Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
«ДЕЛО ОБ ИЗЪЯТИИ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»  Священномученики протоиереи Василий Соколов, Христофор Надеждин, Александр Заозерский, преподобномученик иеромонах Макарий (Телегин) и мученик Сергий Тихомиров 26.05.2015

«ДЕЛО ОБ ИЗЪЯТИИ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ» Священномученики протоиереи Василий Соколов, Христофор Надеждин, Александр Заозерский, преподобномученик иеромонах Макарий (Телегин) и мученик Сергий Тихомиров

Протоиерей Христофор Надеждин, настоятель церкви Иоанна Воина (что на Якиманке), родился 21 февраля 1869 года в семье священника Рязанской губернии Зарайскаго уезда Нижне-белоомутского села. Окончил Зарайское Духовное училище, Рязанскую Духовную Семинарию, а в 1897 году – Московскую Духовную Академию. Служил он в Москве с 1901 года.В 20-х числах марта 1922 года батюшка был арестован по «делу об изъятии церковных ценностей». Он не признал себя виновным и отказался назвать имена тех, через кого получил Послание Святейшего Патриарха Тихона.

Протоиерей Александр Заозерский, настоятель храма святой Параскевы Пятницы в Охотном ряду, родился 20 июля 1879 года в Москве в семье священника. Окончил Заиконоспасское Духовное училище, Московскую Духовную Семинарию в 1899 году и Московскую Духовную Академию в 1903 году. 8 апреля 1922 года отец Александр был арестован по тому же делу «об изъятии церковных ценностей». На допросе батюшка виновным себя не признал, сказал только, что читал в храме Послание Святейшего Патриарха Тихона. Но через кого получил текст послания и текст протеста во ВЦИК, подписанный сотнями верующих, назвать отказался. На суде он держался мужественно и с достоинством. Судьям не удалось соблазнить его облегчением участи в обмен на показания против других. Батюшка был признан идеологом духовенства, обнаружившим наибольшую непримиримость. Когда его вывели после суда на Лубянскую площадь в Москве, он широким крестом осенил приветствовавшую его толпу.

Священник Василий Александрович Соколов, родился в 1868 году в селе Старая Слобода Александровского уезда Владимирской губернии. Окончил Вифанскую Духовную Семинарию. В 1888 году служил в селе Пустое Владимирской губернии. После смерти жены в 1906 поступил в Московскую Духовную Академию, окончив ее в 1910 году. С 26.12.1910 года батюшка служил в церкви Святителя Николы Явленнаго на Арбате. В апреле 1922 года он был арестован по «делу об изъятии церковных ценностей». На допросе виновным себя в агитации против изъятия церковных ценностей не признал.

Иеромонах Макарий (в миру Телегин Макарий Николаевич) родился в семье крестьян Самарской губернии Бузулукского уезда села Перемениха. Получил лишь начальное образование. В Москве проживал с 1897 года. До 1914 года служил в Чудовом монастыре в Кремле. С начала Первой Мировой войны состоял военным священником при госпитале на австрийском фронте, затем при штабе 1-й Донской Казачьей бригады; с 1917 года он – клирик Крестовской церкви Патриаршего подворья в Москве на Самотеке. В марте 1922 года отец Макарий был арестован по «делу об изъятии церковных ценностей», когда заявил свой протест комиссии, назвав ее членов грабителями и насильниками. На суде он прямо сказал, что является «по убеждению монархистом». Сидевший с ним в камере священник рассказывал, что отец Макарий был весел и говорил: «Жду-не дождусь встречи с Господом моим Христом».

Сергей Федорович Тихомиров, родился в 1866 (1867?) году в семье московского купца 2-й гильдии, состоявшего в купечестве с 1867 года и торговавшего в Охотном ряду. Как самостоятельный владелец мясной лавки на Арбате, Сергей Федорович числился с 1895 года. Вторая лавка появилась у него в 1902 году в Дорогомилове, куда он и переехал в 1910 году. Его лавка находилась напротив храма, и он одним из первых, по первому удару набата бросился защищать церковные святыни. Арестован он был в апреле 1922 года. На суде держался мужественно, пощады не просил, от последнего слова отказался.
26 апреля в здании Политехнического музея над 50-ю арестованными открылся публичный процесс, который вел Председатель Трибунала иудей Бек, при участии нескольких обвинителей.

Восьмого мая Московский Ревтрибунал, после судебных публичных заседаний с 26 апреля по 8 мая 1922 года и после рассмотрения дел подсудимых, обвинил Заозерского, Надеждина и других, в том, что «состоя членами организации, называемой Православной иерархией, они по предварительному между собой соглашению, а также с целью воспрепятствовать общим усилиям проведению в жизнь постановлений ВЦИК и инструкции к нему об изъятии... в течение марта месяца 1922 г. в гор. Москве сознательно и умышленно из корыстных целей:
а) тайно распространяли заведомо ложные (сведения) о деятельности должностных лиц администрации Советской власти... возбуждающие в мещанских слоях населения враждебное к ним отношение;
б) призывали к противодействию изъятию церковных ценностей...;
в) открыто вручили подчиненному духовенству... воззвание, указывающее, что церковные драгоценности являются неприкосновенными и не подлежащими изъятию, что всякое посягательство на них есть святотатство и что уличенных в этом ждет Суд Божий, и, кроме того, напоминающее, что самый голод есть «дело рук Бога»...» (сохранена орфография подлинника).

Священника Христофора Надеждина обвинили еще в том, что 4 марта... с амвона открыто произнес проповедь нерелигиозного характера на тему «гибнущая, могущественная когда-то держава Российская», призывал население к оказанию активного сопротивления.

Священника Василия Соколова обвинили в том, что 7 апреля в храме Николы Явленнаго после изъятия церковных ценностей использовал религиозные предрассудки, призывая в своей проповеди ... «население обратиться к Богу и просить последнего смести с лица Земли совершивших изъятие церковных ценностей, в данном случае Рабоче-крестьянскую власть, подобно тому, как некогда Бог смел с лица земли древний Вавилон... и это выразилось в словах: «...Дщи Вавилоня окаянная, блажен, кто имет и разбиет младенцы твоя о камень»».

Тихомирова, Телегина и других обвинили в том, что они «приняли участие в публичных скопищах, ...возбуждали население к сопротивлению лицам, производившим изъятие, распространяли заведомо ложные сведения, что изъятие производится в интересах коммунистов и еврейского населения, ...что для них законы не писаны и т. п.», причем подчеркивалось, что Телегин, Брусилова, Черненко (всего перечислено 19 человек) «открыто оказали противодействие изъятию церковных ценностей, выразившееся в избиении красноармейцев».

Московский Трибунал приговорил 11 человек к расстрелу. 18 мая на заседании Политбюро 6 человек исключили из списка приговоренных к расстрелу. Пятеро приняли мученическую кончину от рук инородческой иноверческой власти: протоиерей Христофор Надеждин, протоиерей Александр Заозерский, протоиерей Василий Соколов, иеромонах Макарий (Телегин), мирянин Сергий Тихомиров.

Расстреляны они были в начале июня 1922 года в роковом «корабле» Чрезвычайки. Так называлось помещение архива бывшего страхового общества, где в полуподвальном этаже, в глухих комнатах для прежних сейфов расстреливали осужденных. Захоронены новомученики были на Калитниковском кладбище в Москве.

Канонизованы в 1998 году как местночтимые святые Московской епархии. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Жития святых Новомучеников и Исповедников Российских


<-назад в раздел

Русский календарь