Преп. Стефан, епископ Владимиро-Волынский
Ученик св. Феодосия Печерского, Стефан был некое время игуменом Печерской Лавры и потрудился много для благочинного устроения монашеской жизни и украшения храмов. Но враг распалил в монахах злобу против него, так что его не только лишили игуменства, но и выгнали из монастыря. Но Бог, Который не оставляет праведника долго в унижении от неправедников, управил жизнь преп. Стефана так, что он стал епископом Владимирским. Как архиерей Божий Стефан управлял церковью до старости своей и мирно упокоился в Господе в 1094 г.
Правая вера должна быть гонима во всем мире
Об этом и Сам Спаситель ясно и явно сказал Своим апостолам. А св. Аполинарий Ерапольский, писавший против еретиков монтанистов, говорит: «Пусть нам скажут перед Богом, кто из всех их пророков, начиная от Монтана и его жен, был гоним иудеями и убит нечестивыми? Никто. Кто из них был взят за имя Христово и распят на кресте? Опять никто. Была ли одна из жен хоть когда-нибудь бита бичами или камнями в иудейских синагогах? Нигде и никогда». Православный святой хочет этим сказать, что правая вера должна быть гонима в этом мире. Ереси обычно ближе светскому и демонскому духу, поэтому мир и демоны не гонят свое. Быть постоянно гонимой – с краткими передышками – вот отличие веры и церкви православной. То гонение было всю историю и от внешних, и изнутри -- из вне от иноверцев, а изнутри от еретиков.
Беседа. О гонении верующих
Да и все, желающие жить благочестиво во Христе
Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12).
И Господь Иисус это прорек и Своим примером доказал. И апостолы это сказали и своим примером доказали. И все богоносные Отцы Церкви, исповедники и мученики, так говорили и своим примером доказывали. Надо ли еще сомневаться, что сквозь тесные врата входят в Царство Божие? Надо ли недоумевать нам оттого, что через многие скорби приходиться входить Царство Божие? Нет здесь больше нет никаких оснований или оправданий сомнения. Может ли овца жить среди волков и не быть подвергнута нападению? Может ли свеча пламенеть посреди перекрестных ветров и не быть охваченной тьмой и волнением?
Так и Церковь устремленных к Богу душ не может быть не гонима и потому гонима: язычниками, идолопоклонниками, еретиками, отступниками, от страсти и порока, от греха и беззакония, от мира и демона. Точно так же ни одна устремленная к Богу душа не может остаться без гонения как внешнего, так и внутреннего до тех пор, пока не покинет тело и мир.
Кто-то может противиться этому, доказывая нечто другое, соответствующее своей логике. Но тут не помогут ни разум, ни логика человека: тысячи распятых говорят о другом, и тысячи сожженных кричат о другом, и тысячи посеченных доказывают другое, и тысячи утопленных свидетельствуют о другом. О, братья мои, христианская вера сильна не только тогда, когда соответствует чувственному разуму и чувственной логике, но когда и противится чувственной логике и чувственному разуму.
Те, кто хочет жить в Боге, будут гонимы. Это апостолы прорекли в начале христианских веков, а двадцать христианских веков вторят им много гласным эхом, которое подтверждает истинность пророчества.
О, воскресший Господи, дай нам свет, да будем верные до конца, и дай нам силы выдержать гонение до конца. Тебе слава и хвала во век. Аминь.
Свт. Николай Сербский. Пролог