21.05.2015
<-назад в раздел
Образ вознесения наших душ
Возлюбленные братия! В Вознесении Господа, как и во всяком событии земной жизни, можно видеть две стороны.
Одна сторона – вероучительная, догматическая; через нее верующему человеку открывается Христово дело искупления человека. Вознесение – это завершение дела искупления, восход Христа с обновленной человеческой плотью на Небо, в Царство вечной славы. Дело искупления завершилось и обетованием послать верующим Святого Духа – как Силы, изливающей дары и искупления.
Есть и другая сторона – нравственная. В этом событии приоткрывается образ нашего воскресения, нашего подъема от земли на Небо к Небесному Богу и Отцу.
Сегодня мы с вами и коснемся именно этой нравственной стороны праздника Вознесения.
Итак, этот праздник – образ вознесения человеческой души. Об этом вознесении человеческих душ во время Вознесения Господа повествует Евангелие. Свидетелями Вознесения были апостолы, ставшие таким образом первыми его участниками. Факт вознесения апостольских душ отмечен в Евангелии короткой заметкой: Они (апостолы) поклонились Ему (Христу) и возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк. 24, 52).
Откуда радость? Почему радость? Апостолы теряют Христа, своего любимого Учителя и Бога... Теряют Его тогда, когда едва раскрылись их глаза, и они поняли, как велик их Учитель. И вдруг, в час потери – радость! Непостижимая радость!
При этом надо помнить, что совсем недавно настроение их было крайне подавленное, – им казалось, что со смертью Христа рушится все Его дело. Еще недавно они проявили полную неуверенность в Христе, – слова мироносиц о Его Воскресении казались им пустыми (см.: Там же, 11), а апостол Петр только дивился пустому гробу. Им требовались доказательства осязания Его и еды Его (см.: Там же, 38–43), за что они заслужили упрек Христа в неверии и жестокосердии (см.: Мк. 16, 14). Если учесть еще и то, что «малое стадо» их было ничтожно и слабо, то кажется совсем непостижимой радость учеников в момент ухода от них Господа. Теперь, когда только что открылись их глаза, они еще так слабы и их так мало, уходит с земли вся их Опора, их Надежда, их Радость. И все же они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.
Что случилось? Объяснение может быть только одно – совершилось вознесение их душ. Очевидно, души апостолов поднялись выше земли, совершилось внутреннее срастание их душ с Духом Учителя, отчего Его телесный уход уже не переживался ими болезненно. Они знали, что отныне Учитель будет в их душах, и они с Ним вовеки, и потому возликовали. Вот что случилось!
Как это произошло? Об этом рассказывает евангелист: И вывел их [Господь учеников] вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк. 24, 50–51). Рассказ символичен. Он символизирует путь подъема христианской души и имеет с этой стороны глубочайший смысл.
В рассказе отмечены три момента вознесения души христианина: а) вывод учеников из города, б) прохождение ими пути в Вифанию и в) подъем на Елеонскую гору, о чем упоминается в Деяниях апостолов (см.: Деян. 1, 12). Каков смысл этих моментов?
Дорога вознесения начинается уходом из города. Город – это заслоняющий горизонт пыльный и шумный мир земли. Вознесение души совершается вне земного мира. Надо вывести душу с запутанных улиц – путей земли, чтобы не был загроможден ее горизонт нагромождением земных целей, чтобы не развлекались глаза ее пестротой маленьких интересов и не пачкалась чистота души в пыли греха. Надо вывести душу из обволакивающей ее пыли суеты и греха, чтобы перед ней открылся горизонт и дорога к Богу.
Надо вывести душу за город. Надо разрубить веревки, связывающие душу с греховною землею, с заботами о службе, о семье, о квартире и кастрюлях, об удовольствиях. Надо разорвать веревки даже мелких забот, дрязг, пересудов, взаимных обид, мелкого самолюбия и мелкого тщеславия, не говоря уже о преступлениях и пороках. Все это и есть пыльный город, город как темница души. Уведи же оттуда душу, если хочешь ее подъема!
Увести душу из города вовсе не означает, что надо полностью отрешиться от земных забот. Пока мы в миру, заботы о мирском неминуемы. Но не надо из этих забот плести сети, затягивающие душу без остатка. Пусть заботы о необходимом останутся, но душа должна быть свободна в главном – в своей постоянной внутренней устремленности к Богу. Только тогда у нас будет сила и – способность подняться. А это может случиться лишь тогда, когда устремленность к Небу не парализуется, не расслабляется второстепенными привязанностями.
Выведя учеников из города, Христос повел их по пути в Вифанию. И христианской душе, выйдя из города греха, надо пойти в Вифанию. Дорога в Вифанию – часть крестного пути Господа, и на этот путь несения своего креста надо встать душе. Каков же этот путь?
Как для Христа он был путем оправдания Его посланничества, так и для христианина – это путь оправдания своей жизни. Жизнь христианина серьезна, ответственна, и играть ею нельзя. Каждый человек имеет в жизни свое назначение, и долг каждого – свое назначение найти и оправдать его. Так было и так будет до конца мира. И если люди редко стремятся понять свое назначение и оправдать его, то жизнь тотчас платит им никчемностью и страданиями.
Выходит, как бы человек ни забивал себе голову надуманными целями жизни, путь правды жизни всегда остается один. Это и есть путь креста, потому что стремление к правде всегда сольется с требованиями совести, Христова закона и борьбой с грехом, а борьба с грехом и осуществление Христова закона всегда требуют насилия над собой, т. е. всегда ставят человека на путь страдания и креста.
Когда душа станет на путь своего креста, тогда начнется ее рост, развитие жизни духа. Тогда душа очищается от пыли греха и дает ростки новой жизни. Таков второй этап пути приготовления к вознесению, который завершается третьим и последним.
Этот последний этап – подъем на Елеон. Подъем на Елеонскую гору символизирует отрыв от низины – греха – и духовный подъем человеческой души. Конечно, он является следствием первых двух этапов пути: уход из города обезпечивает движение души, а путь креста обезпечивает правильность ее роста. Все это совокупно обезпечивает отрыв души от земляности и ее подъем на крыльях духа вверх, в гору, к Небу.
Так завершается приготовление к вознесению. Теперь душа, оторвавшаяся от земли, очищенная на пути креста и устремленная ввысь, к Богу, встанет пред невидимым лицом Божиим, и Господь явится ей, как явился ученикам. Господь вольет тогда в душу через силу Духа Утешителя живое чувство близости к ней и пребывания в ней (см.: Лк. 24, 49).
Не сиротство и оставленность (см.: Ин. 14, 18) зальют душу, а чувство сорастворения с Господом, по слову Его: Приду к вам <...> и узнаете (познаете) вы, что <...> вы во Мне, и Я в вас (Там же, 18–20). Совершится слияние души с Духом Учителя и Господа, и зальет душу ликование, как оно залило души апостолов на Елеоне. И ликование это будет неизгладимой печатью приобщения Духу Христову. Хотите ли вы этого? Хотите ли своего вознесения?
Конечно, хотите! Так идите же путем Вознесения, взойдите на свой Елеон и застыньте там с лицом, устремленным к Небесному Отцу, как застыли апостолы с лицами, устремленными к небу (см.: Деян. 1, 1–11), и улыбка радости о Христе осветит вас как отпечаток вашей ожившей и поднявшейся ввысь души. Аминь.
Одна сторона – вероучительная, догматическая; через нее верующему человеку открывается Христово дело искупления человека. Вознесение – это завершение дела искупления, восход Христа с обновленной человеческой плотью на Небо, в Царство вечной славы. Дело искупления завершилось и обетованием послать верующим Святого Духа – как Силы, изливающей дары и искупления.
Есть и другая сторона – нравственная. В этом событии приоткрывается образ нашего воскресения, нашего подъема от земли на Небо к Небесному Богу и Отцу.
Сегодня мы с вами и коснемся именно этой нравственной стороны праздника Вознесения.
Итак, этот праздник – образ вознесения человеческой души. Об этом вознесении человеческих душ во время Вознесения Господа повествует Евангелие. Свидетелями Вознесения были апостолы, ставшие таким образом первыми его участниками. Факт вознесения апостольских душ отмечен в Евангелии короткой заметкой: Они (апостолы) поклонились Ему (Христу) и возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк. 24, 52).
Откуда радость? Почему радость? Апостолы теряют Христа, своего любимого Учителя и Бога... Теряют Его тогда, когда едва раскрылись их глаза, и они поняли, как велик их Учитель. И вдруг, в час потери – радость! Непостижимая радость!
При этом надо помнить, что совсем недавно настроение их было крайне подавленное, – им казалось, что со смертью Христа рушится все Его дело. Еще недавно они проявили полную неуверенность в Христе, – слова мироносиц о Его Воскресении казались им пустыми (см.: Там же, 11), а апостол Петр только дивился пустому гробу. Им требовались доказательства осязания Его и еды Его (см.: Там же, 38–43), за что они заслужили упрек Христа в неверии и жестокосердии (см.: Мк. 16, 14). Если учесть еще и то, что «малое стадо» их было ничтожно и слабо, то кажется совсем непостижимой радость учеников в момент ухода от них Господа. Теперь, когда только что открылись их глаза, они еще так слабы и их так мало, уходит с земли вся их Опора, их Надежда, их Радость. И все же они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.
Что случилось? Объяснение может быть только одно – совершилось вознесение их душ. Очевидно, души апостолов поднялись выше земли, совершилось внутреннее срастание их душ с Духом Учителя, отчего Его телесный уход уже не переживался ими болезненно. Они знали, что отныне Учитель будет в их душах, и они с Ним вовеки, и потому возликовали. Вот что случилось!
Как это произошло? Об этом рассказывает евангелист: И вывел их [Господь учеников] вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк. 24, 50–51). Рассказ символичен. Он символизирует путь подъема христианской души и имеет с этой стороны глубочайший смысл.
В рассказе отмечены три момента вознесения души христианина: а) вывод учеников из города, б) прохождение ими пути в Вифанию и в) подъем на Елеонскую гору, о чем упоминается в Деяниях апостолов (см.: Деян. 1, 12). Каков смысл этих моментов?
Дорога вознесения начинается уходом из города. Город – это заслоняющий горизонт пыльный и шумный мир земли. Вознесение души совершается вне земного мира. Надо вывести душу с запутанных улиц – путей земли, чтобы не был загроможден ее горизонт нагромождением земных целей, чтобы не развлекались глаза ее пестротой маленьких интересов и не пачкалась чистота души в пыли греха. Надо вывести душу из обволакивающей ее пыли суеты и греха, чтобы перед ней открылся горизонт и дорога к Богу.
Надо вывести душу за город. Надо разрубить веревки, связывающие душу с греховною землею, с заботами о службе, о семье, о квартире и кастрюлях, об удовольствиях. Надо разорвать веревки даже мелких забот, дрязг, пересудов, взаимных обид, мелкого самолюбия и мелкого тщеславия, не говоря уже о преступлениях и пороках. Все это и есть пыльный город, город как темница души. Уведи же оттуда душу, если хочешь ее подъема!
Увести душу из города вовсе не означает, что надо полностью отрешиться от земных забот. Пока мы в миру, заботы о мирском неминуемы. Но не надо из этих забот плести сети, затягивающие душу без остатка. Пусть заботы о необходимом останутся, но душа должна быть свободна в главном – в своей постоянной внутренней устремленности к Богу. Только тогда у нас будет сила и – способность подняться. А это может случиться лишь тогда, когда устремленность к Небу не парализуется, не расслабляется второстепенными привязанностями.
Выведя учеников из города, Христос повел их по пути в Вифанию. И христианской душе, выйдя из города греха, надо пойти в Вифанию. Дорога в Вифанию – часть крестного пути Господа, и на этот путь несения своего креста надо встать душе. Каков же этот путь?
Как для Христа он был путем оправдания Его посланничества, так и для христианина – это путь оправдания своей жизни. Жизнь христианина серьезна, ответственна, и играть ею нельзя. Каждый человек имеет в жизни свое назначение, и долг каждого – свое назначение найти и оправдать его. Так было и так будет до конца мира. И если люди редко стремятся понять свое назначение и оправдать его, то жизнь тотчас платит им никчемностью и страданиями.
Выходит, как бы человек ни забивал себе голову надуманными целями жизни, путь правды жизни всегда остается один. Это и есть путь креста, потому что стремление к правде всегда сольется с требованиями совести, Христова закона и борьбой с грехом, а борьба с грехом и осуществление Христова закона всегда требуют насилия над собой, т. е. всегда ставят человека на путь страдания и креста.
Когда душа станет на путь своего креста, тогда начнется ее рост, развитие жизни духа. Тогда душа очищается от пыли греха и дает ростки новой жизни. Таков второй этап пути приготовления к вознесению, который завершается третьим и последним.
Этот последний этап – подъем на Елеон. Подъем на Елеонскую гору символизирует отрыв от низины – греха – и духовный подъем человеческой души. Конечно, он является следствием первых двух этапов пути: уход из города обезпечивает движение души, а путь креста обезпечивает правильность ее роста. Все это совокупно обезпечивает отрыв души от земляности и ее подъем на крыльях духа вверх, в гору, к Небу.
Так завершается приготовление к вознесению. Теперь душа, оторвавшаяся от земли, очищенная на пути креста и устремленная ввысь, к Богу, встанет пред невидимым лицом Божиим, и Господь явится ей, как явился ученикам. Господь вольет тогда в душу через силу Духа Утешителя живое чувство близости к ней и пребывания в ней (см.: Лк. 24, 49).
Не сиротство и оставленность (см.: Ин. 14, 18) зальют душу, а чувство сорастворения с Господом, по слову Его: Приду к вам <...> и узнаете (познаете) вы, что <...> вы во Мне, и Я в вас (Там же, 18–20). Совершится слияние души с Духом Учителя и Господа, и зальет душу ликование, как оно залило души апостолов на Елеоне. И ликование это будет неизгладимой печатью приобщения Духу Христову. Хотите ли вы этого? Хотите ли своего вознесения?
Конечно, хотите! Так идите же путем Вознесения, взойдите на свой Елеон и застыньте там с лицом, устремленным к Небесному Отцу, как застыли апостолы с лицами, устремленными к небу (см.: Деян. 1, 1–11), и улыбка радости о Христе осветит вас как отпечаток вашей ожившей и поднявшейся ввысь души. Аминь.
Священномученик
Григорий (ЛЕБЕДЕВ)
Проповеди. Духовные размышления.
Письма к духовным чадам. М., 1996.
Григорий (ЛЕБЕДЕВ)
Проповеди. Духовные размышления.
Письма к духовным чадам. М., 1996.