Память свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского
Преподобный отец наш и исповедник Евстафий, епископ Вифинийский, жил во времена иконоборцев, т. е. людей, отвергавших поклонение святым иконам. За почитание святых икон он принял от них угрозы, оплевания, биения, заключения в темницах, много видел мятежей и восстаний в своей пастве, был бит жезлами и палицами и, наконец, лишен епископства и осужден на изгнание. В изгнании провел святой много лет и был оскорбляем, озлобляем, лишаем, пребывал в алчбе, жажде и ноготе и в таких скорбях скончался. И не один Евстафий перенес такие муки от иконоборцев. Не только тысячи, но и тьмы православных за поклонение святым иконам перенесли от них то же, что и Евстафий.
Что же это значит, что так злобно относились иконоборцы к святым иконам? Уж не правы ли они были в отрицании их? Нет, братие, неправы, и это мы сейчас докажем им.
В Православном Богословии сказано: достоверное предание свидетельствует, что евангелист Лука, который был врачом и живописцем, писал и оставил после себя иконы Богоматери. В первых трех веках христианства, хотя употребление икон не так было всеобще, по тесным обстоятельствам Церкви, однако известно несомненно, что изображение Иисуса Христа было в употреблении. В IV веке с торжеством Церкви повсюду являются вместе с иконами Христа Спасителя и иконы святых Божиих, как благолепнейшее украшение храмов и предмет почитания. Святитель Василий Великий в слове по случаю памяти мученика Варлаама желает, чтобы сей мученик изображен был на доске, и вместе с ним венчающий его Иисус Христос. Святитель Афанасий Великий называет гордыми и глупыми тех, которые отвергают изображения святых. Далее, в несчастные времена иконоборства, когда было воздвигнуто страшное гонение на почитателей икон, догмат сей запечатлен был кровью многих великих и святых мужей Церкви – исповедников и, наконец, решительно утвержден общим голосом Церкви на Седьмом Вселенском Соборе, где провозглашено отлучение отметающим святые иконы и называющим их идолами.
Итак, неправы иконоборцы, отвергающие святые иконы и называющие их идолами. Мы не идолопоклонники и иконы почитаем, а не боготворим. Взирая на святые иконы, мы чтим их, возносясь мыслию к Богу и святым Его; но чтим не дерево, не краски, не искусство, но лики, и не сами по себе, но ради изображенных ими существ. Мы благоговеем и поклоняемся пред иконами, но поклонение свое относим к Богу и святым Его, нашим молитвенникам пред Ним. Пусть знают это иконоборцы и хулы свои на святые иконы и на нас, поклоняющихся им, прекратят. Аминь.
Протоиерей Виктор ГУРЬЕВ