Смерть тела и безсмертие души
Смертью называется таинственное отделение души от тела, временное разлучение души с телом. При этом тело утрачивает жизненную силу и подвергается тлению и разложению, а душа остается жить сама в своем бесплотном существе. Поэтому в Священном Писании смерть именуется: исшествием души из тела, сном тела, возвращением тела в землю и безсмертного духа к Богу.
В Откровении ясно и понятно засвидетельствованы и смертность человеческого тела, и безсмертие человеческой души. Человеческая душа безсмертна, потому что богообразна, то есть создана по образу безсмертного Бога. Получив дух от Бога, каждый человек безсмертен душой. Будучи безсмертным, дух по смерти человеческого тела возвращается к давшему его Богу.
В силу своего безсмертия человеческая душа – это единственная абсолютная ценность в человеческом мире; на ней и созидается все Богочеловеческое домостроительство Божественной истины и спасения. Ведь если бы человек был смертен душой, то весь подвиг Спасителя был бы утопией, а христиане оказались бы самыми несчастными людьми, так как их жизнь на земле – это непрестанное страдание ради вечной жизни на небе.
Если душа смертна, то нет воскресения мертвых; если же нет воскресения мертвых, то безсмыслен и Христос, и вера в Него. Именно на безсмертии человеческой души Спаситель основывает и возможность, и самую реальность воскресения мертвых, так как душу убить нельзя. Душа живет в бренном теле, чтобы по смерти выйти из него и вступить в мир небесный, где царствует вечность.
В Своей притче о богатом и Лазаре Спаситель показывает, что безсмертна не только праведная душа Лазаря, но точно так же и грешная душа богатого.