Житие преп. Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его
В дни царя Иустиниана, когда христолюбивые люди стекались в святой г. Иерусалим на праздник Воздвижения честного и животворящего креста Господня, пришли из Сирии на поклонение честному Кресту юноши: Иоанн и Симеон, оба знатные и богатые.
Когда они, возвращались к себе, то увидели по берегам Иордана монастыри. Юноши возгорелись сильным желанием поселиться в тех монастырях для спасения своих душ и служения Богу. И тогда Иоанн предложил остановиться на распутии между Иорданом и Сирией, и помолиться, чтоб Господь указал им на правильный путь.
Помолившись довольно времени, юноши бросили жребий, и выпало идти по дороге, ведущей к Иордану. Тогда преисполнились они великой духовной радости и со смирением благодарилиБога.
Молили они Бога, да покажет им Свою волю, в какой монастырь им идти. И выбрали для себя такое знамение: в каком монастыре найдут они отворенные ворота, в тот, значит, Бог и повелевает им войти. Случилось им придти в монастырь преп. Герасима, в котором игуменом был муж боговдохновенный, Никон; ему было возвещено Богом о пришествии двух юношей. Ибо Никон видел во сне Господа, говорящего ему: "Встань, отвори двери ограды, да войдут сюда Мои овцы".
Игумен, сразу отворил монастырские ворота и сел около них, ожидая их прихода. Иоанн же и Симеон, приближаясь к монастырю, когда увидели отворенные ворота и у ворот сидящего старца, возрадовались. И обратился Иоанн к Симеону:
– Доброе это знамение, брат, – вот монастырь отворен и привратник сидит, как будто нарочно, ожидая нашего прихода.
Старец, увидев искреннее желание монашеского жития и чистоту душевную сих юношей, и, после малого испытания, совершил над ними иноческий постриг. А спустя нескольких дней постриг их в полный ангельский образ.
Но после того юноши недолго прожили в этом монастыре, но возгорелись желанием еще более уединиться от суеты и предаться безмолвию в пусыножительстве.
Не знали иноки как выйти им из монастыря, чтоб не обидеть этим игумена, который так много помог им своими молитвами и наставлениями в духовной жизни. И они решили уходить ночью, только не знали как это сделать, т.к. монастырь на ночь закрывался, а у врат дежурил привратник. Но как Господь открыл им врата монастыря, когда они пришли, так открыл их по их выходе из обители.
Покинув монастырь иноки молились чтоб Господь указал им место их дальнейшего пребывания. Когда они подошли к Мертвому морю и нашли близ него место удобное и келлию. Увидев это, юноши обрадовались и благодарили Бога и поселились там. Но враг наших душ, не стерпев богоугодного жития иноков, начал войну против них. Иоанну влагая воспоминание о жене и отце, Симеону – любовь к матери. Они же, когда видели друг друга печальными, тотчас утешали друг друга молитвами.
По смерти своих родных, оба стали безпечальны и вместе пробыли в пустыне, претерпевая всякое злострадание 29 лет, мужественно борясь с невидимыми врагами и, по Божией благодати, побеждая их.
А особенно Симеон в столь великое пришел безстрастие, что тело его стало как безчувственное дерево, не ощущающее никакого желания, так как все члены его были умерщвлены. И вот Симеон сказал Иоанну:
– Нет больше нам, брат, нужды оставаться в пустыне, но, послушай меня, пойдем, послужим спасению других: здесь мы только себе помогаем, а награды за помощь другим не имеем. Не апостол ли говорит: никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Кор. 10, 24; см.: Там же, 33). И еще: для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (Там же. 9, 22).
Иоанн ответил:
– Думаю, брат, что сатана, возненавидев наше уединение, внушил тебе такую мысль, но воспротивься ему и останься здесь, дабы подвиг наш, который мы здесь начали и на который мы призваны Богом, мы и окончили в этой пустыне.
Симеон возразил ему:
– Поверь мне, брат, что я здесь более не останусь, но по силе Христовой иду и поглумлюся над миром.
Иоанн стал говорить ему:
– Я еще не достиг такого совершенства, чтобы мог глумиться над миром; боюсь, чтобы как- нибудь он не посрамил меня и не лишил меня благодати Божией. Умоляю тебя, добрый мой брат, ради Господа, соединившего нас, не оставь меня смиренного, не отлучайся от своего брата; ты знаешь, что после Бога я не имею никого, кроме тебя одного, брат мой; от всех отказался и привязался к тебе одному. А ты хочешь теперь, как в море, оставить меня в этой пустыне одного. Вспомни день, когда мы бросили жребий и пошли вместе служить Господу и обещали не разлучаться друг с другом. Вспомни тот час, когда преподобный отец наш Никон облек нас в святой великий ангельский образ, и были мы оба как одна душа, и все дивились любви нашей. Не забудь слов великого старца, которыми он нас утешал и увещевал ночью, когда мы выходили из монастыря; не оставляй меня, брат, молю тебя, чтобы как-нибудь не погиб один без тебя, и Бог взыщет с тебя за мою душу.
Симеон вразумлял его:
– Считай меня, что я умер; в самом деле, если бы я умер, не оставался ли бы ты один? Поверь же, что если пойдешь со мною, поступишь хорошо; если не пойдешь – твоя воля; я же все равно здесь не останусь, но иду, куда велит мне Бог.
Иоанн понял, что это от Бога внушение Симеону, и не стал больше ему прекословить. Сокрушаясь же о разлучении своем с братом, так сказал ему:
– Смотри возлюбленный Симеон, чтобы собранное в пустыне не рассыпал мир, и что преуспел, благодаря молчанию, то пусть не повредится от мирской молвы; да не погубит сон твоих всенощных бодрствований, и мирские утехи да не рассеют иноческого созерцания. Берегись, чтобы вид женщин, от коих Бог сохранил тебя до нынешнего дня, не погубил твоего целомудрия, и страсть к собиранию имущества не похитила твоей пустынной нестяжательности, – чтобы посты твои не порушились вкушением многоразличных снедей и чтобы не уничтожились плач твой от смеха, а молитва – от лености. Если ты и получил, возлюбленный, от Бога такую силу, что можешь невредимо для спасения твоего пребывать в мире среди людей, все-таки храни бережно сердце твое от того, что будешь делать перед людьми телом; в том пусть не принимает участия воля, пусть не прикоснется душа твоя к тому, к чему прикоснется рука, и сердце не будет иметь удовольствия от того, что будут вкушать уста, и вместе с выступающими ногами да не возмутится внутренний покой, и все творимое вне да не ощутится внутри, и твой ум пусть сохранится безмятежным. Я радуюсь о твоем спасении, только ты молись обо мне Богу, чтобы не разлучил Он нас в будущем веке друг от друга.
– Не бойся, любезный брат мой Иоанн, – отвечал ему на это Симеон, – что я хочу делать; то не по моей воле, а по Божией, и ты узнаешь, что мое дело угодно Богу, из того, что приду к тебе до своей смерти и приветствую тебя и позову тебя с собою и через немного дней пойдешь за мною.
Выйдя из пустыни, блаженный Симеон пошел в Иерусалим: ибо сильно желал видеть святые места, которых не видел много лет. Прилежно он молился Богу, чтобы Господь скрыл дела его перед людьми, до смерти его, чтобы тем избежать пустой славы и гордости, но пусть все принимают его за безумного и несмысленного, и да получит просимое.
И сколько после творил чудес угодник Божий: бесов изгонял, открывал будущее, болезни исцелял, от скоропостижной смерти избавлял, неверных приводил к вере, грешных убеждал к покаянию; тем не менее люди не могли узнать его святости, так как Бог скрывал ее от них, но даже до самой смерти считали его юродивым и бесноватым. Он и сам умел свои чудесные дела, совершаемые по Божией благодати, скрывать извне являемым юродством.
Пусть не соблазнится кто-либо, читая про некоторые странные и вызывающие смех действия, которые святой Симеон творил в юродстве, глумясь над пустым и горделивым миром, но обсудит каждый слова апостольские: Кто думает быть мудрым к веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. И еще: Мы безумны Христа ради, потому что немудрое Божие премудрее человеков (1 Кор. 4, 10; 1, 25).
Из Иерусалима пошел преподобный Симеон в г. Эмессу и там начал свое Христа ради юродствование: подходя к городу, увидел на сорной куче дохлого пса; сняв свой пояс, он привязал пса за ногу и повлек его в город, быстро прошел через ворота и тащил по улицам. Собралось множество детей, которые бежали за ним с криком: "Монах юродивый, монах юродивый!"
Юродствуя, преподобный Симеон не себя одного, но и других спасал: многих грешников приводил к покаянию, наставляя словами и делом. Провидел же и будущее преподобный и прикровенно для других предсказывал его. За несколько дней перед великим землетрясением, от которого пала Антиохия и разрушились многие каменные здания в Эмессе, старец, юродствуя, похитил из училища плетеный ременный бич и, бегая по городу, ударял по каменным столбам, которыми поддерживались здания, и перед некоторыми столбами приговаривал: "Господь повелевает тебе стоять крепко". А перед одним: "Ты ни стой, ни падай".
И, когда было землетрясение, все столбы, которым святой, ударяя, приказывал стоять, остались целы и невредимы; другие упали и с домами, державшимися за них, и в прах разбились. А тот столб, которому святой сказал "не стой, не падай" расселся пополам, сверху донизу, и стоял, несколько наклонившись. Когда святой, ударяя по столбам, приказывал им стоять, многие думали, что это он делает в неистовстве, а когда увидели, что они целы и невредимы стоят после землетрясения, многие тут поняли, что то было пророческое предзнаменование юродивого о землетрясении.
Такой чистоты и безстрастия достиг святой, что, играя, среди женщин пребывал, как чистое золото среди огня, освобожденный, по благодати Божией, от всякого естественного вожделения.
Имел у себя преподобный каморку ради покоя, а особенно ради ночных молитв, и не было в ней ничего, кроме охапки хвороста. Каждую ночь оставался на молитве до утрени, обливаясь слезами, а с наступлением дня сплетал себе венок из маслины или трав и, возложив себе на голову, а в руке держа ветвь, ходил по городу, крича: "Торжество царю победителю и его городу!" В этих словах городом святой называл душу, а царем ум, господствующий над страстями, как он объяснил то другу своему, диакону Иоанну. Много беседовал преп. Симеон с честным диаконом, и молил его после зайти через 2 дня в его убежище.
И, уйдя от него, больше не показывался в городе, но безысходно пребывал до своей кончины. Какова была его кончина не знает никто, только Бог и ангелы его: ибо те обычно присутствуют при кончине нищих, совершенно оставленных людьми, как присутствовали на гноище, когда умирал Лазарь, как сказано в Евангелии: Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 22). Скончался преподобный Симеон месяца июля в 21-й день.
Аминь и Богу нашему Слава, всегда, ныне и присно и во веки веков.
"Жития святых" Димитрия Ростовского