Память святого праведного Ионы Атаманского
Протоиерей Иона Атаманский был настоятелем портовой Свято-Никольской церкви в Одессе. Наверное, в истории этого города нет более известного приходского священника. К святому праведному Ионе за помощью и советом шли не только жители Одессы и окрестностей, но и многих других мест. Светозарный праведник, могучий духом, неоднократно изгонявший и побеждавший сатану, который «не имел в нем не единой части», был для жителей всего Юга столпом твердокаменным, опорой среди бед и скорбей.
...Неизгладимые впечатления производили на богомольцев благолепные и необыкновенно благодатные Богослужения святого праведного Ионы. Во время его служб стояла необычайная, глубокая тишина, присутствующие благоговейно молились, увлеченные горячей молитвой праведника.
Сохранились воспоминания одного паломника из Москвы. Вот как он описывает Богослужение батюшки: «После канона начали звонить к Литургии. На проскомидии просфор было так много, что их приносили сюда большими подносами. И подумал я: „Здесь, у отца Ионы, научишься, как надо христианину подавать просфоры на проскомидию о здравии и о упокоении“. Я смотрел, как отец Иона долго-долго вынимал частицы и поминал о здравии и о упокоении. Душа моя ощущала здесь что-то особое, великое, святое. Я чувствовал духом, что предо мной стоит и молится праведник. Мне вдруг открылась вся моя жизнь, во грехах и лености проведенная. Душа жаждала чего-то лучшего, святого, небесного. Так этот дивный муж молча говорил мне, назидал меня, и столь глубоко и чувствительно, что я не мог удержаться от слез. Проскомидию отец Иона совершал вслух. При призывании Спасителя, Божией Матери и святых в каждом его слове слышалась такая вера, что казалось, будто призываемые видимым образом находятся здесь и внемлют молитвенным возгласам. Сердце мое наполнилось священным страхом и благоговением».
Сестры и матушки Свято-Михайловского монастыря, в котором у отца Ионы было много духовных чад, свидетельствовали о чудотворениях одесского праведника. Они вспоминали, как однажды, прослышав о чудесных делах протоиерея Ионы и об изгнании им бесов и желая убедиться в истинности этой молвы, к нему в храм пришли католические ксендзы. С сомнением и любопытством ждали они случая проявления благодатной силы батюшки. Привели бесноватых. Вдруг они набросились на ксендзов, стали их бить и кричать: «Зачем пришли смотреть, что с нами делает и как нас изгоняет Иона?»
После Октябрьского переворота и установления советской власти в городе святой праведный Иона продолжал свое служение в Свято-Никольской церкви. Он призывал своих прихожан не увлекаться безбожным духом времени, сохранять веру в Бога, оставаться преданными чадами Православной Церкви.
В это время, как и в прежние годы, Господь, по молитвам праведника, творил чудеса для укрепления верных и для посрамления безбожников.
Однажды в Одессу приехала крестьянка и привезла с собой слепого от рождения двухлетнего сына. До нее дошел слух, что профессор В.П. Филатов делает глазные операции и многим возвращает зрение. Она обратилась к В.П. Филатову, но тот, обследовав ребенка в своей клинике, объяснил матери, что излечить мальчика он не может, ибо наука в данном случае безсильна. Тогда огорченная мать пошла к святому праведному Ионе и попросила его молитв. Девять ночей батюшка простоял на молитве, очень часто служил молебны и акафисты, и на 10-й день ребенок прозрел. Случай этот наделал в городе много шума. Вскоре новость дошла до профессора Филатова, и он был поражен. Советская власть устроила следствие и показательный суд, на который вызвали Филатова. Отцу Ионе инкриминировали обман и шантаж, но профессор твердо заявил, что это именно тот ребенок, которого он не брался лечить, и признал факт чудотворения.
В первые годы советской власти ее органы не трогали святого праведного Иону. Но позднее стали делать обыски в его доме и храме, вызывали Святого на допросы. Тем временем Церковь постигло еще одно бедствие – обновленческий и автокефальный расколы. Накануне обновленческого раскола когда отец Иона стоял у Престола за всенощной, ему было видение. Он вдруг умолк, замер и через некоторое время, подняв руки, начал восклицать: «Хвалите имя Господне, хвалите имя Господне! Аллилуиа, Аллилуиа!» Так, с поднятыми вверх руками, в слезах, не окончившего службу, его увели из церкви домой. Присутствующие поняли, что батюшка увидел что-то необыкновенное.
Старшая его дочь Вера заметила только, как весь алтарь словно наполнился огнем. Позже отец Иона рассказал, что он видел идущего Христа, за Которым следовали священники, раздиравшие Его ризы. Рядом с Господом шел преподобный Серафим Саровский и горько плакал. А Господь сказал святому Серафиму: «Не плачь, они покаются!»
Святой Праведный Иона и еще несколько священников не поддались диавольскому прельщению и во все годы гонений, несмотря на угрозы, оставались верны Святейшему Патриарху Тихону. Вразумляя своих малодушных собратьев, отец Иона говорил: «Держитесь Богом посланного в наше смутное время второго Ермогена – Святейшего Патриарха Тихона и не идите за наемниками и за теми, которые „прелазят инуде“, ибо они „татие суть и разбойницы“ (см.: Ин. 10, 1–8)! И, как было предсказано в видении, позже, убедившись в своей ошибке, многие обновленческие священники приходили к отцу Ионе каяться. При этом они кланялись ему в ноги и просили прощения. Батюшка же говорил им: «Кланяйтесь не мне, а народу, который вы ввели в заблуждение!» Кающиеся священники выходили на амвон, становились на колени и кланялись людям, прося прощения. Только тогда отец Иона воссоединял их с Православной Церковью.
В 1921 году советская власть под видом помощи голодающим провела акцию изъятия церковных ценностей, которая имела своей целью лишить Церковь богослужебной утвари и подорвать ее жизнеспособность. Во время этой акции Свято-Никольский храм лишился многого из своего имущества, а настоятель вскоре подвергся аресту. Но на защиту своего пастыря поднялось огромное количество людей. На Маразлиевской улице собралось множество заступников отца Ионы из числа рабочих и крестьян, поднялся невероятный шум, и власти были вынуждены отпустить Святого. Велика была народная любовь к праведнику, и это удержало богоборцев от расправы над батюшкой.
Тяжелая болезнь – уремия – приблизила кончину старца, и 17-го мая 1924 года праведник отошел ко Господу. Похороны его были грандиозными. Проститься с почившим пастырем собралась вся верующая Одесса. Рабочие – несмотря на объявление воскресного дня рабочим, крестьяне, нищие, так называемые «босяки», благодетелем которых был отец Иона, а также множество людей из окрестных сел и городов съехались хоронить своего молитвенника и благодетеля. Стремясь как-то уменьшить число людей, желающих присутствовать при погребении, власти перенесли день похорон с воскресенья на понедельник. Но в понедельник съехалось еще больше народа. Вся громадная Потемкинская лестница, внизу которой находилась церковь святителя Николая и дом, где жил батюшка, были густо запружены многочисленной толпой. Рабочие просили задержать вынос тела до 4-х часов вечера, когда заканчивался их трудовой день. После соборного отпевания и обнесения почившего вокруг храма с пением ирмосов «Помощник и Покровитель» погребальная процессия двинулась на кладбище. Толпа верующих плавно поднималась за гробом по каменной лестнице на Ришельевскую улицу, на которой во всех окнах и на балконах виднелись наблюдавшие за происходящим люди…
Великие русские старцы: Жития,
чудеса, духовные наставления. М., 2007.
Печатается в сокращении