Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Почему православному христианину нельзя быть экуменистом 09.03.2015

Почему православному христианину нельзя быть экуменистом

ЭКУМЕНИЗМ НЕ ПРИЗНАЕТ
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СТЕНЫ,
КОТОРЫМИ ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ ОГРАДИЛА СЕБЯ
ОТ ЕРЕТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ

 

 

Древняя Христова Церковь завещала нам догматы, каноны и апостольские предания в качестве основных руководящих начал, которых должны незыблемо придерживаться ее чада, чтобы не смешаться с еретическими обществами и не свернуть с пути спасения. Эти руководящие начала воздвигнуты как вечные разделительные стены между истиною и заблуждением. Они имеют благодатное назначение – предохранять Церковь от вторжения в нее чуждых учений и обычаев.

Нет нужды объяснять, какую важнейшую роль играют православные догматы и их непререкаемый авторитет в качестве разделительной ограды, оберегающей Православие от смешения с разными пагубными лжеучениями и ересями. Не меньшее значение, чем догматы, для охраны и ограждения Православной Церкви имеют православные каноны. Каноны завещаны нам апостольской и святоотеческой древностью как основополагающий закон Церкви, как вечная и неизменная норма церковной жизни. Они безусловно обязательны для всей Вселенской Православной Церкви, для каждой Поместной Православной Церкви и для любого ее члена (см.: Правила Святой Православной Церкви с толкованиями. Введение). Наряду с догматами каноны отличают истинную Христову Церковь от религиозных общностей, которые претендуют быть церквами, не будучи ими.

И апостольские предания, укоренившиеся в церковном быту как общепринятые обычаи, играют важную роль в Православной Церкви, например, посты, праздники, богослужения и т.д.

Святые Отцы всегда видели в догматах, сформулированных Православными Соборами, крепкий оплот веры, в канонах – незыблемые начала церковного устройства и дисциплины и в апостольских преданиях – благодатную основу духовной жизни во Христе.

Изучением канонов занимается специальная богословская наука – каноническое право. Слово «право» здесь не очень уместно, так как церковные каноны, в сущности, говорят об обязанностях, а не о правах. Московский митрополит Филарет, объясняя, как слово «право» вошло в эту науку через латинский язык, дает удачное толкование самого понятия: «Право, или, на языке Священного Писания, оправдание (см.: Исх. 24, 3; Рим. 2, 26) есть то, сохранением чего можно быть правым пред людьми и праведным пред Богом» (Цит. по: Игнатов П. Канонические воззрения и практика митрополита Филарета // ЖМП. 1956. № 10. С. 57). Под каноническим правом «следует разуметь законоположение порядка и справедливости, заключающееся в правилах Священного Писания, Соборов и Отцов Церкви» (Там же). Каноны святых апостолов, семи Вселенских и девяти Поместных Соборов митрополит Филарет называет «кормилом церковного управления» (Там же. С. 61).

Известно, что значит кормило (руль) для управления кораблем (см.: Иак. 3, 4). Без руля корабль может натолкнуться на подводные скалы и потонуть. Церковь есть корабль спасения, и кормило необходимо для безопасного плавания и спасения находящихся на нем верующих, которые, плавая по океану земной жизни, стремятся достигнуть блаженного берега вечности. «Кормилом церковного управления» являются святые каноны, и потому издревле сборник церковных канонов назывался «Кормчей книгой».

Какое окормление и напутствие можем мы получить от святых канонов перед угрозой нынешнего экуменического движения и его пагубной идеологии? Упомянем лишь несколько важнейших канонов, чтобы показать вопиющее противоречие между их характером и происходящим в ВСЦ (экуменической организации «Всемирный совет церквей». – Примеч. ред.).

Первое правило Второго Вселенского Собора осуждает всякую ересь, в частности: арианство, отрицающее Божественное достоинство Господа Иисуса Христа; духоборство, принижающее Святаго Духа до положения твари; савеллианство, искажающее православное учение о Божественной Троице, и другие ереси, – предавая их анафеме. Под анафемой разумеется полное отлучение от Церкви, следствием которого является вечная гибель, если после анафемы не последует покаяние еретика.

Второе правило Шестого Вселенского Собора исповедует и торжественно утверждает Православную веру, как она была изложена на прежде бывших Вселенских Соборах, и также предает анафеме всех, кто против этой веры. Здесь примечателен категорический запрет любых нововведений и изменений в вере. Таким же образом действовали все остальные Вселенские Соборы, начиная свою деятельность исповеданием и утверждением догматов, изложенных на прежних Соборах. Тем самым до нас сохранилась и навеки утвердилась неизменная преемственность в области веры Православной. В том же правиле провозглашаются твердыми и нерушимыми, т. е. непререкаемо обязательными, все 85 Апостольских правил, правила прежде бывших пяти Вселенских Соборов и восьми Поместных Соборов, а также правила некоторых выдающихся Святых Отцов, имена которых перечислены. Этой вселенской санкцией перечисленные правила обретают вселенское значение и общеобязательную силу для всей Церкви. Кончается указанное правило словами: «Никому да не будет позволено изменить или отменить вышеуказанные каноны, или же принимать кроме них другие, составленные людьми, дерзнувшими корчемствовать истиною. Если же кто-нибудь окажется обличенным, что пытается изменить или исказить какой-нибудь из вышеуказанных канонов, такой да понесет епитимию, определяемую нарушенным им каноном».

Последний из православных Вселенских Соборов – Седьмой, о котором председательствовавший Константинопольский Патриарх св. Тарасий пророчески сказал, что он есть омега, т. е. завершение Вселенских Соборов (см.: Троицкий С.В. По вопросу о втором браке священников // Церковный вестник. София, 1949. № 39–40. С. 3), своим первым правилом тоже утверждает принятые предшествующим Собором правила относительно веры и устройства Церкви, ограждая их соблюдение надлежащей анафемой.

Значение и сила Вселенских Соборов, по словам известного русского канониста архимандрита Иоанна (затем епископа Смоленского), заключается прежде всего в том, что утвержденные на них догматы выявляют «общую единомысленную веру всех прославленных Церковью Божиих мужей, которые своим благопросвещенным умом, чистым познанием истины, твердостью в охранении ее и святостью своей жизни сияют светилами в мире (ср.: 19-е Правило VI Вселенского Собора); и, во-вторых, в том, что основу в ограду Православного исповедания составляет непрерывное со времени святых апостолов предание» (см.: Правила Святой Православной Церкви. Т. 1. С. 27).

Это апостольское Предание, которое едино, а не множественно (как хотят представить экуменисты), сохранилось в полноте и чистоте лишь в Православной Церкви. Каким образом это произошло, объясняет свт. Феофан Затворник: «Бог научил апостолов; апостолы же научили веровавших и предали ее преемникам такою, какою приняли. Итак, узнай, как и что исповедует Святая Церковь, и будь уверен, что так исповедовать заповедано Богом!» Епископы, сошедшиеся на Соборах по поводу различных ересей в качестве апостольских преемников не от себя рассуждали о вере, а лишь свидетельствовали о хранившемся в их церкви апостольском предании (см.: Еп. Феофан (Говоров). Слова о Православии с предостережениями от погрешностей против него. М., 1893. С. 53–54), не допуская никаких новшеств. Вселенские Соборы ставили своей целью не выискивание новых компромиссных способов соединения истины с заблуждением, а лишь утверждение Богооткровенной истины, дошедшей до них через Предание. Таким образом, они формулировали точно и полно всегдашнюю веру Христовой Церкви, ограждая Православную истину защитными стенами от надвигающихся на нее лжеучений. Эти формулы веры, называемые догматами, представляют собой неизменно зафиксированное Христово и Апостольское учение и имеют обязательную силу для всех православных христиан. Каноны, регулирующие благочестие и церковное устройство, тоже имеют обязательную силу, будучи почерпнуты из богатой сокровищницы Священного Писания и Предания и отражая апостольские заветы. Именно благодаря воздвигнутой Церковью разделительной ограде, Православная вера дошла до нас полной, чистой и неповрежденной!

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит
Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)

 

Продолжение следует


<-назад в раздел

Русский календарь