Страдание святого мученика Георгия Нового. НЕ ПОДОБАЕТ ХРИСТИТАНАМ ПОДРАЖАТЬ НЕЧЕСТИВЫМ
Не дай уклониться сердцу моему к словесам лукавым (Пс. 140, 4).
Святой Георгий был дарован родителям своим по их усердной молитве, ибо они достигли уже преклонного возраста и не имели детей. Отрок воспитывался в страхе Божием и настолько хорошо изучил св. Писание, что превосходил своими знаниями всех своих сверстников. Когда Георгий достиг юношеского возраста, то был весьма похож красотою лица своего и целомудрием своим на древнего Иосифа.
В то время Болгариею владели сарацины; и когда блаженному Георгию исполнилось 25 лет (родители его в это время уже почили), то они начали склонять его к своему нечестию, говоря ему:
– Георгий, оставь христианство и прими нашу веру. Послушай посланника Божия Магомета; прими наш закон.
При этих словах сарацины начали возлагать на честную главу святого Иоанна тафию (шапку), которую по своему обычаю носили на головах своих и в которой входили в свои молитвенные дома. Но святой отвечал им так:
– Не подобает нам, христианам, подражать нечестивым обычаям вашим и носить на головах своих тафии; не подобает нам отрекаться от Христа, Бога истинного, Творца неба и земли, и лишать себя плодов Крещения святого. Скажите мне: могу ли я веровать Магомету, который не был послан ни Богом, но Божиими пророками, ни апостолами, но был простым военачальником полка сатанинского, нося с собою хоругви диавола? Вот вы и сами не знаете, во что вы веруете; вы сами отступили от пути истинного.
Затем, плюнув в лица нечестивым и назвав их людьми безбожными, святой бросил на землю тафию и начал попирать ее ногами.
Нечестивые сарацины, исполнившись гнева, взяли святого и с великими побоями и руганью представили его своему правителю, донося на него и говоря:
– Вот сей хулит и поносит нашу веру.
Игемон же, будучи поражен красотою лица святого и его мужественным взглядом, начал с лестью говорить ему:
– Если отречешься от Иисуса Христа, Которого вы называете Сыном Божиим, и если подчинишься приказанию самодержца Селиму и исполнишь его волю (сему Селиму многие царства повинуются), то получишь многие дары и всевозможные почести от царя нашего и будешь поставлен начальником всех воевод великого города Средца.
Но мученик Христов снова исповедал Господа Иисуса Христа в присутствии многочисленной толпы, сарацинскую же веру обличил и укорил. Тогда мучитель, придя в ярость, приказал бить палками святого без милосердия. И мучим был св. Георгий жестоко, так что его плоть прилипала к палкам, кровь же его текла каплями из язв. Но, несмотря на это, святой не показывал намерения подчиниться нечестивому повелению царскому.
Тогда правитель приказал резать его по всему телу ножами, с головы до ног и опалять его раны горящими свечами; все тело святого было опаляемо свечами, так что не было видно и лица его, и начала таять плоть его, как тает воск от огня. Но мученик Христов доблестно переносил страдания, призывая и исповедуя имя Господа Иисуса Христа.
После этого мучитель приказал воинам водить мученика по городу, ударять в тимпаны и кричать: «Не ругай посланника Божия Магомета и не поноси его преданий о вере сарацинской».
Святой же молился ко Христу Господу и увещевал сарацин веровать во Христа. Потом нечестивые разложили большой костер посредине города, намереваясь сжечь святого. И веден был св. Георгий на приготовленное место для сожжения. Но, изнемогши от ран, он упал на землю безмолвным, только уста его двигались, призывая на помощь Господа. Сарацины же, взяв святого еще живым, бросили его на костер. Так окончил свой страдальческий подвиг мученик Христов Георгий. Нечестивые сарацины бросили в костер и много псов для того, чтобы христиане не могли распознать мощей мученика. Но Бог прославил угодника Своего: внезапно на место то нашло облако с громом и молниею и поднялся великий дождь, который и погасил огонь, так что от костра не было даже и дыма. Сарацины же, испугавшись столь великого чуда, разбежались от того места. И христиане обрели честные мощи св. мученика Георгия Нового невредимыми от огня. Кости же псов обратились в прах и пепел.
Свт. Димитрий Ростовский. «Жития святых»