Житие преподобной Александры Дивеевской
Преподобная Александра была первоначальницей Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители.
Агафия Семеновна, как звалась она в мире, происходила из старинного рязанского рода дворян Степановых, известного с середины XVI века. Она родилась в благочестивой семье Симеона и Параскевы в конце 1720-х – начале 1730-х гг. Она недолго была замужем, родила дочь и, овдовев, могла бы снова выйти замуж, но избрала другой путь и поступила в славившийся в то время Киево-Флоровский монастырь.
Подвижническая жизнь ее во Флоровском монастыре продолжалась не очень долго. Мать Александра однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в легкой дремоте, то ли в ясном видении, Бог весть, сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее такие слова :«Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою: не здесь хочу Я, чтобы ты окончила жизнь твою…» И Пресвятая Богородица сказала, что укажет Александре землю, где основать монастырь.
Сведения о том, где и сколько времени странствовала мать Александра, утратились с годами и нигде в записках и рассказах не значатся. В 1760 г. шла она из г. Мурома в Саровскую пустынь. Не доходя 12 верст, мать Александра остановилась на отдых в селе Дивеево, отстоящем от Арзамаса в 55 верстах. Местоположение привлекло ее взоры, так как берег речки, на которой расположилось село, был высок и с возвышенности открывался вид на окружающую местность.
Усталая, она уснула сидя и в легкой дремоте снова удостоилась увидеть Божию Матерь и сподобилась слышать от Нее следующее: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России!»
Но разнопоместное и чресполосное село Дивеево было тогда весьма неудобно для жизни монахини, ищущей молитвенного покоя. Постоянный шум от стечения большого числа рабочих на открытых здесь заводах, добывавших железную руду, ссоры, драки, разбои – все это придавало местности особый характер, неприязненный для всего мирного, святого и божественного. Здесь вскоре заболела и скончалась ее 9- или 10-летняя дочь.
Мать Александра в постоянной заботе об исполнении ею воли Божией, возвещенной Царицей Небесной, и совершенно свободная от житейских дум и дел, мудро и осторожно не спешила с созиданием общины, которая впоследствии должна была разрастись в монастырь, ожидая указания Божия на благое время для исполнения сего.
Несомненно, во время ее неустанной молитвы Сама Матерь Божия открыла ей, что следует прежде всего озаботиться о построении каменной приходской церкви в честь Казанской Ее иконы. Мать Александра по сооружении храма ездила в город Казань, где получила вернейший список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, и в город Киев испросить для церкви частицы святых мощей.
Келейные ее подвиги остались неизвестны, но почитатели ее и дивеевские крестьяне, сохранили воспоминания о ее глубоком смирении и тайных благотворениях. Милостыня матери Александры была всегда тайная; она служила всем, чем только умела и насколько могла. Кроме исполнения самых трудных и черных работ у отца Василия Дертева, мать Александра хаживала в крестьянское поле и там сжинала и связывала в снопы хлеб одиноких крестьян, а в страдную пору, когда в бедных семьях все, даже хозяйки, проводили дни на работе, топила в избах печи, месила хлебы, готовила обед, обмывала детей, стирала их грязное белье и надевала на них чистое к приходу их усталых матерей. Все это она делала потихоньку, дабы никто не знал и не видал. Она помогала многим девицам-сиротам в миру: чтобы соблюсти их чистыми от греха, наделяла их приданым, и они могли выйти замуж. Мать Александра была так умна и образованна, как редко бывают и мужчины; она знала лучше всех духовных лиц в окрестности все уставы и положения церковные. Она провела всю свою жизнь в таких великих трудах и подвигах, что исполнилась благодати и даров Духа Святого.
Внешность матушки Александры известна со слов ее послушницы Евдокии: «Одежда Агафии Семеновны была не только простая и бедная, но и многошвейная, и притом зимою и летом одна и та же; на голове она носила холодную черную, кругленькую шерстяную шапочку, опушенную заячьим мехом, потому что она часто страдала головною болью; платочки носила бумажные. На полевые работы ходила в лаптях, а под конец своей жизни хаживала уже в холодных сапожках. Матушка Агафия Семеновна носила власяницу, была среднего роста, вида веселого; лицо у нее было круглое, белое, глаза серые, нос короткий, луковичкою, ротик небольшой, волосы в молодости были светло-русые, лицо и ручки – полные».
За шесть месяцев до кончины матушки Александры настало время устроить общину, чтобы исполнить все приказанное Божией Матерью. К этому представился особый случай. В 1788 г. одна из помещиц села Дивеева, госпожа Жданова, наслышавшись об обетованной Агафии Семеновне Матерью Божией обители, желая поусердствовать осуществлению этого дела, пожертвовала ей 1300 квадратных сажен своей усадебной земли рядом с церковью. По совету Саровских старцев и с разрешения епархиального начальства мать Александра построила на этой земле три келлии с надворным строением и оградила пространство деревянной оградой; одну келлию заняла сама, другую предоставила для отдыха странникам, во множестве идущим через Дивеево в Саров, и третью предназначила для приглашенных жить трех послушниц.
В июне 1789 г., предчувствуя приближение своей кончины, мать Александра пожелала восприять на себя великий ангельский образ. Отец Исаия, прибыв в Дивеево, постриг ее в схиму и нарек ей имя Александры. Пострижение это было за неделю или две до кончины, в Петровский пост.
Через несколько дней после пострига отец Пахомий с казначеем отцом Исаией и иеродиаконом Серафимом отправились по приглашению в село Леметь и заехали по дороге в Дивеево навестить матушку Александру. Она была больна и, получив от Господа извещение о скорой кончине своей, просила отцов-подвижников, ради любви Христовой, особоровать ее. Затем, прощаясь с ними, мать Александра отдала отцу Пахомию последнее, что имела, и умоляла поминать ее в Сарове за упокой, не оставлять и не покидать неопытных послушниц ее, а также попещись в свое время об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Старцы простились, уехали, а дивная старица, схимонахиня Александра, скончалась 13 июня, в день святой мученицы Акилины, в возрасте не более 60 лет. Она приобщилась Святых Таин, которые принимала в последнее время каждодневно, и скончалась в самую полночь, лишь только священник ушел из келлии.
Отец Пахомий с братией на обратном пути как раз успели к погребению матушки Александры. Отслужив литургию и отпевание соборно, великие старцы похоронили первоначальницу Дивеевской общины у алтаря Казанской церкви
После разгона Дивеевского монастыря в 1927 г. келлия матушки Александры, как и могила ее, были уничтожены, и на их месте устроена площадь, залитая асфальтом.
.
Честные мощи первоначальницы матушки Александры были обретены в праздник Воздвижения Креста Господня 26–27 сентября 2000 г., перенесены в церковь Рождества Богородицы, где и почивают, как предсказал великий старец преподобный Серафим.
Жития русских святых