, ходи в храм Божий, ибо и Сам Христос и святые апостолы ходили в рукотворный храм, почитай и лобызай святые иконы и святой крест, как велит нам слово Божие, призывай в молитвах святых угодников наших – этих друзей Божиих и Владычицу мира – Матерь Божию.
Вот та проповедь, которая раздается на Белой Горе, вот то поучение, которое слышат паломники на Уральском Афоне, вот те заветы, которые дают нам отцы белогорские». <…>
В 1897 году Белогорский монастырь был утвержден штатным монастырем, и о. Варлаам назначен его настоятелем. В 1902 году состоялась закладка престола величественного собора в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня вместимостью до пяти тысяч человек. До пятнадцати тысяч богомольцев собрались на это торжество. Закладывая собор, настоятель и братия не имели всех средств на его строительство, но имели веру, и она не посрамила их, постройку собора завершили, и летом 1917 года он был освящен. Обитель благоустраивалась и процветала. За четыре года в ней появились все нужные для нее промыслы и ремесла, от выделки кирпича до позолочения утвари и риз на иконах.
В первых числах июня 1917 года в обители состоялось последнее величественное торжество – освящение Белогорского собора. Были посланы приглашения всем благодетелям и посетителям обители, а также отпечатаны и разосланы по всей России извещения о предстоящем торжестве. 2-го июня в обитель приехал епископ Пермский Андроник (Никольский); 5-го июня стали прибывать в монастырь из окрестных селений крестные ходы с многочисленными богомольцами. Пройдя долгий путь при дневном летнем зное и пыли, они не выказывали утомления, лица многих были радостны, на них лежал отпечаток какого-то неземного состояния. Храмы не вмещали паломников, и богослужения совершались прямо под открытым небом; всенощные, панихиды или молебны – повсюду славилось имя Божие. И сама природа, казалось, внимала этому дивному зрелищу; не было ветра, свечи не гасли, так было тихо и хорошо. Везде, в храмах и на открытом воздухе, священники и миссионеры говорили проповеди. Настоятель монастыря архимандрит Варлаам, благочинный архимандрит Ювеналий и казначей иеромонах Антоний проводили исповеди. Долго и подробно они разъясняли народу вред греховных привычек, призывали к сердечному покаянию. И горько плакал русский народ, сокрушался о грехах, скорбел о погибели своей души и в покаянии умолял Бога.
По окончании освящения престола состоялся крестный ход. Епископ Андроник взял дискос с мощами святых мучеников, и все направились вокруг собора при тихом пении тропарей мученикам. Духовенство далеко растянулось по площади, за ним шли десятки тысяч богомольцев, звон колоколов мелодично раздавался в утреннем воздухе.
Так описывает монастырскую службу инок-паломник: «Уставная служба в храмах монастыря отличалась торжественностью и глубокой умилительностью. Схимники с детскими незлобивыми лицами имели в храме свои формы, молодые иноки стояли на хорах, а частью внизу. После вечернего правила в храме свечи гасились, и вся иноческая рать, человек в пятьсот, едва шелестя мантиями, двигалась по направлению к раке с частицами мощей. Затем раздавалось мощное пение молитвы „Достойно есть“ афонским распевом. При звуках молитвенного ублажения Божией Матери хотелось плакать. Какие-то светлые чувства широкой волной втеснялись в душу и думалось: „Как, вероятно, в эти минуты трепещет сатана и ненавидит поющих монахов“».
<…> Прошел год со времени освящения собора. В августе 1918 года большевики захватили обитель. В главном алтаре собора красноармейцы разворотили и осквернили престол. В келье архимандрита Варлаама устроили отхожее место, а иконописную мастерскую превратили в театр, где монастырских мальчиков-певчих заставляли петь светские фривольные песни. Многие монахи были после зверских пыток убиты. 12 / 25 августа красноармейцы арестовали настоятеля монастыря архимандрита Варлаама и по дороге в уездный город Осу расстреляли.
По книге игумена
Дамаскина (ОРЛОВСКОГО)
«Мученики, исповедники
и подвижники благочестия Русской
Православной Церкви ХХ столетия.
Жизнеописания и материалы к ним»