Слово на день св. Пятидесятницы или Сошествия Св. Духа на Апостолов
были единодушно вместе, и внезапно сделался шум с неба,
как бы от несущагося сильнаго ветра, и наполнил весь дом, где они находились,
и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные,
и почили по одному на каждом из них
и исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках,
как Дух давал им провещевать.
(Деян. 2, 1–4)
В просторечии день этот называется Троицыным днем, потому что в сей день торжественно открылась Святая Троица – Бог Отец, пославший Духа Святаго Апостолам, по ходатайству Сына Своего Господа Иисуса Христа, и Дух Святый, от Отца исходящий и чрез Сына нисшедший на Апостолов и умудривший их вещать о великих делах Божиих на разных языках, которым они не учились и коих не знали.
Дух Святый просветил и возродил Апостолов и все собрание в горнице так, что они сделались новыми людьми, очищенными от всякаго греха, от всякой страсти плоти и духа, освятились и утвердились непоколебимо в вере, надежде и любви, при полной Божественной свободе, данной им чрез Христа Духом Святым; и сделались способными пронести проповедь о Христе Спасителе во все концы мiра и насадить веру в Него; ибо без веры никому невозможно спастись и начать новую жизнь; кто во Христе, тот – новая тварь (2 Кор. 5, 17).
Чтобы осмыслить, как должно, настоящий праздник Пятидесятницы или чудеснаго Сошествия Святаго Духа – Всеблагаго, Всемогущаго Творца, Просветителя, Обновителя и Утешителя словесной твари, – вспомним, по руководству слова Божия, каким был сотворен человек Богом в начале и каким он стал по своем вольном падении. Хотя тысячу тысяч раз всем известно, но повторим и еще известное, что человек сотворен по образу и подобию Божию с безсмертною душею, с свободною волею и с двумя возможностями – утвердиться навсегда в святости и послушании Творцу чрез исполнение какой-либо заповеди, и вечно не грешить и не умирать; и с возможностью преступить заповедь Творца и подвергнуться греху и смерти и всем безчисленным вредным последствиям своеволия, и из существа добраго, простого, стать злым и лукавым; ибо один Бог не может никогда пасть и измениться.
Заповедь Творца была нарушена: человек впал в непослушание и лукавство, раздвоился, стал чувствовать мучительную склонность ко всякому злу и неестественное равнодушие и холодность, неблагодарность к Богу, излившему на человека всякия милости для души и тела. Люди стали враждовать и между собою, воевать друг с другом и, чтобы зло не сделалось скоро всеобщим и люди не истребили друг друга, Господь смешал языки человеков; они не стали понимать друг друга и принуждены были разойтись в разныя стороны.
Человек пал по хитрому обольщению змия-человекоубийцы, как младоумный, неопытный, – и подвергся страшным бедствиям греха, проклятия и смерти. По человеколюбию к падшему Творец Сам восхотел быть Его Искупителем и Спасителем и взять на Себя грех рода человеческаго под условием веры человека в своего Искупителя и послушания Ему. Господь, как премудрый Врач Своего создания, врачует подобным подобное; Творец принимает на Себя образ человека, пребывая Богом; растет и живет с человеками, – общится, единится с ними, беседует с ними, просвещает их Божественным словом, учит их притчами и простыми заповедями, врачует болезни, воскрешает мертвых, изгоняет бесов; как Бог, повелевает всеми стихиями природы, страдает за грехи людей, как повинный, будучи ни в чем не виновен, ни в едином грехе, – чтобы заплатить долг правосудию Божию; Своею правдою и Своими страданиями побеждает смерть и воскресает из мертвых, всех уверив в будущем общем воскресении, и по сорокадневном пребывании после Воскресения, и многократных осязательных явлений ученикам – возносится на небо и получает и по человечеству власть над всем мiром. Славно, премудро до конца совершил Господь дело Отца Своего Небеснаго.
Особенно важнейшим делом Его было приготовить учеников, как посланников в мiр, как просветителей и учителей человеческаго рода, – как соль земли, как свет мiра, – и Он в продолжение трех лет учил их великому делу святого Своего посольства и спасению человеков.
По Своем Вознесении на Небеса надобно было послать ученикам Духа Святаго, именно в виде огненных языков, чтобы просветить их, изваритъ их грех, укрепить в правде, обожить их и сделать их столпами веры и Церкви Своей. И это величайшее чудо совершилось в день Пятидесятницы, т.е. после пятидесяти дней после славнаго Его Воскресения и в десятый по Вознесении на Небо, – и с того времени Дух Святый пребывает в Церкви Христовой и будет в ней до скончания века, чтобы могущественно совершать спасение верующих. Он и совершает во всех нас верующих чудное дело спасения, насколько кто имеет веры и усердия.
Кто из вас этого не знает, не чувствует? Кто не испытал на себе благодати прощения грехов, утешения в сердцах и совести после сердечнаго покаяния во грехах, после исполнения добраго дела и после причащения святых, животворящих Тайн? А это совершается Духом Святым. Кто не испытал на себе утешения и радости при совершении Богослужения благочинном и благоговейном, или при слушании и чтении слова Божия? Кто не испытал на себе обновления благодатнаго? Ибо Духом Святым всяка тварь словесная обновляется, очищается от скверны греха и освящается.
Празднуйте же в радости этот великий день сошествия Святаго Духа на Апостолов и на Церковь Христову и старайтесь быть достойными ея членами.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский