Актуальность правил Лаодикийского Собора в современной церковной жизни
Католические кардиналы на вечерне Недели Торжества
Православия в Константинопольской Церкви. Фанар, 2009 год
Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь Христова обладает неоценимым духовным богатством. Священномученик Ириней Лионский пишет: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви, ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине». Среди духовных сокровищ Святой Церкви важное место занимают священные каноны – переданные всем православным от Святых Апостолов и Святых Отцов правила, регулирующие церковную жизнь. Значение священных канонов настолько велико, что если христианин осознанно их попирает, то, по словам преподобного Феодора Студита, он не может считаться православным. «Мы православны и питомцы Кафолической Церкви, отвергающие всякую ересь и принимающие все признанные Вселенские и Поместные Соборы, равно как и изреченные ими канонические постановления. Ибо не вполне, а наполовину православный тот, кто полагает, что содержит правую веру, но не руководствуется Божественными правилами», – пишет преподобный Феодор.
Что представляют собой церковные каноны? Известный канонист епископ Никодим (Милош) дает следующее определение: «Правилами (κανονες*) называются те письменные определения, которые законодательная власть церковная издала в течение нескольких веков и которые доселе имеют силу в Православной Церкви как положительные и вообще обязательные законы для всех и каждого, кто есть член этой Церкви» (Правила Святой Православной Церкви с толкованиями). Все правила подразделяются на четыре группы: правила Святых Апостолов, правила Вселенских Соборов, правила Поместных Соборов и правила Святых Отцов. Священные каноны охватывают практически все стороны церковной жизни и дают четкие ответы на различные недоумения.
Среди прочих правил особого внимания современного христианина заслуживают постановления, принятые на Лаодикийском Поместном Соборе. Это связано с тем, что Отцы Лаодикийского Собора установили каноны, направленные против ереси нашего времени – экуменизма.
Сведений об этом Поместном Соборе сохранилось немного. Известно лишь, что собирался он приблизительно в 343 году из множества епископов Малой Азии в Лаодикии, столице Фригии. На Соборе было принято 60 правил различного содержания, и все они вошли в канонические сборники. Рассмотрим подробнее наиболее актуальные из них.
Сегодня в церковной среде широко распространен так называемый «православный банкинг». Действуют даже некие «церковные» банки, учрежденные церковными организациями. Между тем такого рода деятельность категорически запрещена как Святыми Апостолами, так и Отцами Лаодикийского и Первого Вселенского Соборов. Правило 4-е Лаодикийского Собора гласит: «Посвященные не должны давати в рост и взимати лихву, и так называемые имиолии, то есть половинный рост».
Толкуя данное правило, епископ Никодим (Милош) пишет: «Древние римские законы позволяли давать деньги в рост, который обыкновенно состоял из двенадцати процентов на сто в год, или же из сотой части всей данной в заем суммы на каждый месяц (usura centesima) <…>. Законы христианских государей особыми указами ограничили право взимания большого роста <…>. Первые христиане остерегались этой торговли деньгами как дела неправедного и, следовательно, воспрещенного или по крайней мере избегали ее до тех пор, пока между ними господствовала братская любовь, по которой имущество каждого было общим достоянием. К сожалению, некоторые из христиан, следуя примеру язычников, начали подражать им и в этой торговле. Последняя стала еще более достойна осуждения, когда было замечено, что последователями язычников в данном отношении сделались и многие клирики, которые вместо того, чтобы по церковному учению делиться с бедными, брали с них незаконный процент. Уже 44-м Апостольским правилом было установлено, что епископ, пресвитер или диакон, дающий деньги в рост, должен или прекратить это, или быть изверженным. Никейский Собор обращает внимание на тот же предмет, о котором говорит и названное Апостольское правило и, упоминая прежде всего рост в 12% в год, или сотую часть занятых денег в месяц (usura centesima), и рост полуторный (sesquialter), как и вообще все остальные способы ростовщичества, предписывает извергать всякого клирика, уличенного в этом деле <…>. Данное правило воспрещает каждому клирику без исключения давать деньги в рост и заниматься вообще каким бы то ни было видом ростовщичества; говорим каждому потому, что, как было сказано в толковании предыдущего правила, под словами εν τω κανονι εξεταζομενοι разумеются все клирики, следовательно, и священнослужители – епископы, пресвитеры и диаконы, и церковнослужители – иподиаконы, чтецы, певцы и т.д.».
Вторая язва нашего времени – индифферентное отношение к хранению чистоты веры, выражающееся, в частности, в попущении еретикам участвовать в православных богослужениях. Лекарство от этой духовной болезни также было определено Отцами Лаодикийского Собора, 6-е правило которого гласит: «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий».
* Самое слово κανων означает некоторое прямое орудие, употреблявшееся при тесании и шлифовании камня или дерева. <…> Это выражение (κανων), применяемое в церкви, на церковно-юридическом языке означает всякое постановление, которое издано подлежащею законодательною властью и высшею церковною властью утверждено для устройства церковных дел с тем, чтобы ничего не упорядоченного в церковной жизни не было, но все в ней правильно совершалось бы. С первых веков истории христианства у славянских народов слово κανων переведено как «правило», так употребляется и доселе (Правила Святой Православной Церкви с толкованиями).
В толковании на это правило епископ Никодим пишет: «„Кто не со Мною, тот против Меня“ (Лк. 11, 23; Мф. 12, 30), – говорит Иисус Христос, а кто против Христа, тот и против Его Церкви. Каждый еретик чужд Церкви, отрицая ту или иную основу христианской веры и тем попирая откровенную истину, а следовательно, и Того, Кто открыл эту истину, т.е. Иисуса Христа – Основателя Церкви. В силу этого вполне естественно, что таковой должен быть лишен церковной молитвы и той благодати, которую только посредством Церкви, Церкви Православной, может получить человек, и таковому, как предписывает правило, должно быть воспрещено входить в церковь, где эта благодать дается. На вопрос, можно ли совершать божественную службу, если в церкви находится какой-либо еретик (особенно арианин), Тимофей Александрийский отвечал, что это может быть допустимо лишь в том случае, если упомянутый еретик обещал отказаться от ереси и веровать православно (9 пр.)».
Также распространенным явлением сегодня, к сожалению, стали браки безразличных к своей вере православных с еретиками и иноверцами. Этот вопрос даже внесен в повестку так называемого «святого и великого» собора, который готовит Константинопольский Патриарх Варфоломей совместно с экуменически настроенными священнослужителями из других Поместных Церквей. Однако Отцы Лаодикийского Собора уже давно эту проблему решили: «Не должно церковным, без разбора, совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками» (10-е правило).
«Относительно смешанных браков, о которых идет речь в данном правиле, мы говорили в толкованиях 14 правила IV Вселенского Собора и 72 правила Трулльского Собора, – пишет епископ Никодим. – Что подобные браки вообще воспрещены, видно из всех правил Православной Церкви, говорящих об этом предмете. В правиле сказано, что принадлежащие к Церкви (τους τη; εκκλησιας, qui suut ecdesiae), т.е. верные (πιστοι, fideles) не должны без разбора (αδιαφορω; indiscriminatim) сочетавать своих детей с еретиками. Это не значит, что с одними еретиками можно вступать в брак, а с другими нет, сообразуясь с большей или меньшей важностью известной ереси, потому что ересь всегда остается ересью, учит ли она, например, что Сын Божий не единосущен Отцу, или что Дух Святый исходит от Отца и Сына, так как во всех случаях она одинаково оскорбляет Евангельское учение об основных догматах веры, вследствие чего каждый еретик является анафемой для Православной Церкви (II Всел. 1; Василия Вел. 1); в силу этого и православный не смеет никогда вступать в такую тесную связь, как связь брачная, с лицом, которое по своему верованию должно быть анафемой для Церкви. Слово αδιαφορω; – „без разбора“, употребленное в данном правиле, необходимо понимать в связи с 31 правилом того же Собора, после чего явится возможность правильно понять, что думали Лаодикийские Отцы о смешанных браках. Согласно с учением Святой Церкви, Лаодикийские Отцы вообще воспрещают смешанный брак, допуская его лишь в том случае, если данное иноверное лицо даст обещание принять Православную веру, т.е. стать православным (Лаодик. 31)».
Печальную картину приходится наблюдать всякий раз, когда «православные» экуменисты встречаются с папой римским. Наиболее старательные из них никогда не упустят случая взять «благословение» у «непогрешимого», хотя церковные каноны категорически запрещают брать «благословение» у еретиков. 32-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения».
Нередки и совместные молитвы экуменистов с еретиками. Некоторые же православные, избегая подобных встреч, не считают за грех молиться с отделившимися от Церкви раскольниками. Отцы Лаодикийского Собора предвидели эти духовные бедствия и узаконили следующее правило: «Не подобает молитися с еретиком, или отщепенцем» (33-е правило).
Толкуя данный канон, епископ Никодим пишет: «В этом правиле повторяется 45 Апостольское правило, причем добавляется, что не должно быть также никакого религиозного общения между православным и раскольником (σχισματιχψ)».
Экуменические СМИ, прикрывающиеся наименованиями православных, нередко публикуют жизнеописания и статьи о различных не принадлежавших к Православной Церкви людях, называя их святыми или мучениками, тем самым вводя читателей в заблуждение, поскольку вне Церкви не может быть истинного мученичества и подвижничества, как и вообще спасения. И этой болезни Лаодикийские Отцы не оставили без врачевания: «Всякому христианину не подобает оставляли мучеников Христовых, и отходити ко лжемученикам, которые, то есть, у еретиков находятся, или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради и прибегающие к ним да будут под клятвою» (Правило 34-е).
«Данное правило находится в связи с 9 правилом этого же собора, – пишет преосвященный Никодим, – и главным образом говорит об одном и том же предмете, а именно о лжемучениках, которым некоторые православные воздавали почитание. Разница заключается лишь в том, что в 9 правиле Лаодикийские Отцы имеют в виду тех православных, которые делали это по незнанию или под чьим-либо влиянием, вследствие чего и налагают на таковых временное отлучение от святого причащения (μεχπι τινος). В этом же правиле они говорят о тех, которые поступали в данном случае намеренно или, как говорит в толковании этого правила Вальсамон, ολοψοχψ διαθεσει (с полным душевным расположением), почему и предают таковых анафеме, как отступивших от Бога».
Правило 37-е Лаодикийского Собора гласит: «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев, или еретиков, ниже праздновати с ними». Следующее, 38-е правило, его дополняет: «Не должно принимати от иудеев опресноки, или приобщатися нечестиям их». В толковании на эти правила епископ Никодим пишет: «Религиозное общение христиан с иудеями воспрещено уже 7-м и 64-м Апостольскими правилами. В данном правиле подтверждается это воспрещение <…>. Всякое религиозное общение с иудеями Апостолы строго воспрещали в своих посланиях, и Апостольские правила только выражают это воспрещение в форме закона <…>. По поводу принятия христианами иудейских праздничных даров и особенно пресных хлебов Вальсамон в толковании этого правила замечает, что многие на основании этого правила обличают тех, которые совершают таинственную жертву на пресном хлебе; ибо если подвергаются извержению и отлучению те, которые только вкусили пресного хлеба во время иудейских праздников, то какому осуждению и наказанию должны подвергаться причащающиеся пресным хлебом как телом Господним или подобно иудеям совершающие на пресном хлебе Пасху?» Таким образом, этими правилами осуждаются еретики католики, которые служат свои мессы на опресноках.
Правило 39-е напрямую обличает так называемые экуменические «литургии»: «Не должно праздновали с язычниками и приобщатися безбожию их».
В последние десятилетия сначала на апостасийном Западе, а затем и в Православной Церкви начали раздаваться голоса о необходимости допустить женщин к священству, хотя Отцы Лаодикийского Собора законоположили: «Не подобает жене в алтарь входити».
Итак, мы рассмотрели некоторые каноны Лаодикийского Поместного Собора. Всего же, напомним, Собор принял 60 правил, регулирующих различные вопросы церковной жизни. Ознакомившись с ними, всякий православный христианин увидит духовную мудрость Лаодикийских Отцов и проникнется уважением к тому огромному труду, который они совершили во благо Святой Церкви.
Иеромонах Петр (СЕМЕНОВ)