21.05.2015
<-назад в раздел
Память преподобного Арсения Великого
реп. Арсений был диаконом в городе Риме (5 век) и проводил жизнь целомудренную, всего себя посвятив служению Церкви и алтарю. Когда император Феодосии Великий стал искать воспитателя для своих сыновей, то во всем Риме не нашлось более образованного и добродетельного мужа, чем диакон Арсений, и царь отдал под его руководство своих детей. При этом он окружил Арсения большим почетом и даже приказал всем называть диакона «отец государя нашего и детей его».
Но чем большая слава окружала Арсения, тем больше он скорбел духом, потому что сердце его не лежало ни к славе, ни к богатству, ни к суетной мирской похвале. В глубине души он сильно желал послужить Богу в смиренной жизни иноческой, в безмолвии и нищете. Поэтому Арсений начал усердно молиться Господу, прося освободить от пребывания в царских палатах и сподобить его пустынной иноческой жизни. И Господь исполнил его желание. Однажды ночью, во время молитвы, Арсений услышал свыше голос: «Арсений, беги от людей и спасешься».
Тотчас Арсений убежал из царского дворца, сел на корабль и уехал в Египет, а там стал монахом в пустыне Скит. Его принял к себе в ученики преп. Иоанн Колов, весьма возлюбивший Арсения за его смирение. И вскоре, обучив его подвижническому житию, дал ему келью неподалеку от себя.
Арсений же подвизался в посте, молитве и трудах иноческих. И так преуспел во всех добродетелях, что превзошел многих старцев своими подвигами. Однажды он помолился: «Господи, научи меня спастись». В ответ на это ему был голос с неба: «Арсений, скрывайся от людей и пребывай в молчании. Это корень добродетели».
Внимая этому голосу, Арсений ушел из того места в глубь пустыни и построил там для себя небольшую келью, в которой он всегда был один, стараясь соблюдать молчание. Он постоянно устремлял ум свой к небу; пребывая на земле телом, он духом возлетал к ангелам. Каждый воскресный и праздничный день Арсений приходил в церковь и после службы возвращался молча в свою келью. При этом он никогда ни с кем не разговаривал, а только коротко отвечал на вопрос, если его кто-нибудь спрашивал. Все подвижники, обитавшие в скитской пустыне, весьма удивлялись добродетельной жизни преподобного Арсения. Как-то преподобный Марк спросил его: «Для чего ты, честной отец, удаляешься от нас?» Арсений ответил ему: «Знает Бог, как я люблю вас. Но я не могу одновременно пребывать и с Богом, и с вами».
Преп. Арсений пылал столь сильной любовью к Богу, что постоянно был как бы в огне по причине своих пламенных молитв.
Один брат спросил Арсения о том, что полезно для души. Преподобный ответил ему: «Всячески заботься о том, чтобы то, что ты мыслишь в уме своем, было угодно Богу».
В другой раз преподобный сказал: «Если мы действительно от всего сердца будем искать Бога, то Он сам придет к нам, и мы увидим Его. И если мы удержим Его чистой жизнью близ себя, то Он пребудет с нами».
Часто говорил преподобный Арсений: «Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда».
Когда же приблизился час кончины преподобного, то он начал много плакать и пришел в большой страх. Ученики, увидав его плачущим, спросили его: «Неужели и ты, честный отче, боишься смерти?» Он отвечал им: «Я всегда чувствовал страх смерти во все дни иноческой жизни моей, начиная с того дня, в который я облекся в образ иноческий». Затем преподобный уснул блаженным сном смерти, предав честную душу в руки Господа, Которому служил так усердно в течение всей своей жизни.
Когда авва Пимен услыхал о мирной кончине преподобного, то прослезился и сказал: «Блажен ты, отец Арсений, потому что ты плакал в продолжение всей своей жизни. За это ты будешь вечно веселиться. Тот же, кто здесь не плачет по своей воле, поневоле заплачет после смерти среди мучений, но от плача этого никому не будет пользы».
Но чем большая слава окружала Арсения, тем больше он скорбел духом, потому что сердце его не лежало ни к славе, ни к богатству, ни к суетной мирской похвале. В глубине души он сильно желал послужить Богу в смиренной жизни иноческой, в безмолвии и нищете. Поэтому Арсений начал усердно молиться Господу, прося освободить от пребывания в царских палатах и сподобить его пустынной иноческой жизни. И Господь исполнил его желание. Однажды ночью, во время молитвы, Арсений услышал свыше голос: «Арсений, беги от людей и спасешься».
Тотчас Арсений убежал из царского дворца, сел на корабль и уехал в Египет, а там стал монахом в пустыне Скит. Его принял к себе в ученики преп. Иоанн Колов, весьма возлюбивший Арсения за его смирение. И вскоре, обучив его подвижническому житию, дал ему келью неподалеку от себя.
Арсений же подвизался в посте, молитве и трудах иноческих. И так преуспел во всех добродетелях, что превзошел многих старцев своими подвигами. Однажды он помолился: «Господи, научи меня спастись». В ответ на это ему был голос с неба: «Арсений, скрывайся от людей и пребывай в молчании. Это корень добродетели».
Внимая этому голосу, Арсений ушел из того места в глубь пустыни и построил там для себя небольшую келью, в которой он всегда был один, стараясь соблюдать молчание. Он постоянно устремлял ум свой к небу; пребывая на земле телом, он духом возлетал к ангелам. Каждый воскресный и праздничный день Арсений приходил в церковь и после службы возвращался молча в свою келью. При этом он никогда ни с кем не разговаривал, а только коротко отвечал на вопрос, если его кто-нибудь спрашивал. Все подвижники, обитавшие в скитской пустыне, весьма удивлялись добродетельной жизни преподобного Арсения. Как-то преподобный Марк спросил его: «Для чего ты, честной отец, удаляешься от нас?» Арсений ответил ему: «Знает Бог, как я люблю вас. Но я не могу одновременно пребывать и с Богом, и с вами».
Преп. Арсений пылал столь сильной любовью к Богу, что постоянно был как бы в огне по причине своих пламенных молитв.
Один брат спросил Арсения о том, что полезно для души. Преподобный ответил ему: «Всячески заботься о том, чтобы то, что ты мыслишь в уме своем, было угодно Богу».
В другой раз преподобный сказал: «Если мы действительно от всего сердца будем искать Бога, то Он сам придет к нам, и мы увидим Его. И если мы удержим Его чистой жизнью близ себя, то Он пребудет с нами».
Часто говорил преподобный Арсений: «Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда».
Когда же приблизился час кончины преподобного, то он начал много плакать и пришел в большой страх. Ученики, увидав его плачущим, спросили его: «Неужели и ты, честный отче, боишься смерти?» Он отвечал им: «Я всегда чувствовал страх смерти во все дни иноческой жизни моей, начиная с того дня, в который я облекся в образ иноческий». Затем преподобный уснул блаженным сном смерти, предав честную душу в руки Господа, Которому служил так усердно в течение всей своей жизни.
Когда авва Пимен услыхал о мирной кончине преподобного, то прослезился и сказал: «Блажен ты, отец Арсений, потому что ты плакал в продолжение всей своей жизни. За это ты будешь вечно веселиться. Тот же, кто здесь не плачет по своей воле, поневоле заплачет после смерти среди мучений, но от плача этого никому не будет пользы».
Православное семейное чтение. М., 1999.