Житие святителя Афанасия, Лубенского чудотворца
Скудные строчки исторических документов рассказывают нам о крестном пути Лубенского чудотворца и судьбе его останков.
Афанасий III (мирское имя Алексей), грек по национальности, родился в 1597 году на о. Крит в благочестивом и знатном роду. Родители дали своему сыну, отличавшемуся незаурядными и умственными способностями, хорошее христианское воспитание и блестящее по тем временам образование.
Юноша имел все основания рассчитывать на славную карьеру при дворе великого визиря. Однако светская жизнь была не по душе Алексею, так как его привлекала жизнь христианских подвижников. Поэтому в 1623 году после смерти отца, в одном из синайских монастырей, он принимает постриг с именем Анания. Спустя некоторое время подвижник направился на Афонскую гору, где был в монастыре послушником в трапезной. Потом совершил паломничество в Иерусалим, посетил палестинские монастыри. В одном из них принял постриг с именем Афанасий.
После возвращения в Солунь Афанасий был возведен в сан священника. Святость его жизни и высокое благочестие стали известны за пределами Солуньской области. Его вдохновенные проповеди и толкования Святого Письма всегда собирали большую аудиторию. И не удивительно, что вскоре Афанасий был возведен в епископский сан и назначен митрополитом. Со временем он посвятил себя проповеди христианства. Стойкость в Православии, благочестие и забота о пастве всегда отличали Афанасия. 26 мая 1652 года святитель был возведен на Константинопольскую патриаршую кафедру.
Нелегкие часы переживала тогда Константинопольская Церковь. Постоянные преследования иноверцев, убогость и недостатки – вот какое наследие досталось новому патриарху. В это трудное время святитель Афанасий III нашел поддержку со стороны Русской Православной Церкви, В январе 1653 г. он отправился в Москву. Путь его проходил через разоренную освободительной войной Украину. В конце января Афанасий посетил Чигирин, где был гостеприимно встречен Богданом Хмельницким. От него патриарх получил личное поручение к российскому царю Алексею Михайловичу.
Остановившись на некоторое время в Путивле, Афанасий в начале апреля прибыл в столицу Российской державы и с любовью был принят иерархами Церкви и православным народом. Накануне 1654 года отправился в обратный путь через Украину. По некоторым данным, Афанасий принимал участие в Переяславской Раде, а потом, до конца февраля, был гостем Б. Хмельницкого. По дороге святитель серьезно заболел и вынужден был остановиться в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре. 25 февраля на лубенской земле его гостеприимно встретила монастырская братия во главе с игуменом Петронием Левковичем. Пересказы свидетельствуют, что когда игумен подошел под патриаршее благословение, то измученный тяжелой болезнью Афанасий произнес: «Желает душа моя в этом монастыре грешное мое тело похоронить».
Желание его исполнилось 5 апреля 1654 года Афанасий III умер. Игумен монастыря и свита патриарха похоронили его в храме под амвоном, возле церковных врат, в сидячем положении – как и положено восточным патриархам.
Древние документы свидетельствуют:
«На нем была одета архиерейская одежда, в руку вложен посох. Его посадили в кресло и с креслом, сидящего, поместили в каменный склеп».
Когда через 8 лет после кончины святителя Афанасия вскрыли гробницу, то увидели тело патриарха нетленным, «лишь на правой руке, которая держала посох, не было двух или трех пальцев. Священная одежда с его тела упала и сотлела, кресло сгнило. Целыми остались только палица и посох».
1 февраля 1662 года был совершен соборный чин канонизации святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Установлено празднование его памяти 2/15 мая в день памяти одноименного ему святителя Афанасия Великого, Патриарха Александрийского.
Нетленные мощи стали предметом почитания верующими православной Руси. Слава об исцеляющих способностях Афанасия сидящего распространилась далеко за пределы Лубенщины. Тысячи людей шли в Мгарский монастырь с надеждой и верой.
Вот как описывает Памфил, монах-современник тех лет, свою юность:
«Монастырь стоял на горе в лесу. Внизу под горой извивалась блестящей змейкой Сула. Мимо зеленых хуторков тянулся Ромодановский шлях. В монастыре были мощи Афанасия сидящего, и на поклон к этим мощам ежедневно шли толпы людей. Афанасий сидел в соборе в позолоченной гробнице... Десятки лет сидит Афанасий, и достаточно одного прикосновения к его нетленному телу, чтобы исцелиться от лютых болезней. Об этом свидетельствуют десятки людей, толпы богомольцев, которые приходят сюда за сотни верст...»
Так продолжалось до прихода к власти большевиков. В 1922 году в Лубнах, как и во всей Украинской Советской республике, началось изъятие церковных ценностей. Вначале оно происходило сравнительно спокойно. Но вот из Харькова приехал нарком Середа с письмом от Петровского с требованием изъять и гроб Афанасия сидящего. Ведь был он из чистого серебра и весил 4 пуда 10 фунтов.
Тогда население не только Лубен и его уезда, но и других районов Полтавщины повалило гурьбой в монастырь. Десятки тысяч людей окружили собор и не давали комиссарам приблизиться к мощам святого. Церковная служба шла круглосуточно, священники сменяли друг друга через каждые 3-4 часа.
Народ ежедневно прибывал, а не убывал. Агитаторов не слушали. Тогда власти решили начать в районе монастыря военные учения. Сюда прислали до 3000 солдат и курсантов. Вокруг монастыря происходили маневры с пулеметной и артиллерийской стрельбой, криками «ура». А результаты – плачевные, службы продолжаются, народ не расходится.
Выручила комиссаров надвигающаяся уборочная страда. Стала поспевать пшеница. И постепенно верующие на конях и волах разъехались по домам. В течение трех дней очистились все входы и выходы из монастыря. Монахи сами переложили мощи Афанасия в деревянный гроб. А серебряную раку комиссары отвезли в Харьков. Туда же позже были перенесены и мощи святителя.
Но сегодня, когда Мгарский монастырь переживает возрождение, когда умелые и заботливые руки реставраторов постепенно возвращают ему утраченную красоту и величие, встает вопрос: не пора ли вернуть на древнюю лубенскую землю нетленные мощи Афанасия чудотворца?
По материалам православных интернет-ресурсов