250 лет назад, 1765 года, скончался Михаил Васильевич Ломоносов
Поминая в Году литературы русского самородка через 250 лет, хочется выделить не его достижения в сфере естественных наук, а силу его патриотического и мудрого слова.
Ломоносов явился охранителем и генератором развития русского языка, именно после него язык русский стал великим и общенациональным. И литература многим ему обязана, его поэтический стиль нов и мощен, русская поэзия теоретически и практически с него и началась. Потом уже были Державин и Пушкин. Реализуя свой замысел о создании в Петербурге Академии наук, Пётр I привлекал в её состав крупных иностранных учёных, но рассматривал это мероприятие как временное, вслед за которым должно было последовать постепенное заполнение её русскими учёными, получающими подготовку как в стенах самой Академии, так и за границей. Однако, как сказали бы сегодня, такая практика оказалась малоэффективной.
Достаточно указать на такой факт – руководитель академической канцелярии И. Шумахер при обсуждении новых кандидатов в Академию наук заявил: «Я великую ошибку в политике своей сделал, что допустил Ломоносова в профессоры»(!). И далее продолжил: «Разве нам десять Ломоносовых надобно? И один нам в тягость». С таким положением не мог примириться русский патриот Ломоносов. Более того, это побудило его обратиться за поддержкой к Ивану Шувалову, приближённому русской императрицы Елизаветы Петровны.
Получив благословение Шувалова, Ломоносов энергично взялся за подготовку проекта организации университета с гимназией в Москве. Его стремление организовать университет именно в Москве было продиктовано необходимостью вывести высшее образование из-под опеки правительственных учреждений и эгоистически настроенных иностранных учёных, сосредоточенных в Академии наук. По мысли Михаила Васильевича, именно Москва как исторический центр исконно русских земель могла реально обеспечить приток будущих студентов со всех концов страны и от всех сословий. Ломоносов боролся с немецким засильем и был ярым противником нормандской теории возникновения Русского государства. Одно из выдающихся произведений Ломоносова называется «О сохранении и размножении российского народа». Что может быть и сегодня актуальнее этой проблемы – сохранения и сбережения народа? Он знал и понимал Россию, как никто, и это придавало Ломоносову непреклонную силу.
Ломоносову принадлежит удивительное для ХVIII в. пророчество: «Могущество России прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Ломоносов кожей ощущал Россию как континентальную державу, на этом основывался его патриотизм.
Ломоносов никогда не упивался собственной учёностью. Так уж был он устроен: личный успех не приносил ему счастья, если не содействовал укреплению державы и народному просвещению.
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Ломоносов страстно доказывал, что у России было великое прошлое, были герои, что в России первична самобытность. «Всяк, кто увидит в российских преданиях равные дела и героев, греческим и римским подобных, унижать нас пред оными причины не будет», – провозглашал Ломоносов, искореняя комплекс неполноценности среди русских людей.
Родной язык Ломоносов считал основой нравственного воспитания. Он первым в России читал лекции на родном языке, что считалось дерзостью. Современники даже запомнили дату такой первой лекции по физике: 20 июня 1746 года. Это было событием! Разумеется, он мог читать лекции и на латыни, как это было принято, и на немецком языке. Он учился в Германии, среди его ближайших коллег и друзей было немало учёных иностранного происхождения, но всякий национальный гений является органичным патриотом.
Кившенко А.Д. М.В.Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы (1880)
Уважение к своему народу соединяется в мировоззрении Ломоносова с проповедью мира между государствами. В трагедию «Тамира и Селим» он включил строки, бичующие корыстные интересы, приводящие к завоевательным войнам. В «Письме о пользе стекла» Ломоносов с негодованием писал о зверствах и хищничестве колонизаторов, которые в погоне за золотом безжалостно истребляют коренное население Америки.
Сразу же после смерти Ломоносова в апреле 1765 года все находившиеся в его доме бумаги по приказанию Екатерины II были опечатаны графом Г.Г. Орловым. Большая часть его архива (по-видимому, бумаги, имевшие государственное значение) была отобрана лично Орловым (и до сих пор не найдена). Научные записи, не представлявшие, вероятно, интереса для Орлова, были оставлены им и сохранились до наших дней.
Могила Ломоносова на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге не забыта потомками. Не зарастает народная тропа к Гению, равного которому не было и нет до сих пор.
Александр Александрович МОСКАЛЁВм