Вера и Любовь Ключаревы. КРЕСТНЫЕ ДОЧЕРИ БАТЮШКИ АМВРОСИЯ
Шамординская Казанская Свято-Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь находится недалеко от Оптиной пустыни, в 12 километрах, и духовно тесно связана с ней. Основателем обители был преподобный Амвросий Оптинский. К старцу ежедневно приходили люди, ища духовного наставления, беседы, получения жизненно необходимых советов. Среди них встречались особо беззащитные и нуждающиеся в помощи – одинокие женщины, не имеющие средств к существованию, вдовы, девочки-сироты, немощные, больные. Преподобный Амвросий задумал создать для них женскую обитель, в которую можно было бы поступать без вклада, и искал жертвователей на это благое дело.И нашлись место и средства для такой обители. В 1871 году одна из духовных дочерей старца вдова Ключарева (в иночестве Амвросия) купила имение Шамордино.
«…Заметить здесь нужно, что у Ключаревой был единственный сын, который в свое время был женат. Первая жена его, родивши двух дочек-близнят, сама вскоре скончалась. Отец их женился на другой, а эти полусироты остались на попеченіи своей бабушки и жили вместе с ней. Крестным отцом их, по желанію Ключаревой, был старец Амвросій, который о них чрезвычайно заботился. В будущее обезпеченіе этих своих внучек м. Амвросія, по благословенію Старца, и решилась оставить за собой купленное им именіе. Теперь она — вдова, и была полновластною распорядительницею всего своего богатаго имущества.
Опять о. Михаил послан был теперь уже для того, чтобы поправить дом получше. По окончаніи же дела, в начале лета, м. Амвросія могла уже переехать туда с своими внучками и домашнею женскою прислугою на жительство. Дом Калыгина был обновлен так, что сам бывшій хозяин удивился, — что было и что стало. И хотя все в нем носило на себе отпечаток простоты, тем не менее было уютно и довольно поместительно; а с водвореніем в нем новых жильцов повеяло от него новою жизнію и веселостію. В первое же лето покупки именія, т. е. в 1872 году, старец Амвросій приехал навестить Ключареву, и посмотреть местность. Тут же он благословил ей построить новый корпус для себя и для сестер-послушниц (бывших ея крепостных), число которых при м. Амвросіи было немаленькое; а вместе с тем проговорил: "У нас здесь будет монастырь". — Но какими судьбами могло это случиться? Законныя наследницы купленнаго именія, внучки м. Амвросіи, теперь были еще малютки, которым впереди улыбалась долголетняя и, вероятнее всего, супружеская жизнь. Так можно было думать по-человечески, так и думала бабушка этих малюток.
Между тем по благословенію старца Амвросія, и по его указанію и плану, на другой же год после покупки сего именія (1873 г.), Ключарева начала строить здесь новый деревянный большой одноэтажный, на высоком каменном фундаменте дом. В этом доме заранее определялась келлія и для пріема дорогого гостя батюшки о. Амвросія, в случае его пріезда. А пріезжал он сюда с своим келейником (теперешним старцем іеромонахом Иосифом) в каждое лето один раз и гостил здесь сначала суток по двое и по трое, а впоследствіи и по неделе. Старец без сомненія и тогда вполне был уверен, что здесь будет св. обитель, а потому особенно интересовался этим местом. Пойдет, бывало, ходить и все осматривает, но вдруг остановится на каком-либо месте и велить вымерить его длину и ширину и поставить колушки. Вероятно, уже тогда он обдумывал и назначал, какія где должны быть постройки.
Но вот новый дом Ключаревой был готов. Замечательно, что в нем большой зал, по указанію Старца, занимал восточную часть, а келліи для ея внучек приходились на север, несмотря на то, что такое расположеніе самой Ключаревой и не нравилось. Не раз после Батюшка вспоминал, как м. Амвросія (Ключарева) скорбела, что его план не согласен был с ея желаніем. "Она строила детям дом, — говаривал он, — а нам нужна церковь".
В приготовленный таким образом дом Ключарева поместила на жительство своих внучек, а с ними вместе и сестер-послушниц (бывших ея крепостных), которыя ей долго служили. Многія из них живы до сих пор и называются Ключаревскими. К этим женщинам по времени стали присоединяться их родственницы, даже и молодыя, искавшія тишины и молитвы, потому что благочестивое настроеніе м. Амвросіи Ключаревой отражалось на всем, что было к ней близко. В новом именіи и тогда уже текла жизнь, близкая к монашеской. Сама же Ключарева продолжала жить по прежнему на гостином дворе при Оптиной Пустыни, впрочем так, что с своими внучками она почти была неразлучна: то сама подолгу гостила в именіи, то их брала к себе.
Она всячески с своей стороны заботилась о том, чтобы дать им хорошее светское воспитаніе. Для сего, когда дети стали вырастать, она просила у Старца благословеніе пріискать для них француженку, для лучшаго обученія их французскому языку, и вместе с тем одевать их получше. Но к великому огорченію Ключаревой Старец ей в этом отказал. Ключарева в этом разе не понимала Старца, силилась заставить себя исполнять его советы, но это было для ней очень тяжело, и она много страдала.
А девочки уже подвижничали. Свое воздержаніе оне довели до того, что отказывались от мяса и ели его только по убежденію Батюшки. Оне часто молились, очень любили Оптинскія длинныя службы и так твердо знали их порядок, что сами служили всенощныя, с іерейскими возгласами. Когда бабушка, по этому случаю, выражала за них Старцу опасенія, он говорил: "Пусть молятся — оне слабаго здоровья". Но бабушка не понимала того, что он хотел этим выразить. А другим Старец прямо говорил: "Ничего, оне знают, что готовятся туда..."
Раз пріехала в Оптину посетить Старца близкая его духовная дочь г-жа А. А. Шишкова. Зашла она, кстати, и к Ключаревой. Последняя с печалію разсказывала своей посетительнице, что Батюшка не благословляет ей взять к внучкам своим француженку. "Вы знаете, — говорила м. Амвросія, — можно ли в нашем кругу не знать иностранных языков? Ведь дети будут вращаться в свете, да и советует одевать их проще. Вы нынче будете у Батюшки, — попросите у него благословенія пріискать мне иностранку к детям. И о платьицах спросите".
"Прихожу я к Батюшке, — так передавала г-жа Шишкова, — и, между прочим, говорю ему: „Теперь я живу в Москве, и мне бы было очень легко и удобно пріискать иностранку к внучкам г-жи Ключаревой; я бы с радостію исполнила это порученіе, — не благословите ли?" Тут же и о платьях упомянула. Но Батюшка мне ответил так: „Нет, ты этого не делай; детям не надо француженки. Я к ним поместил отличную благочестивую русскую особу, которая их наставит и приготовит к будущей жизни. Знаешь ли, дети жить не будут, а на место их в именіи будут за них молитвенницы. Ты только этого не говори м. Амвросіи". Чтобы утешить Ключареву, я ей сказала, что Батюшка приказал немного повременить. Но о всем слышанном тут же разсказала мужу моему".
Между тем, Ключарева, в заботах о временной будущности своих внучек, вследствіе благословенія и настойчивых советов старца Амвросія, по близости к Калыгинскому именію, пріобрела для них же еще дачу — Рудново, а затем и еще две дачи Преображенское и Акатово, сама впрочем не понимая настоящей цели Старца, — к чему это он советовал ей со всех сторон новой дачи прикупать леса, — точно предстояло строить целый город. Определила она также для малюток небольшую часть своего капитала, впрочем с условіем, чтобы, в случае неожиданной кончины ея внучек, в Калыгинском именіи, близ д. Шамордина, устроена была женская община; а прочія три пріобретенныя ею дачи и с капиталом послужили к устроенію этой общины. Вероятно, эта обмолвка была сделана ею по совету Старца, провидевшаго близкую кончину детей.
Хорошо было жить сестрам-послушницам на новом месте. Об одном только оне скучали и много скорбели, что церковь была далеко от них в селе. И вот м. Амвросія, желая удовлетворить этой их насущной потребности, по благословенію Старца, стала хлопотать о разрешеніи выстроить домовую церковь. В 1881 году на это разрешеніе уже и последовало, было согласіе Владыки Григорія. Но тут случились непредвидимыя обстоятельства. Всем русским памятно злосчастное 1-е марта 1881 года. Царь державный был убит. Это возмутительное событіе, по замечанію многих наблюдательных Калужан, так повліяло на преданнаго всею душой Царю и Отечеству престарелаго Владыку Григорія, что он, не успевши оформить дело о домовой Шамординской церкви, заболел смертельною болезнію и 13-го марта того же года скончался. В это же время заболела и сама м. Амвросія Ключарева, проболела все лето и в августе 23 числа также скончалась. Недаром Старец говорил пред тем: "Куйте железо, пока горячо".
Таким образом, когда новый Владыка Преосвященный Владимір 1-го августа, в первый раз пріехал посетить Оптину, о домовой церкви в новом именіи Ключаревой уже и речи не могло быть. По праву наследства, по завещанію покойницы, хозяйками вновь пріобретенных Ключаревою именій, с небольшим капиталом, теперь остались две маленькія ея внучки, которым было по десятому году. Оне с своими нянями и сестрами послушницами продолжали по прежнему жить в означенном новом доме. Распорядительницею по дому и хозяйству, по благословенію старца Амвросія, теперь сделалась на некоторое время одна из самых приближенных к покойной Ключаревой старушка монахиня Алимпія.
Прошло после сего еще с год времени. Девочки по прежнему жили в простоте. Тихія и кроткія, оне нежно любили одна другую и никогда не разлучались. Никогда не шалили, одевались просто, любили выслушивать долгія монастырскія богослуженія, любили тихую уединенную жизнь иноческую; временем делали прогулки с своими добрыми и благочестивыми нянями, которыя теперь заменяли им родную мать, и не столько занимались науками, сколько подготовлялись к будущей жизни. Огонек любви Божіей все ярче и ярче разгорался в сердцах Батюшкиных крестниц. Им жить оставалось немного, но оне не боялись смерти. Не раз оне говорили своим няням: "Мы не хотим жить дольше 12-ти лет; что хорошаго в этой жизни". Думается, что о своей близкой кончине оне предупреждены были Старцем и чрез духовныя наставленія заранее подготовлены были к сему.
Между тем такая жизнь девочек не понравилась их родителю, проживавшему с своею второю женой в Калуге и, кстати заметим, не имевшаго от нея детей. Он вознамерился взять их к себе и определить в пансіон. Им руководила в этом деле, главным образом, та же мысль, которая смущала и его мать, покойницу Ключареву: детям придется вращаться в свете, потому и необходимо дать им светское воспитаніе.
Старец Амвросій, которому молодой Ключарев обяснил свое желаніе, не противоречил сему. По его благословенію и содействію девочки определены были в Орловскій пансіон, где начальницею в то время была некая сердобольная благочестивая и преданная старцу Амвросію особа г-жа Чибисова. Проучившись зиму, оне должны были на летнія каникулы выбыть из пансіона. Отец намеревался взять их к себе, чтобы начать знакомить их с светскою жизнію, и уже нанял для них дачу. Но все это не по сердцу было благочестиво настроенным малюткам, и оне всей душой рвались в Оптину под крылышко своего крестнаго батюшки о. Амвросія, котораго любили безграничною любовію. И всеблагій Господь внял их детским сердечным желаніям и так устроил, что оне, с дозволенія своего же родителя, предварительно пріехали в Оптину повидаться с Батюшкой.
Это было весною 1883 года. Но прибывши в Оптину, девочки 31-го мая вдруг обе заболели дифтеритом, — сначала одна, а потом другая, — и чтобы не заражались более одна от другой постигшею их болезнію были разъединены, — одна лежала в одной комнате, другая в другой. Обе напутствуемы были исповедію и причастіем Св. Христовых Таин и, видимо, приближались к концу. Пока были в силах, часто писали к Батюшке записочки, в которых просили его св. молитв и благословенія.
4-го іюня сначала скончалась Вера. Ходившія за обеими больными сестры послушницы не сказали об этом оставшейся в живых Любови из опасенія, как бы не обезпокоить ея, и тем не ускорить часа ея смерти. Но бывшая в дремоте больная, вдруг очнувшись, спросила сидевшую подле нея сестру: "Вера умерла?" Та начала было говорить, что жива, но она быстро возразила: "Как жива? Мне сейчас няня сказала, что умерла". А няни тут вовсе не было. И так она осталась при своем убежденіи.
8-го іюня и Любовь отрешилась от здешней многоскорбной жизни, соединившись с своею дорогою Верою; дабы как родились оне вместе и росли, так вместе и предстать пред Лице возлюбившаго их Небеснаго Жениха. За семь лет говорил Старец г-же Шишковой о кончине этих детей».
По книге архимандрита Агапита (Беловидова)
«Житіе преподобнаго Амвросія Оптинскаго»