Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Житие святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского 24.03.2015

Житие святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского

Святой Софроний, самое имя которого означает целомудрие, родился в Дамаске от благочестивых  и целомудренных родителей; они были именитые граждане и звали их Плинфос и Мира. С юности блаженный Софроний стал жить согласно своему имени, любя премудрость духовную и внешнюю и девственную чистоту сохраняя от утробы матери; обе эти добродетели: премудрость и девственная чистота называются целомудрием; так, по словам св. Иоанна Лествичника, целомудрие есть общее название для всех добродетелей; и все их старательно усвоил целомудренный Софроний. Прежде всего он изучил внешнюю философию, за что и был прозван софистом, т.е. премудрым, это название «софист» в те времена было очень почетным, и его получали выдающиеся философы. Желая приобрести духовную премудрость, Софроний обходил монастыри и пустыни отшельников и получал от них пользу для своей души. Пришел он в святой город Иерусалим и, вошел в киновию великого Феодосия, где нашел инока Иоанна, прозываемого Мосх и Евират, саном пресвитера, человека добродетельного, при том весьма искуснаго и во внешней и внутренней премудрости. Софроний привязался  к нему всем сердцем, как сын к отцу, и следовал ему всюду до самой его кончины, ходя с ним вместе по монастырям и пустыням, посещая святых отцов и записывая их жития на пользу себе, как об этом свидетельствует книга, написанная ими обоими, под названием Линомарь или Цветник, и одобренная на VII Вселенском Соборе.

Великую пользу принесли они всему потомству христианскому, описывая деяния и поучения многих святых отцов, что видели они своими глазами и своими ушами слышали. Во многих городах побывали святые старцы, записывая чудеса и знамения подвижников. Когда св. Софроний прибыл в Александрию не был еще пострижен в иноческий образ, что видно из 69 гл. Лимонаря, где Иоанн Мосх говорит следующие: – «Пришли мы в Александрию, я и кир (господин, отец) Софроний, брат мой, до пострижения его и пошли к авве Палладию, мужу добродетельному и Божию рабу».

И еще в 110 гл. он же говорит: – «Я с господином моим Софронием пошли в Лавру отстоящую от Александрии в 18 поприщах, к одному старцу, очень добродетельному, родом египтянину, и сказал ему: – «Господин и отец, скажи нам слово, как жить нам друг с другом, кир софист хочет удалиться от мира и стать иноком».

Тогда сказал нам старец: – «Хорошо делаете, дети, что оставляете мир ради спасения своей души, сидите в безмолвии в келье, оберегайте свои помыслы и молитесь безпрестанно с надеждой на Бога, – Он даст вам Свой разум и просветит ваш ум».

Когда в Египте распространилась Севирова ересь, то святые Иоанн и Софроний много боролись с еритиками; мудрые и начитанные в божественном писании, они
Спорили с еретиками и побеждали их. За что святейший патриарх александрийский Иоанн Милостивый очень любил их и почитал как искреннихъ друзей, помогавших ему против еретиков и утешавших его печали.

Во время пребывания их Александрии, блаженный Софроний описывал чудеса святых Кира и Иоанна в благодарность за исцеление своих глаз, потому, что, когда заболели у него глаза, и он прибег с молитвой и верой в тем святым безсеребренникам – врачам, то получил от них просимое исцеление в их церкви, находившейся в Александрии; поэтому он усердно чтил их.

Святым пришлось покинуть Александрию, в связи с нашествием персов. И так старцы  в месте с патриархом отправились в Константинополь. На пути святейший патриарх заболел и преставился в своем родном городе Алсафунте; прекрасную жизнь его и безчисленныя милости премудрый Софроний почтил похвальным надгробным словом; после погребения патриарха он отправился в древний Рим вместе с Иоанном Мосхом и с собрашшейся около них братиею, до 12 человек; прожив же несколько лет в Риме, преп. Иоанн, учитель Софрония отошел ко Господу.

По возвращении своем из плена, патриарх Захарий прожил не долго, и на его место был поставлен Модест. Но и он прожил только 2 года. После же Модеста на патриарший престол пыл поставлен святой Софроний.

В это время возникла ересь монофелитов, иначе сказать единовольников, признающих Христа в двух Его естествах, божеском и человеческом, одну волю и одно действие, как будто-бы каждое естество не имело своего особаго, свойственного ему действия и желания; исповедующие такое учение хулят Христа, признавая Его несовершенным в обоих естествах. Весьма воспротивился этой ереси святейший Софроний и, собрав у себя Поместный Собор, проклял эту ересь единовольников и разослав всюду списки постановлений своего собора, которые читались потом на VI Вселенском Соборе, утверждены  святыми отцами и приняты как правоверныя. Писал же святой Софроний и много других полезных Церкви Христовых слов, поучений и гимнов и житий некоторых  святых, например св. Марии Египетской. Он хорошо пас Божию Церковь, заграждая уста еретиков и далеко отгоняя их, как волков, от словесного стада.

Случилось как-то по Божьему попущению, что варвары-магометани напали на Сирию и Палестину. И когда греческое войско было разбито врагами, а воевода Сергий убит, св. Софроний с палестинскими христианами заперся в святом городе. Сохранилось его слово, сказанное народу в день Рождества Христова во время осады; в нем, как новый Иеремия, он оплакивает разорение и запустение святых мест, попущенное Богом за людские грехи

В конце второго года осады доведенные до крайности христиане вынуждены были сдаться врагам и отворить им город. Но прежде св. Софроний послал князю агарянскому Омару условии мира, в которых первым было – не причинять никакого насилия и обиды христианской вере и святой Божией Церкви. Когда состоялся договор, отворили христиане городские ворота князю; он же был одет в рубище из верблюжьего волоса. Притворился кротким и смиренным, как овца, будучи внутри хищным волком. Он вошел в город и спрашивал, где находится церковь Соломона, желая совершить там свои богомерзкие молитвы. Святейший Софроний вышел к нему навстречу и, увидев его в таком лицемерном виде, сказал: – «Вот, будет мерзость запустения на месте святом, предсказанная пророком Даниилом!»

И плакал он много со своими христианами и убеждал князя снять рубище и одеться в подобающия ему княжеския одежды. Так святый город взят был агарянами и христианство притеснено тяжелым рабством. А нечестивый князь не сохранив условий мира, стал причинять многия беды иерусалимским христианам. При виде этого святой Софроний постоянно рыдал и молил Бога взять его душу от земли живых, чтобы не видеть ему более несчастий христиан и мерзости запустения, оскверняющей святые места, и – был услышан, в скорее окончив плачевную жизнь свою, и перешел от земнаго слезного Иерусалима к небесному радостному, в обитель всех веселящихся о Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава со веки. Аминь.

 «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского


<-назад в раздел

Русский календарь