День кончины преподобного Андроника Глинского
Старец Андроник (Лукаш) принял монашеский постриг в 1921 году. После закрытия Глинской пустыни епископ Павлин (Крошечкин) взял отца Андроника к себе в келейники и в 1922 году рукоположил во иеродиакона. О первой своей ссылке старец рассказывал так: «Однажды в храме подошла ко мне какая-то женщина и со слезами говорила, что все церкви закрыты, колокола перестали звонить, а я сказал: „Бог даст, и зазвонят“; за эти слова сослали меня на Колыму в 1923 году на пять лет». В ссылке старец Андроник был санитаром в больнице. Он ухаживал за больными с искренним состраданием и любовью, сам мыл их. Все его полюбили, а сосланные узбеки даже звали «мамой». <…>
По амнистии старец Андроник вернулся из ссылки раньше срока и после возвращения по-прежнему оставался келейником у епископа Павлина, который в 1926 году в Московском храме Воскресения в Сокольниках (к этому времени Преосвященный Павлин был назначен епископом Можайским, викарием Московской епархии) рукоположил его в сан иеромонаха. Через год, когда старец Андроник сильно заболел, он был пострижен в схиму с оставлением имени Андроник (в честь преподобного Андроника, память 13 / 26 июня).
В 1939 году Старец был осужден вторично и сослан на Колыму. Сначала одиннадцать месяцев держали его в тюрьме, где каждую ночь вызывали на допросы и принуждали клеветать на епископа Павлина, но он молчал. Ему угрожали, его мучили. «Поставят к стене и начинают стрелять, но мимо, запугивают...» Следователь кричал в лицо старцу Андронику: «Я тебя убью!»; однажды сорвал со Старца крест и бросил в печь. Отец Андроник сказал мучителю: «Что ты делаешь? Меня крестили, мне дала мать крестик, а ты срываешь». Но на допросах его не били и бранными словами в его присутствии не ругались. Только один раз во время допроса вошел в комнату какой-то человек и злобно сказал следователю: «Сколько ты будешь возиться с этим стариком?», а затем ударил старца Андроника так, что тот потерял сознание. Очнулся он уже в тюремной больнице и на вопросы, что с ним случилось, отвечал, что шел на допрос, упал да о камень ударился... Как-то привели Старца в большую комнату, в которой была раскаленная печь, и сказали: «Ну, Лукаш, садись на печку». Преподобный Андроник спросил: «Как, разуваться? Босым лезть?» Тогда его удержали: «Пока подожди». Во время другого допроса отца Андроника раздели до нижнего белья, вывели в коридор, где стояли огромные ящики в рост человека, и заперли его в одном из них, а мороз был 50 градусов. Старец думал, что замерзнет и умрет там, но в последний момент ящик открыли, под руки вывели его, так как сам он идти уже не мог. Много раз предлагали подписать какие-то бумаги, но св. Андроник отвечал: «Я неграмотный, не знаю, что там написано» и не подписывал. Затем перевели преподобного Старца в лагерь; там было легче, допросов не было, «только шпана очень безпокоила, если к ней попадешь». В лагере много работали; Старец был там дневальным. Трудолюбие, послушание и его внутреннее благородство вызывали уважение не только у осужденных, но и у охранников. Сам начальник лагеря очень уважали отца Андроника, дорожил им и в конце срока взял к себе в дом, где тот вел все домашнее хозяйство. <…>
Двадцать восьмого сентября 1948 года Старец вернулся в Глинскую пустынь. С самыми теплыми чувствами братской любви встретили его настоятель и насельники обители. Видя высокоподвижническую жизнь старца Андроника, епископ Сумской и Ахтырский Иларион в апреле 1949 года назначил его благочинным и ризничим монастыря.
Душа старца Андроника, очищенная многими скорбями, была исполнена благодатных даров Святаго Духа. Эта духоносность и привлекала людей к Старцу. Великодушно претерпев все страдания, он делом исполнил заповедь «Любите врагов ваших» и стяжал в своем сердце величайший дар благодати Божией – христианскую любовь к ближнему. Смирение и кротость безраздельно царили в его душе, даже ходил Старец всегда смиренно согнувшись. <…>
Ни одного решения не принимал преподобный Андроник без усердной молитвы. За своих духовных детей молился он непрестанно, как сам писал: «Сколько есть моих сил, всегда, днем и ночью, я вас поминаю в своих грешных молитвах». Мудрый духовный наставник, старец Андроник имел от Бога дар безошибочно видеть внутреннее состояние человека. Вся сила духовного руководства Старца заключалась в том, что ему свыше было открыто, как и каким путем вести каждую душу ко спасению. Спасая других, он и сам восходил на вершину Богообщения и слушающих его возводил за собой. <…>
В 1955 году Сумской епископ Евстратий поставил старца Андроника в сан игумена, на что подвижник возражал, говоря, что схима превышает все награды и что она есть предел всех наград.
Старец Андроник любил принимать участие во всех послушаниях. В праздники после служб и трапезы он не отдыхал, а прочитывал несколько глав Евангелия, акафисты, затем спешил на кухню и чистил картошку для общей трапезы, назначив одного из братий на чтение Житий святых, чтобы не было празднословия и братия назидалась словом Божиим.
Старец обладал поразительным смирением, не гнушался никакой работой, своим примером показывая, как следует поступать. Нужно ли на какое-нибудь послушание идти – на уборку сена или на какую-нибудь самую грязную работу – он никого не звал, а сам брал грабли или пилы и моментально начинал работать. Чистят, например, выгребную яму от нечистот, и когда наступал момент, что нужно туда спуститься, чтобы со дна вычерпать, никому не хочется, все стоят. Проходит мимо старец Андроник, видит, что дело не движется, берет черпак, прыгает в эту яму и быстро начинает работать.
После закрытия Глинской обители в 1961 году старец Андроник переселился в Тбилиси, под непосредственное попечение бывшего насельника Глинской пустыни митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), который очень его любил и почитал. <…> В Грузии отец Андроник продолжил свое старческое служение. <…>
Достигнув преклонного возраста, 21-го марта 1973 года, в четверг, в начале шестого часа утра, святой Старец в мирной и безболезненной кончине предал дух свой Богу.
Великие русские старцы:
Жития, чудеса, духовные
наставления. М., 2007.
Духовные наставления старца Андроника
+ + +
Не ропщи и не позволяй себе оскорбить кого-либо. Если кто укорит тебя в каком-нибудь грехе, которому ты не причастен, смири себя перед укорившим и наследуешь венец».
+ + +
«Наблюдай за помыслами, потому что для тех, которые соглашаются с блудными помыслами и услаждаются ими, нет надежды на спасение; напротив же, те, которые не соглашаются с ними, но противятся со всевозможным усилием, молясь против них, получают венцы от Бога».
+ + +
«Не нарушай посты иначе, как по величайшей болезни».
+ + +
«Не страшись безчестий, наносимых человеком».
+ + +
«Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори, что это случилось со мной за грехи мои».
+ + +
«Кто терпеливо переносит презрение, безчестие и убыток, тот может спастись».
+ + +
«Всякое дарование Божие обращается нам во вред, когда от него не Божией, но собственной славы ищем».
+ + +
«Прежде всего приносите молитву непрестанную, не прерывая ее, и за все, случающееся с вами, благодарите Бога».
+ + +
«Люби смирение. Оно покроет тебя от грехов. Будь готов отвечать „прости меня“ на всякое слово, которое услышишь, потому что смирение разрушает все козни врага».
+ + +
«Любящему человеческую славу невозможно достичь безстрастия; зависть и рвение живут в нем».
+ + +
«Не надейся на крепость свою, и помощь Божия всегда будет содействовать тебе».
+ + +
«Постоянно совещайся с отцами – и всю жизнь свою проведешь спокойно».
+ + +
«Если тебя поносят и ты скорбишь от этого, то нет в тебе истинного плача. Если тебя кто прославляет и ты принимаешь похвалу, то нет в тебе страха Божия. Если скажут о тебе что-то несправедливо и ты смутишься, то нет в тебе страха Божия».
+ + +
«Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния. Кто осуждает грешников, тот разрушает в себе покаяние».
+ + +
«Страсти: блуд, похотение греховное, сребролюбие, уныние, злоречие, гнев, ненависть, тщеславие и гордость – это главные ветви зла. Все страсти, если попущена им будет свобода, действуют, возрастают, усиливаются в душе, наконец, объемлют ее, овладеют ею и отлучат ее от Бога; это те тяжкие бремена, которые возлегли на Адама после того, как он вкусил от древа; эти страсти убил на Кресте Господь наш Иисус Христос. Это те ветхие мехи, в которые не вливается вино новое; это те пелены, которыми обвязан был Лазарь; это бесы, посланные Христом в стадо свиней; это ветхий человек, которого повелевает апостол христианину совлечь с себя; это волчцы и терния, которые начала извергать Адаму земля после того, как он был извергнут из рая».
+ + +
Старец Андроник, когда его спрашивали, что делать, если раздражает или обижает тот или иной человек, отвечал: «Не видь, не слышь». Этим он призывал обратить внимание на себя, начать с себя, в себе увидеть причину духовной слабости. Старец говорил, что нет ничего хуже гордости, она хуже блуда и сребролюбия, ибо через нее светлые Ангелы сделались бесами. Так же и люди в своей гордости уподобляются демонам. Спросили демона, чего он боится, и он ответил: «Смирения». Богу приятнее смирение грешника, чем гордость праведника. На вопрос, что должен делать монах в своей келье, отец Андроник отвечал: «Плакать. Посади дерево и не поливай – оно засохнет. Так и монах, сидя в келье, к молитвенному правилу должен добавить слезы. Под деревом разумею молитву, а под поливанием – слезы, которые надо просить у Господа: „Даждь ми слезы и память смертную“. Иначе нас ожидает ад». На вопрос о том, что есть страх Божий, старец сказал: «Ничего не делать по своей воле, на всяком месте ощущать присутствие Божие, потому и делать все как перед Богом, а не перед людьми».
Великие русские старцы:
Жития, чудеса, духовные
наставления. М., 2007.