Память св. блгв. кн. Иоанна Угличского
В то время, как великий князь Московский Иоанн III собирал под свою власть Русскую землю, создавая единое и могучее царство (кон. XV – нач. XVI в.), его брат Андрей княжил в Угличе. Во время похода великого князя Иоанна против татар Андрей не выслал ему в помощь войско и потому был заподозрен в измене. В наказание его заключили под стражу вместе с сыновьями Иоанном и Димитрием. Митрополит и епископы умоляли великого князя за его брата, сам же Андрей говорил: «Волен Бог да государь, мой брат, а Всевышний рассудит нас в том, что я невинно лишаюсь свободы».
Но великий князь Иоанн остался непреклонным. Года через два князь Андрей так и скончался в заточении, и его похоронили в Москве, в Архангельском соборе, но детей его не освободили, а отправили в Вологду, где содержали в тюрьме.
Димитрий, старший из братьев, иногда роптал на свою горькую участь, но младший, Иоанн, которому было лишь четырнадцать лет, когда его, невинного, заточили, со смирением покорился воле Божией. С годами вера в нем крепла, и он говорил Димитрию: «К чему скорбеть, брат мой? Мы отдалены от мира, опасного для души. В мире все – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Это все не от Бога. Тесен затвор нам, но не тесным ли путем шли в Царство Небесное святые? Они терпели голод, раны, темницу, но возносились молитвой к Богу, утешались Божиим словом. Будем и мы подражать им».
Благочестивый князь Иоанн очень хотел принять иночество, но тогда ему пришлось бы расстаться с братом. И он отложил свое желание и только после 32-летнего заточения, когда постигла его последняя, предсмертная болезнь, он постригся в монахи с именем Игнатий. С молитвой на устах он предал свою душу Богу, 46-ти лет от роду.
Тогда от тела его изошло сильное благоухание, наполнившее весь город. Жители с благоговением отнесли честные мощи монаха Игнатия в монастырь преподобного Димитрия Прилуцкого и погребли под алтарем храма рядом с мощами преподобного.
Несравнимо тяжелее стало несчастному Димитрию после преставления благочестивого брата Иоанна. Еще довольно долго пробыл он в узах, но перед смертью получил свободу. Когда же постигла его предсмертная болезнь, он попросил, чтобы его похоронили в ногах брата, в Вологодской Прилуцкой обители.
Православное семейное чтение.
М., 1999.