Из жития преподобного отца нашего Исаакия исповедника
Вскоре после обретения пречестного и животворящего креста Господа нашего Иисуса Христа в царствование великого Константина, враг и ненавистник рода христианского и в особенности Самого Христа, Спасителя нашего, противник святой веры, по своему коварству внес смущение в Церковь Божию, а именно: он внушил злочестивому и беззаконному императору Валенту защищать ересь Ариеву и способствовать ее распространению. Он поднял гонение на правоверных христиан; повелел запереть святые храмы, дабы в них не совершались обычные божественные жертвы, другие же обратил в хлевы для лошадей, иные разрушил до самого основания. Гонение это продолжалось долгое время. И был в это время великий плач и великая скорбь среди христиан, которые все дни и ночи молились ко Господу, прося Его умилосердиться над Своею Церковью святою и сотворить праведный суд и отмщение нечестивому царю.
Спустя некоторое время на защиту Церкви Бог воздвиг раба Своего, монаха Исаакия, который подвизался в восточной пустыне, подражая святому Илии-пророку и проводя жизнь ангелоподобную. Узнав о гонении, поднятом арианами на Церковь Божию и о том, что и царь споспешествовал распространению ереси, он пришел в Константинополь для того, чтобы утверждать верующих во благочестии; слово его было подобно свече горящей; Дух Божий почивал на нем и благодать небесная осиявала его. Увидав своими очами великие беды, какие терпели верующие преподобный Исаакий молил Бога, прося Его призреть с высоты престола Своего на гонимых неповинно и явить им милосердие Свое, гордость же гонителей смирить. Бог, услышавший некогда угодника Своего Моисея, молившегося о людях своих, находившихся в беде услышал и раба Своего Исаакия, и воздвиг на нечестивого царя Валента варваров. Случилось с царем то самое, что случилось некогда с Саулом, царем израильским, врагом Давида; ибо Саул не возвратился с поля битвы, согласно пророчеству святого Самуила, так как прогневал Бога.
Три дня блаженный старец усердно просил и увещевал царя открыть храмы; в противном случае грозил ему судом Божиим. На том месте была глубокая пропасть, на дне которой было болото; когда в это болото попадал какой-либо зверь, то он уже не мог выйти отсюда, но засасывался болотом и погибал. В это болото царь приказал бросить Исаакия, дабы он погиб здесь; потом отправился в дальнейший путь.
Святой же Исаакий был охраняем десницею Божией и не потерпел здесь никакого вреда: он лежал среди терния как на мягкой постели среди цветов, хваля и благодаря Бога до тех пор, пока не явились ему три светлых мужа, которые извлекли его из болота здравым и невредимым и поставили на сухом месте.
Помолившись и укрепившись Духом Святым, Исаакий пошел поспешно окружным путем и, обогнав царя, остановился на пути его и с дерзновением сказал:
– Вот ты хотел погубить меня в тернии и в болоте; но Господь сохранил меня живым и послал мне ангелов Своих, которые вывели меня из той пропасти. Послушай же меня, царь! Открой храмы для правоверных, тогда ты победишь врагов и возвратишься обратно со славою; но если не послушаешь меня, то не возвратишься с поля битвы: не одолеешь варваров, но побежишь от них, будешь взят ими и живой сгоришь на огне.
Царь с гневом отправился в дальнейший путь, святой же был отведен в узы.
Между тем греки сошлись с варварами. По попущению Божию победили варвары, согласно пророчеству святого Исаакия; многие из греков пали от меча; сам царь Валент был ранен и, не будучи в силах противиться врагам, обратился в бегство. Варвары же преследовали греков и посекли воинов греческих как траву; они настигали уже и самого царя, который бежал лишь с одним советником своим, военачальником арианином, посоветовавшим ему не слушать Исаакия. Подъехав к некоему селению, он увидал сарай, в котором лежала солома; так как конь его был уже утомлен, он слез с него и скрылся в том сарае вместе с советником своим. Но не укрылся он от карающей руки Божией, потому что варвары, преследовавшие его, доехав до того селения и узнав, что в том сарае скрывались греки, подожгли его со всех сторон и сожгли до основания. Так погиб окаянный царь тот и его злой советник.
«Жития святых» Димитрия Ростовского