Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
О Святой и Великой Субботе 11.04.2015

О Святой и Великой Субботе

Великая Суббота – это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В этот день Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

В этот день Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства, можно было, предавать их погребению. Иосиф купил плащаницу – длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа. Фарисеи знали, слова Христа о Своем воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения.

* * *

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – Святая Плащаница. Песнопения утреннего канона славят Христа, Своею смертью победившего смерть.

Святая Плащаница

После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз, говорится, что эта суббота – самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира.

Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход в Евангелием, Великий вход – совершаются в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения. По окончании Литургии поется Пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

По материалам православных СМИ

* * *

СУББОТА ВЕЛИКОГО ПОКОЯ

(Внутренний смысл утрени Великой Субботы)

Святая великая суббота

Все дни превосходит св. Четыредесятница, но большее св. Четыредесятницы святая и великая  седмица (Страстная), а больше самой Страстной седмицы есть великая  и святая Суббота. Ибо, как в первом миротворении, Бог, создавши все твари и в шестой день окончательно сотворивши человека, в седьмый день почил от всех дел Своих и освятил его, наименовав субботой, т. е. покоем: "так и в делании умнаго творения, совершив все (дело искупления) и в шестый день паки возсоздавши истлевшаго человека, обновив его живоносным крестом и смертью, Господь в настоящий седьмый день успокоился, уснув живоестественным и спасительным сном" .. .

Так поучает нас богомудрый и святой безвестный составитель Синаксария на великую Субботу.

Все богослужение этого преславнаго дня исполнено необыкновенной глубины, духовной мощи и несказанной красоты. А канон, поемый на утрени, составленный тремя великими песнописцами: инокиней Кассией (ирмосы первых четырех песней), Марком епископом Индрунским (тропари к этим песням) и святым Косьмой Маиумским (остальная часть канона), считается, по глубине догматическаго содержания непревзойденным из всех когда либо написанных канонов.

Хотя Искупитель рода человеческаго и почивал в  субботу  Своим нетленным телом, душею Он бодрствовал и угютребил ночь  Великия Субботы на избавление из ада душ всех ветхозаветных праведников, начиная с прародителей Адама и Евы.

Это дивное, радостное и, вместе с тем, страшное событие также нашло сөбе отражение в богослужении Великой Субботы. Для иллюстрации сего приведем вторую стихиру на стиховне на вечерни Великаго Пятка) вечерня относится к службе следующаго дня):

"Егда во гробе нове за всех положен был еси, Избавителю всех, ад всесмехливый (над всем смеющийся), видев тя ужасеся, заклепы сломишася, сокрушишася врата, гробы отверзошася, мертвии возсташа, когда Адам, благодарственно радуяся, врпияше Тебе: Слава снисхождению Твоему, Чөловеколюбче".

Но, начнем, истолковательно, вынужденно краткое, изложение последования утрени  Великой Субботы .

После обычнаго начала, шестопсалмия и мирной ектении поются тропари : " Благообразный Иосиф...", "Егда снизшел еси .. ." и "Мироносицам женам ..." В этих тропарях выражен основной смысл Великой  Субботы: животворное пребываниө Христа Спасителя плотию во гробе, славноө сошествие Его в ад и нетление Его пречистаго Тела. Смерть, фактически, уже побеждена. Небо, ликуя, принимает души благоразумнаго разбойника, а за ним Адама и Еву со всеми ветхозаветными праведниками, но, на земле продолжает пребывание во гробе бездыханное Тело Божественнаго Мертвеца. Вокруг него плач и стенание.

Это состояние Церковь выражает пением "Непорочных" и перемежает так называемыми "Похвалами". "Непорочны" – это 17-ая кафизма или псалом 118-й, тот именно псалом, который, по общему преданию Церкви, воспел Христос с учениками Своими, следуя в Гефсиманию после Тайной Вечери, как бы Сам Себя отпевая.

Поэтому, "Непорочны", только без "Похвал", поются на отпевании каждаго православнаго христианина. Долго длится пение "Непорочных" перед св. Плащаницей. Затем, духовенство уходит в алтарь и, после чтения 50-го псалма, который, по тому же преданию, был любимым псалмом св. апостолов, начинается пениө и чтение канона, о духовной глубине котораго говорилось выше.

В конце канона и на хвалительных стихирах уже прорываются пасхальные напевы. Пасха уже заключена в Великой Субботе, как плод в материнском чреве.

Но, погребение Божественнаго Мертвеца продолжается далее. При пении заупокойнаго "Святый Боже. .." св. Плащаница торжественно обносится вокругь храма и снова полагается посреди церкви, знаменуя перенесение Христа Иосифом в живоносный гроб.

Над Плащаницей читается знаменитое пророчество иезекииля о воскресении мертвых, за которым следует прокимен: "Воскресни, Господи Воже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца".

Далее, следует апостольское чтение о необходимости достойно встретить Пасху, войти на брачный пир в светлой надежде, очищенной постом и покаянием.

Апостольское чтение покрывается громогласным аллилуарием: "Да воскреснег Бог и расточатся врази Его, и да бежат оть Лица Его ненавидящие Его ..."

Это те самыө победно-заклинательные стихи, которыми начинается Светлая Заутреня. Власть тьмы кончается. Сатана уже не господин даже в преисподней. Заря воскресения загорается.

Над Плащаницей жө читается краткое евангелие от Матфея: "во утрий день, иже есть по пятце ...", в котором повествуется о последних усилиях врагов Христа при помощи кустодии (стражи) и печати, помешать Его грядущей славе. И бывает целование св. Плащаницы, при пении дивной стихиры: "Приидите ублажим Иосифа приснопамятнаго ..."

После обычных часов начинается литургия Василия Великаго, предшествуемая вечерней, которая в прежния времена начиналась уже, заходящу солнцу. В середине ея вся церковь и священнослужители переоблачаются во весь светлейший чин, как бы преображаются. И литургия кончается уже совсем по пасхальному.

Так грустно, что на этой замечательной литургии, равно как и на литургии пасхальной теперь бывает немного богомольцев.

Закончим наше повествование молитвенным восклицанием из службы  Великой  Субботы: "Воскресни, Господи, суди земли, яко Ты царствуеши во веки"!

у Плащаницы

Архиепископ Серафим // Православное обозрение. Май, 1959 год.

 

 


<-назад в раздел

Русский календарь