Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Память священномученика Николая Гашева 20.06.2015

Память священномученика Николая Гашева

Священник Николай Михайлович Гашев родился в 1869 году в деревне Успенка Пермской области. Был рукоположен в сан священника ко храму села Ильинского, где прослужил всю свою жизнь.

В декабре 1918 года расквартированный в Ильинском 10-й кавалерийский полк поднял восстание против большевиков. Когда большевики перешли в наступление, многие, опасаясь расправы, ушли с Колчаком в Сибирь.

Некоторые советовали о. Николаю уйти с белыми, красные не пощадят священника, но он остался и, когда красные вошли в село, не стал прятаться, а так же, как и раньше, свободно и открыто ходил по селу в рясе, чем приводил в недоумение красноармейцев.

Он прослужил в селе еще десять лет.

 

Дом, в котором жил священник Николай Гашев

30 декабря 1929 года в Ильинское приехал лектор-безбожник из Перми с докладом на тему «Был ли Христос?» В конце лекции предложили немедленно закрыть храм. Отец Николай созвал приходское собрание, в котором участвовало около четырехсот человек; постановили — ХРАМ НА ПОРУГАНИЕ НЕ ОТДАВАТЬ.

8 января ОГПУ арестовало священника. Свидетели, вызванные после его ареста в ГПУ, показали, что он «вел агитацию среди верующих, говорил, что надо во что бы то ни стало отстоять церковь, призывал биться за нее с советской властью до последней капли крови, указывая при этом на пример первых христиан, принимавших смерть за веру... ходил по приходу с иконой Богоматери, говорил родителям, чтобы они не пускали детей в комсомол, потому что ничему хорошему их там не научат...»

Отец Николай отвечал:
По поводу предъявленных мне обвинений в антисоветской агитации заявляю, что я, как и всякий гражданин, отношусь к советской власти лояльно, но не отрицаю, что как священнослужитель должен был ревностно защищать веру Христову и показывать пример в этом своим прихожанам. Поэтому я действительно в церкви призывал прихожан укреплять веру Божию, молиться чаще, указывая на пример первых христиан, страдавших и подвергавшихся гонениям за свою великую преданность вере. Все мои беседы были исключительно религиозного характера. Каких-либо высказываний против советской власти в проповедях не допускал, церковную службу проводил по уставу, избегал вообще каких-либо конфликтов с властями. Поэтому виновным себя в агитации против советской власти не признаю. Никаких бесед против советской власти не проводил и не устраивал никаких нелегальных собраний.

16 февраля 1930 года Особое Совещание при ОГПУ постановило выслать его «на север Урала сроком на три года».

Сыну священника, Владимиру, разрешили свидание с отцом. Отец Николай был тяжело болен и передвигался с трудом. Сын, когда ехал на свидание, думал утешить отца, но, увидев такое его положение, сам горько заплакал. Отец Николай стал его утешать и велел всем передать, что он чувствует себя хорошо, ему никто ничего плохого не сделал и сделать не может.

В ссылке его поместили в бараке, где условия жизни были близки к лагерным. Через некоторое время жена о. Николая, Капитолина, получила разрешение навестить мужа. Когда она приехала, начальство предупредило ее, что о. Николай очень плох и не сегодня-завтра умрет, и если она не хочет, чтобы старика бросили в общую яму, то пусть сегодня же закажет гроб и могилу.

Так вот и свиделись — снимала она с живого мужа мерку для гроба. Но и это было великим счастьем и утешением, недоступным для сотен тысяч других, — попрощаться с близким, проводить его в последний путь.

Иеромонах Дамаскин (Орловский)
Мученики, исповедники и подвижники благочестия РПЦ  ХХ столетия
Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2.
 Тверь, «Булат» , 1996 г

<-назад в раздел

Русский календарь