Память свт. Епифания, еп. Кипрского
Псалмопевец говорит: Богaтии обнищaша и взалкaша: взыскaющии же Гoспода не лишaтся всякаго блaга (Пс. 33, 11). Что значат эти слова? А то, говорится в «Прологе», что Господь никогда не оставляет уповающих на Него. А мы от себя прибавим, что они значат еще и то, что худо бывает всякому, кто в себя, а не в Бога богатеет.
В городе, где святитель Епифаний был епископом, однажды случился голод, и была великая скорбь в месте том. Жил там тогда богатый боярин Фавстиан, язычник, имевший у себя огромные запасы хлеба. Святой Епифаний сказал ему:
– Друг, продай мне в долг пшеницы, чтобы я ею накормил голодных. Со временем я уплачу тебе свой долг.
Но Фавстиан отвечал:
– Ступай к своему Богу, Он тебе даст.
Святитель Епифаний пошел в церковь святых мучеников и всю ночь со слезами молился, чтобы Господь напитал алчущих. Был же там и идольский храм, в который из посторонних никто не мог войти, а иначе тотчас же умирал. И был к святому голос: «Ступай в идольский храм». Епифаний пошел, двери пред ним отворились сами собою, и он, вошедши в храм, нашел в нем много золота. Взяв его, он пошел с ним к Фавстиану, скупил весь хлеб и накормил им всех голодных. Мало того, граждане города наполнили хлебом и дома свои.
Когда у Фавстиана весь хлеб был распродан, он отправил одиннадцать кораблей в Калабрию, и там наполнил их пшеницею и житом. Когда же судна возвращались домой, за сто верст от родного города их застигла буря и потопила все: и корабли, и пшеницу, и жито. Фавстиан, услышав о сем, начал хулить Бога Вышнего и святого Епифания, но, конечно, хулы его хлеба и кораблей ему не возвратили. «Так, – прибавляет сказание, – и сбыстся псаломское слово: „Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага“».
Да, поистине, прав псалмопевец, и ясны стали слова его. Вот, богатый подлинно обнищал и взалкал, а взыскающие Господа исполнились всяких благ. Первое всегда бывает с теми, кто в себя, а не в Бога богатеет. Глядишь, высится нечестивый, яко кедр Ливанский, а потом – мимоидох, и се не бе (Там же. 36, 36). Да ведь это еще в здешней жизни, а что же будет для корыстолюбца далее? Что будет после того, когда он услышит: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12, 20)? Да, он только тогда поймет, что все земное, принадлежавшее ему, осталось по сию сторону гроба его, а он теперь имеет одни лишь худые дела его на проклятие тем, которые пережили его, и одни худые дела понесет он на вечное судилище Божие!
Итак, приидите ныне, богатии, и плачитеся и рыдайте о лютых скорбех ваших, грядущих на вы. Богатство ваше изгни, и ризы ваша молие поядоша (Иак. 5, 1–2). Аминь.
Протоиерей Виктор ГУРЬЕВ
Пролог в поучениях. М., 1912.