Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Память Переславского юродивого Миши-Самуила 08.03.2015

Память Переславского юродивого Миши-Самуила

В 1907 году, 23 февраля, в Троицкой слободе, что близ Переславля-Залесского, скончался известный переславцам юродивый подвижник – Миша-Самуил. Он был сыном крестьянина пригородного села Ям, находящегося в двух верстах от Переславля. Полное имя, отчество и фамилия блаженного, родившегося в 1848 году, – Михаил Васильевич Лазарев. Второе имя – Самуил – присвоили ему со времени смерти уважаемого в тех местах иеромонаха Самуила, – как бы своего рода монашествующему лицу, за его строгую девственную жизнь.
С юных лет Миша получил дар пророчества, и еще восьмилетним ребенком уже предсказывал события. Так, однажды подвижник вырыл посреди села две ямки, сложил в них незрелые яблоки и долго-долго над ними плакал. Через неделю он стал лаптями возить землю на сельское кладбище. Когда же окружающие бранили и даже били его за эти «странности», то он отвечал: «Не любо – поплачешь». Действительно, через некоторое время начался мор и много молодых людей умерло. Так же – иносказательно – угодник Божий не раз предвещал пожары: лил воду из ведра на угол дома, который через некоторое время загорался.
После таких пророчеств невзлюбили селяне мальчика, увидев в нем, по наущению вражию, источник своих бедствий, и стали требовать от родителей, чтобы те вывезли Мишу из села. Когда блаженному исполнилось 12 лет, отец и мать повезли его в Переславль на ярмарку. После этой поездки в дом отрока больше не пустили – ночевал он на сеновале в сарае. За родительским столом сидеть также отныне не дозволялось – ему отказали даже в куске насущного хлеба. И на домашнем дворе жить не разрешали – отец брал кнут и, как бродячую собаку, выталкивал собственного сына за ворота. Холод и голод гнали мальчика в ближайшие селения. Зимой Миша находил приют под чужими крышами, а весной уходил в город. Сначала на несколько дней, затем на месяц, а вскоре и навсегда он оставил родительский кров и родное село. Обитал юродивый чаще всего на городских кладбищах, так как в городе его с презрением преследовала уличная детвора. Нередко ночевал он и под открытым небом.
Но вскоре отрока Михаила взял к себе в келью иеромонах Никольского монастыря Самуил, ставший его духовным отцом. Провидя богоизбранность мальчика, старец благословил его на тяжелейший подвиг – юродство Христа ради. Более сорока лет подвижник нес этот крест. Не было у него никакого жилья, не имелось даже места, где главу преклонить. Перед своей кончиной отец Самуил подарил Мише скуфейку и передал ему чудотворную икону Божией Матери «Взыскание погибших».
Блаженный был высокого роста, с кудреватыми волосами и белой бородой. Лицо его отличалось живостью, темно-серые глаза часто озарялись радостным блеском. Зимой и летом он носил одну и ту же одежду. Под коротенькую курточку свою Миша надевал еще фартук, на руки – красные повязки, как бы поручи; в левой руке держал скуфейку, на которую его почитатели клали денежную лепту; на ногах у него были опорки от сапог.
Незнатный по положению и званию, юродивый подвижнической жизнью обрел особенное уважение среди граждан Переславля и его окрестностей. В различных скорбях и недоумениях люди шли к нему за советом. Известный горожанин купец Зимин рассказывал: «Однажды были у меня в гостях приезжие из другого города. У них случилось несчастье – угнали лошадей. Пострадавший гость впал в сильную тоску и даже хотел покончить с собой, но я посоветовал ему обратиться к Мише. А т. к. он его не знал, мне пришлось самому провожать его к юродивому. Мы еще и разговора не начали, а он уже предупредил нас кратким советом: „Поезжай – найдется“. И действительно, в тот же вечер пропажа нашлась».
У крестьянки Никитской слободки умер ребенок, о чем она даже сама не знала. И случилось ей в Переславле повстречаться с Мишей. Подойдя к ней, блаженный сказал: «Дай копейку – помяну», – и тут же заплакал. Женщина, подавая монетку, сказала ему: «Что ты, Миша, кого хочешь помянуть?» – «Поди домой», – был ответ. И что же? Вернувшись домой, женщина неожиданно для всех обнаружила своего восьмилетнего сына умершим. Рассказывали также, что перед чьей-либо смертью Мишу часто видали плачущим у ворот того дома, хозяев которого постигала впоследствии скорбная утрата.
Местный помещик Т. вспоминал, как юродивый предсказал его супруге падеж скота. Неожиданно подойдя к ней в магазине, Миша заговорил: «Чума, чума, чума…» В скором времени недоумение разрешилось: чума действительно уничтожила около половины принадлежавшего Т. стада.
Молясь в храмах, Миша любил помогать церковным старостам собирать там деньги. Делал он это с необыкновенным благоговением, а подаваемые пожертвования сначала зажимал в руке и лишь потом с молитвой – видимо, за благотворителей – клал в кружку. Блаженный отличался кротостью и богобоязненностью, за что Бог и посылал ему многих благодетелей-почитателей, которые не гнушались им. Так, если он просил у торговца чего-нибудь съестного – тот несказанно радовался. Извозчики подвозили Мишу с удовольствием. Многие горожане почитали за счастье, когда он посещал их дом, видя в этом залог семейного мира и благополучия. Все деньги, пожертвованные почитателями, юродивый приносил в храм с молитвой за них или же раздавал другим нищим.
К.А. Пыряева, одна из свидетелей ряда случаев сбывшихся предсказаний старца,  знавшая людей, лично общавшихся с блаженным, поведала: «В 50 лет монахиня Феодоровского монастыря Мария ослепла после болезни. Миша-Самуил научил ее ходить по городу без посторонней помощи: „Когда  из дома вышла – перекрестись. Идя по улице до какого-либо места, читай Иисусову молитву по счету. Например, вот 120 – мой поворот. От него до Петра митрополита – еще 180, до Корнилия – по-другому. Так ты будешь ходить с ‘фонариком’, т. е. с Иисусовой молитвой“. С этим „фонариком“ монахиня Мария до конца жизни ходила самостоятельно, несмотря на слепоту».
За несколько лет до революционных событий слепая постриженица той же обители Анисия говорила: «Мы скоро будем разогнаны по чужим дворам, как овцы без пастыря, потому что надвигается тяжелое время разрухи. Свергнут Царя, а управлять Россией будут сами серые мужики и бабы. Ежели доживем до тех страшных ураганов, то наш причал будет у Никитского мужского монастыря. Так предсказывал мне блаженный Миша-Самуил». Слова эти исполнились в точности.
В феврале 1907 года Миша заболел. 12-го числа, по его просьбе, юродивого отвезли в Троицкую слободу в дом его друга, безбрачного бедного крестьянина-инвалида Семена Вуколова. Весть о его болезни быстро распространилась по городу, тем более что раньше блаженный никогда не хворал, несмотря на то, что зимой и летом ходил в легкой одежде и фактически босым. Из города и его окрестностей стали стекаться в убогий дом Вуколова почитатели Миши, чтобы принять от него последнее благословение, услышать слово утешения или напоследок послужить ему. С каждым днем подвижнику становилось все хуже. 18 февраля над ним было совершено Таинство Елеосвящения. В тот же день Миша исповедался и приобщился святых Христовых Таин. После Соборования его здоровье на время как будто бы улучшилось, но через два дня опять наступил спад. 23-го числа рано утром он еще раз был напутствован Святыми Тайнами и в три часа пополудни тихо скончался.
Народ толпами спешил в село – попрощаться со своим усопшим любимцем. Почти непрерывно служились панихиды. Все необходимое для погребения  было приготовлено благодетелями и почитателями усопшего. В похоронной процессии многие стремились хоть насколько шагов понести гроб блаженного или по крайней мере прикоснуться к нему. С полпути до храма гроб несли на головах. Похоронили Мишу-Самуила там же, в Троицкой слободе Переславского района, рядом с алтарем одноименной церкви.
О почитании подвижника за пределами Переславского уезда свидетельствует тот факт, что место его погребения посещал сам Император Николай II. В 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, Государь приезжал с детьми в Переславль-Залесский. Возвращаясь в Петровск, он остановился около храма Троицкой слободы, и по его просьбе на могиле Миши-Самуила была отслужена панихида.
Блаженный жил на рубеже ХIХ–XX веков. Период открытого богоборчества должен был вытравить из памяти людей светлый образ праведника, но, по милости Божией, народное предание донесло до наших дней воспоминания об этом удивительном старце. Любовь к нему не угасает: целый век люди шли к Мише-Самуилу на могилку и идут туда до сих пор – со своими бедами или с благодарностью за полученную помощь.
Впервые Христа ради юродивый Миша-Самуил был представлен как местночтимый угодник Божий в Ярославском православном календаре 2004 года; его имя упоминалось в перечне ростово-ярославских святых. День памяти Миши-Самуила отмечается 23 февраля по старому стилю – 8 марта по новому.

Подготовила Ксения МИРОНОВА

По книге «Переславский
юродивый Миша-Самуил».
Переславль-Залесский, 2007.


<-назад в раздел

Русский календарь