Житие преподобного Феодора Санаксарского
Когда Иоанн достиг совершеннолетия, его родители, как люди состоятельные, определили юношу на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в Санкт-Петербурге, где за особое усердие Иоанна вскоре произвели в сержанты.
Живя в столице, в довольстве, среди веселых и безпечных товарищей, среди раздольного быта и увеселений, обычных тогда в столице и гвардии, молодой Иоанн Ушаков легко мог бы со временем потерять свои благочестивые природные наклонности.
И вдруг однажды, как гром среди ясного неба, в тот час, когда рухнул во время кутежа собрат- гвардеец и испустил дух без покаяния, Иван очнулся. Очнулся, огляделся и понял, что живет во грехе. Душа его встрепенулась, позвала к очищению. Промыслительно даровал Господь этот трагический случай Ивану, чтобы он вспомнил о спасении души. Может быть, впервые тогда для него прозвучали в ней слова: «Помни час смертный!» — много позже начертанные на иконе его святого образа.
Тотчас же решился юноша оставить все: воинский чин, друзей, родителей и всю красоту этого мира, и тайно бежать в пустыню. Иоанн, наскоро собравшись, спешно выехал из столицы с одним слугой, как бы в родительский дом. Отъехав несколько верст от города, юноша отпустил слугу обратно, а сам переоделся в нищенскую одежду и пошел на берега Двины в поморские леса. Там молодой подвижник нашел в чаще опустевшую келью и жил в ней один более трех лет, подвизаясь в посте, молитве и терпении скорбей.
Вскоре местное начальство усилило гонения на раскольников, селившихся в северных лесах, и пустынников, проживавших без документов. И Иоанн вынужден был перейти в Площанскую пустынь Орловской губернии. Там Иоанна поселили в одной из отдаленных келий в лесу. Но при очередной проверке Иоанн был взят как неимеющий вида. При допросе он откровенно сказал, что тайно ушел из службы в гвардии, а потому сразу был доставлен в Санкт-Петербург к императрице Елисавете Петровне.
По Петербургу, а в особенности в гвардейских полках, быстро пронеслась весть, что сержант Ушаков сыскан. Многие собрались посмотреть на молодого подвижника. За прошедшие шесть лет Иоанн сильно изменился, и трудно было в этом изможденном постом человеке узнать блестящего гвардейца, веселого товарища по столичным забавам и развлечениям. От великого воздержания Иоанн был сух и бледен лицом, одет лишь во скудную власяницу, подпоясан простым ремнем. Видя это, многие умилялись и клали в своем сердце намерение оставить мир. Императрица предложила Иоанну вернуться в полк в прежнем звании, но он попросил только одного: «Дайте мне умереть монахом». Он просил разрешения подвизаться в Саровской пустыни, но для принятия монашеского пострига его оставили в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга.
После трех лет послушания 13 августа 1748 года тридцатилетний Иоанн Ушаков был пострижен в монахи с именем Феодор, тезоименно Великому князю смоленскому Феодору Ростиславовичу. При постриге присутствовала императрица Елисавета Петровна.
Видя и зная истинно подвижническую жизнь преподобного Феодора, Государыня была к нему по-матерински милостива и внимательна, А Наследник, впоследствии император, Петр Феодорович и вовсе любил при случае повторить, что в «Александро-Невском монастыре только один монах – Ушаков», уважая его подлинное благочестие и добродетели.
Стоял он после этого у кружки подаянной в Лавре. Прослыл честнейшим и чистейшим монахом. Вскоре петербургские жители, хотящие жить в мире богоугодно, начали приходить к нему за советом и утешением.
Но жившие в обители ученые монахи, из зависти, а затем и ненависти, начали жаловаться, что простой-де монах привлекает к себе народ, безпокоит обитель и производит соблазн. Чада старца многие годы все терпели со смирением, принимая поношения с радостью. Но настолько возросла злоба вражия, что уже и к смерти готовился святой Феодор, но не желая мстить, все терпел великодушно. Молился за своих обидчиков, просил прощения за грехи их у Бога. И Бог, наверное, прощал их за усердия его, потому многие из монахов Лавры пошли за ним в Саровскую пустынь. И там совершали дела во имя Бога, помогали всем сирым и убогим. Ширилась вокруг Феодора слава духовного подвижника, безсребреника, трудолюбца, милостивца по Рязанской,Тамбовской, Симбирской, Воронежской земле.
В 1759 году монах Феодор с учениками переселился в глухую Санаксарскую обитель на Тамбовщине, которая была в ведении Саровской пустыни. В Санаксаре по пришествии отца Феодора стали наращивать кельи, распахивать пашню, принимать богомольцев, была восстановлена старая церковь.
Бывший тогда епархиальным архиереем епископ Лахомий, зная отца Феодора и радуясь возрождению Санаксарской обители, призвал его к себе и предложил быть настоятелем монастыря, приняв священство. По смирению, отец Феодор отказывался, считая себя недостойным, но, убежденный владыкой, в декабре 17б2 года был рукоположен во иеромонаха, и поручена ему настоятельская должность.
Впоследствии в монастыре была воздвигнута каменная двухэтажная церковь. «Облеченный саном священника о. Феодор с невыразимым благоговением совершал служение в церкви. Во время литургии он весь сиял какой-то необычайною красотой и весь тот день находился в глубокой радости, ярко выражавшейся на его лице. Настоятелем он был твердым и строгим, в наставлениях нарочитое имел искусство, в рассуждениях был остр и пространен... В общем, на богослужение посвящалось в пустыни в сутки часов девять, а в воскресенья и полуелейные дни — десять и более того; при всенощном бдении — до двенадцати», — писали современники.
Старец завел у себя первую и прочную основу иночества: личное руководительство братии и полное откровение помыслов, днем и ночью, была открыта его келия, и часами он говорил с иноками. На монастырские послушания: покос, рыбную ловлю — выходили все во главе с настоятелем. На общей трапезе присутствовали все монахи, за исключением тяжело больных. Пища была простой и умеренной, без пирогов и белого хлеба, который не полагалось вкушать даже на Пасху. Каждому брату для назидания выдавались из библиотеки одна-две книги. Сама жизнь настоятеля была поучительной: старца отличали смиренномудрие, кротость, незлобие, прямодушие и одинаковая по отношению ко всем ласковость.
В монастырь приходили крестьяне, молились, просили у Бога заступничества. Отец Феодор был нетерпим только к тем, кто нарушал Божий и земные законы. Богомольцы тянулись к его светлому слову и молитве, но были и те, кто строил ему козни. Не любили праведное слово, обличение страстей и многие власть предержащие. Вера для таких хороша лишь тогда, когда она их благословляет, обслуживает, а когда требует справедливости для всех, соблюдения одинаково всеми христианских законов — становится неугодной и неудобной. Стал неудобен для местного воеводы и отец Феодор. По его наущению решением Синода был отправлен оклеветанный старец на Соловки. В Санаксар был прислан посыльный, чтобы описать его имущество и в сундуках отправить на Север. Но имущества оказалось всего: войлок коровьей шерсти на холстине, небольшая подушка, овчинная шуба, мантия и ряса. С этим его и отправили на Соловки. Девять лет он молился в северном монастыре, но затем о нем было доложено Императрице, и она возвратила его в Санаксар. Там после беседы с учениками душа преподобного старца Феодора мирно разлучилась с телом19 февраля 1791 года. Тело его, хотя и лежавшее в теплой келье до погребения, не издавало запаха тления.
На могильной плите была сделана надпись: «Здесь погребен 73-летний старец иеромонах Феодор, по фамилии Ушаков, возобновитель Санаксарского монастыря, который пострижен в Александро-Невской Лавре, продолжал монашеское житие 45 лет; со всеми видами истинного христианина и доброго монаха 19 февраля 1791 года скончался».
Еще задолго до прославления старца Феодора (Ушакова) Санаксарского насельники Рождество-Богородичного мужского монастыря и многочисленные паломники почитали его за святого. По молитвам к старцу получали от него чудесную помощь. Многие с любовью хранили у себя дома иконописные портреты старца, привезенные из известной теперь на всю Россию мордовской обители.
Восстановленный из запустения и благоустроенный отцом Феодором, Санаксарский монастырь просуществовал до 1920 года. После революции обитель закрыли. Третье рождение монастыря произошло в 1991 году.
Братия вновь возобновленного монастыря долго и кропотливо собирала многочисленные факты посмертных чудотворений, необходимые для канонизации старца Феодора (Ушакова). И вот прославление святого состоялось. В 1999 году были обретены честные мощи его, и он был прославлен как местночтимый святой Мордовской епархии. Для их исследования была создана Синодальная комиссия во главе с иеромонахом Дамаскином. Несмотря на то, что мощи уже дважды вскрывались (в 1904 и в 1944 году) и целостность захоронения была нарушена, а также невзирая на то, что через гроб старца проросла корнями береза, его мощи сохранились нетленными.
Антрополог Беляев, участвовавший ранее в раскопках множества захоронений, был поражен степенью сохранности мощей старца Феодора (Ушакова): «208 лет мощи пролежали в земле, не тронутые тлением. Мне довелось приложиться к открытым мощам. Было впечатление, будто в гробу лежит живой, просто спящий человек. Это настоящее чудо!»
В 2004 году на Архиерейском Соборе РПЦ принято решение об общецерковном почитании преподобного Феодора, старца Санаксарского.
Святые мощи его покоятся в соборе Рождества Богородицы Санаксарского монастыря, куда впоследствии были перенесены и мощи святого адмирала Феодора Ушакова.