04.03.2015
<-назад в раздел
Проповедь в праздник Торжества Православия. Иеромонах Илия (Копылов)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Выше гор взлетают птицы и величественно парят над земными просторами. Но что эта высота по сравнению с той, которой может достичь человек, возлюбивший Бога? Господь наделил нас умением возносить душу в молитве куда выше птиц и выше всех вершин и высот. Ибо в молитве душа способна подняться к самому Престолу Небесного Царя Господа нашего Иисуса Христа.
Тем не менее, по-настоящему возносить душу горе может лишь человек, имеющий в сердце своем искреннюю и истинную веру. И есть только одна вера истинная, как и Священное Писание об этом свидетельствует: «Един Господь, едина вера, едино крещение» (Еф. 4, 5).
Истинным называем учение, дарованное роду человеческому Богом. Не те многосуетные фантазии и измышления, которые не что иное, как изобретения лукавого. А то, одно-единственное учение, принесенное на землю Самим Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом!
«Аз есмь Путь Истина и Жизнь, - говорит Христос. - Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). И нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12).
И пусть заградятся уста, называющие верой всякого рода суеверия. Ибо только одна вера достойна называться верой – это наше Православие.
И какими бы благими намерениями не прикрывались другие вероисповедания, в какие бы мнимые добродетели и нравственные ценности не рядились, все они суть одно - суеверие.
Возьмите, к примеру, латинян. Как они любят порядок и благочиние. Но разве они идут за Христом? Нет. Они слепо следуют за своим римским папой, которого почитают святым и безгрешным. Зачем им Христос, когда папа якобы может «решить» их участь и даже при жизни определить, куда душа пойдет после смерти, в рай или в ад? Зачем им вера в Небесного Отца, когда у них есть земной президент Ватикана, «могущий» исправить любую строчку в Святом Евангелии и изменить любую заповедь?
Вот к какому безумию приводит бесовская гордыня.
А посмотрите на веру протестантов, елейно склоняющих головки набок и уверяющих нас, что они самоотверженно любят Иисуса!
Они пошли дальше латинян. Если у папистов только папа римский безгрешен, то протестанты считают, что все их последователи без греха. При всем своем мнимо-смиренном поведении, они богохульно утверждают, что Пречистая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, на самом деле не была Девой и не является Пречистой. И как после такой хулы и мерзкого оскорбления Матери они надеются на милость и расположение ее Сына?
Увы. Горьким будет их разочарование, когда, представ на Страшный Суд, услышат грозные слова: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23).
А то, что Православие не подчиняет нас в вере никому, кроме Бога, свидетельствует апостол Павел, говоря: «Но и аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» (Гал. 1, 8).
Посему мы возглашаем: «Анафема – всем отступившим от Истинной веры во Святую Троицу!» И слова сии - не проявление злобы или ненависти. Напротив, анафема – это проявление любви к тем, кого мы таким образом предостерегаем. Ибо когда Церковь говорит «анафема», тогда она призывает заблудших отрезвиться от сладостного дурмана суеверия и принять истинную веру в сердце свое.
Анафема всем тем, кто хулит Господа Бога и Матерь Его Пречистую! Ибо таковой анафемой мы спешим остановить хулу на Творца! Ведь нет ничего постыднее, чем то, когда творение хулит Создателя.
А о том, что анафема – это проявление любви, свидетельствует следующая история, произошедшая некогда в Оптиной пустыни.
Преподобные Оптинские Старцы очень строго относились к ересям и расколам. Так, старец Иларион многих привел к Православию из старообрядческого раскола и протестантской ереси. А преподобный Амвросий принимал латинян и прочих иноверцев только в том случае, если они желали перейти в нашу веру.
Этой строгостью отцов смутился как-то один новоначальный послушник, который считал, что дело любви – со всеми быть добреньким и приветливым. И вот ночью ему приснился необычайный сон. Будто идет он по проселочной дороге, которая якобы ведет его в рай. А вдоль нее стоят люди и мило улыбаются ему. Некоторые приветливо раскланиваются, иные барышни машут ручкой.
И вдруг один монах вышел на дорогу и перегородил путь. Послушник попытался объяснить тому, что спешит в рай, и что не следует ему мешать. Но монах сказал, что вперед идти небезопасно и вцепился в одежду новоначального брата.
После непродолжительной борьбы послушник все же вырвался из рук «злобного» монаха и поспешил дальше по дороге. И тут он оказался на краю обрыва и, полетев прямо в пропасть, проснулся.
Утром юноша пошел к старцу Амвросию и подробно пересказал ему свой сон.
«Вот видишь, - сказал Старец, - оказывается, тот "злобный монах " больше всех оказал тебе любовь. Ведь он хотел тебя удержать от падения. Так и строгость в отношении еретиков – не что иное, как желание помочь им свернуть с пути погибели».
В другой раз кто-то спросил Старца: «Батюшка, а почему Господь попустил быть ересям и еретикам?» На это старец ответил: «Потому и попустил, брат, чтобы мы с тобой не были нерадивы к своей вере. Когда видишь, как еретики стараются утвердить свою ложь, то как же нам не потрудиться в утверждении Истины Христовой!»
Потрудимся же и мы, ради любезного сердцу Православия. Не будем лениться в изучении заповедей, догматов и канонов церковных, чтобы стать участниками Торжества Православия. Ведь сегодняшний праздник есть прообраз Царствия Небесного, где Торжество Православия соединяется с вечностью. Здесь, на земле, Церковь Христова гонима. А там - наше Отечество! Там наше торжество, где ликуют и радуются наши преподобные Оптинские старцы со всеми святыми во веки веков! Аминь!
Выше гор взлетают птицы и величественно парят над земными просторами. Но что эта высота по сравнению с той, которой может достичь человек, возлюбивший Бога? Господь наделил нас умением возносить душу в молитве куда выше птиц и выше всех вершин и высот. Ибо в молитве душа способна подняться к самому Престолу Небесного Царя Господа нашего Иисуса Христа.
Тем не менее, по-настоящему возносить душу горе может лишь человек, имеющий в сердце своем искреннюю и истинную веру. И есть только одна вера истинная, как и Священное Писание об этом свидетельствует: «Един Господь, едина вера, едино крещение» (Еф. 4, 5).
Истинным называем учение, дарованное роду человеческому Богом. Не те многосуетные фантазии и измышления, которые не что иное, как изобретения лукавого. А то, одно-единственное учение, принесенное на землю Самим Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом!
«Аз есмь Путь Истина и Жизнь, - говорит Христос. - Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). И нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12).
И пусть заградятся уста, называющие верой всякого рода суеверия. Ибо только одна вера достойна называться верой – это наше Православие.
И какими бы благими намерениями не прикрывались другие вероисповедания, в какие бы мнимые добродетели и нравственные ценности не рядились, все они суть одно - суеверие.
Возьмите, к примеру, латинян. Как они любят порядок и благочиние. Но разве они идут за Христом? Нет. Они слепо следуют за своим римским папой, которого почитают святым и безгрешным. Зачем им Христос, когда папа якобы может «решить» их участь и даже при жизни определить, куда душа пойдет после смерти, в рай или в ад? Зачем им вера в Небесного Отца, когда у них есть земной президент Ватикана, «могущий» исправить любую строчку в Святом Евангелии и изменить любую заповедь?
Вот к какому безумию приводит бесовская гордыня.
А посмотрите на веру протестантов, елейно склоняющих головки набок и уверяющих нас, что они самоотверженно любят Иисуса!
Они пошли дальше латинян. Если у папистов только папа римский безгрешен, то протестанты считают, что все их последователи без греха. При всем своем мнимо-смиренном поведении, они богохульно утверждают, что Пречистая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, на самом деле не была Девой и не является Пречистой. И как после такой хулы и мерзкого оскорбления Матери они надеются на милость и расположение ее Сына?
Увы. Горьким будет их разочарование, когда, представ на Страшный Суд, услышат грозные слова: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23).
А то, что Православие не подчиняет нас в вере никому, кроме Бога, свидетельствует апостол Павел, говоря: «Но и аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» (Гал. 1, 8).
Посему мы возглашаем: «Анафема – всем отступившим от Истинной веры во Святую Троицу!» И слова сии - не проявление злобы или ненависти. Напротив, анафема – это проявление любви к тем, кого мы таким образом предостерегаем. Ибо когда Церковь говорит «анафема», тогда она призывает заблудших отрезвиться от сладостного дурмана суеверия и принять истинную веру в сердце свое.
Анафема всем тем, кто хулит Господа Бога и Матерь Его Пречистую! Ибо таковой анафемой мы спешим остановить хулу на Творца! Ведь нет ничего постыднее, чем то, когда творение хулит Создателя.
А о том, что анафема – это проявление любви, свидетельствует следующая история, произошедшая некогда в Оптиной пустыни.
Преподобные Оптинские Старцы очень строго относились к ересям и расколам. Так, старец Иларион многих привел к Православию из старообрядческого раскола и протестантской ереси. А преподобный Амвросий принимал латинян и прочих иноверцев только в том случае, если они желали перейти в нашу веру.
Этой строгостью отцов смутился как-то один новоначальный послушник, который считал, что дело любви – со всеми быть добреньким и приветливым. И вот ночью ему приснился необычайный сон. Будто идет он по проселочной дороге, которая якобы ведет его в рай. А вдоль нее стоят люди и мило улыбаются ему. Некоторые приветливо раскланиваются, иные барышни машут ручкой.
И вдруг один монах вышел на дорогу и перегородил путь. Послушник попытался объяснить тому, что спешит в рай, и что не следует ему мешать. Но монах сказал, что вперед идти небезопасно и вцепился в одежду новоначального брата.
После непродолжительной борьбы послушник все же вырвался из рук «злобного» монаха и поспешил дальше по дороге. И тут он оказался на краю обрыва и, полетев прямо в пропасть, проснулся.
Утром юноша пошел к старцу Амвросию и подробно пересказал ему свой сон.
«Вот видишь, - сказал Старец, - оказывается, тот "злобный монах " больше всех оказал тебе любовь. Ведь он хотел тебя удержать от падения. Так и строгость в отношении еретиков – не что иное, как желание помочь им свернуть с пути погибели».
В другой раз кто-то спросил Старца: «Батюшка, а почему Господь попустил быть ересям и еретикам?» На это старец ответил: «Потому и попустил, брат, чтобы мы с тобой не были нерадивы к своей вере. Когда видишь, как еретики стараются утвердить свою ложь, то как же нам не потрудиться в утверждении Истины Христовой!»
Потрудимся же и мы, ради любезного сердцу Православия. Не будем лениться в изучении заповедей, догматов и канонов церковных, чтобы стать участниками Торжества Православия. Ведь сегодняшний праздник есть прообраз Царствия Небесного, где Торжество Православия соединяется с вечностью. Здесь, на земле, Церковь Христова гонима. А там - наше Отечество! Там наше торжество, где ликуют и радуются наши преподобные Оптинские старцы со всеми святыми во веки веков! Аминь!