Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Память святителя Николая Сербского   18.03.2015

Память святителя Николая Сербского

Святитель Николай Сербский (Велимирович) родился 5 января 1881 года (по гражданскому календарю) в селе Лелич, близ сербского городка Валево, в крестьянской семье. Учился в школе монастыря Челие, затем в гимназии, в Белградской Духовной семинарии. В 1909 году принял монашеский постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. В 1910–1914 годах, будучи уже доктором Бернского и Оксфордского университетов, будущий Владыка обучался в Санкт-Петербургской Духовной академии. В течение нескольких лет преподавал в Белградской Духовной академии философию, психологию, логику, историю и иностранные языки. В 1919 году был хиротонисан во епископа Жичского, а в 1920-м стал епископом Охридским. В Охриде святитель служил до 1934 года, потом вернулся в Жичу.

В начале Второй мировой войны вместе с Патриархом Сербским Гавриилом был заточен немцами в монастыре Раковица, затем переведен в концлагерь Дахау, где пережил страшные мучения. Но Господь сохранил его, и после освобождения владыка Николай, гонимый коммунистическим правительством Югославии, вынужденно перебрался в Америку, где стал заниматься просветительской и богословской работой.

Отошел ко Господу 18 марта 1956 года в Пенсильвании, был погребен в сербском монастыре святого Саввы в Либертвилле (США). В 1991 году, в мае, его святые мощи были перевезены в родное село Лелич и положены в храме близ монастыря Челие. Канонизирован Сербской Православной Церковью в 2003-м году.

Владыка Николай – самая крупная фигура в сербской духовной литературе XX столетия, да и не только ХХ-го. Со времен святого Саввы не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора. Литературное наследие святителя насчитывает пятнадцать объемистых томов самых разнообразных по жанру произведений, чтение которых укрепляет человеческие души, наставляя на путь истинной веры.

Об одной из известнейших книг владыки Николая – «Молитвах на озере» – преподобный Иустин (Попович), другой великий сербский святой нашего времени, писал: «В течение долгих столетий душа сербского народа искала слова, в которых она смогла бы выразить свою боль, печаль, стремления и молитву. И она нашла эти слова, нашла у владыки Николая. Его словами наша немая душа молилась и рыдала, рыдала такими рыданиями и молилась такими молитвами, каких не видело наше око и не слышало наше ухо. Владыка Николай стал богоданным языком народной души, которым она пламенно исповедала „Трисолнечного Владыку светов“. Он говорит… Никогда еще человек у нас не говорил так. Он молится… Никогда еще человек у нас не молился так. Он обладает даром слова, ибо обладает даром всеобъемлющего сострадания, всеобъемлющей жалости, всеобъемлющей любви и молитвы. До его прихода мы были в отчаянии, иссякло и замерло стремление наших душ ко Христу. С ним вострепетали мы радостью, жажда Бога пробудилась с новой силой, душа воскресла и преобразилась. <...>

Читаю и перечитываю „Молитвы на озере“, но вся их неповторимая сладость вливается в мою душу, когда я читаю и перечитываю их молитвенно. Он, чудотворец молитвенных ритмов, имеет власть над моей душой. <…> Он молитвой думает, молитвой философствует. Его устами говорят светоносные души великих православных подвижников. Он молитвенно чувствует Бога, молитвенно чувствует все творение. Он – в молитвенных отношениях со всеми: такое возможно только в Православии. Душа полностью собирается в молитву и, ведомая молитвой, идет через безкрайнее и непостижимое чудо, именуемое миром, ибо молитва – единственный зрячий поводырь ума, сердца и воли.

Владыка Николай говорит о Христе, ибо живет Христом. Он расширяет свою таинственную личность до богочеловеческих размеров, опытно и лично переживает Боговоплощение и рождение Христа в своей душе. Это напоминает нам благодатно опытную Христологию святого Макария Великого. Смысл человеческого существования – родить Христа в себе, стать богом, ибо для того Бог стал для человека Хлебом. <…>

Человеколюбивый Господи, даруй нам молитвенность Преосвященного владыки Николая!»

 по материалам жизнеописания свт. Николая Сербского
(Свт. Николай Сербский. Мысли о добре и зле. М., 2001)

и журнала «Духовный собеседник» (№ 1 (33) – 2 (34), 2003 г.)


+ + +

 

ГОСПОДИ, ПОМОГИ РАДОСТНО
ПОСТИТЬСЯ И РАДОСТНО НАДЕЯТЬСЯ

 

Постом радую надежду свою на Тебя, грядущий Господи.

Пост ускоряет приготовление к пришествию Твоему, ожидание единственное дней и ночей моих.

Пост истончает плоть мою, чтобы оставшееся легче было духом освятить.

В ожидании Тебя, не желаю питаться кровью, отнимая чью-то жизнь, чтобы радость ожидания разделили со мною и животные.

Но, воистину, не спасет меня одно воздержание от пищи. Даже если одним песком озерным питаться стану, не придешь Ты ко мне, если пост не войдет глубоко в душу мою.

В молитве открылось мне, что пост телесный суть символ поста истинного, полезный начинающим в уповании на Тебя, но обременительный тому, кто им только ограничится.

Потому и приобщил я к посту душу свою, чтобы очистить ее от множества женихов дерзких и, словно невесту, приготовить для Тебя.

И внес пост и в ум свой, чтобы изгнать из него мечтания о мирском и разрушить все замки воздушные, возведенные из мечтаний этих.

Чтобы ум мой освободился от мира и приготовился принять мудрость Твою.

И внес пост я в сердце свое, чтобы умертвить в нем все страсти и пристрастия мирские.

Чтобы мир небесный несказанно овладел сердцем моим, когда снизойдет на него Дух Твой пламенный.

И наложил я пост на язык свой, чтобы отвык он от многословия и воздержанно говорил те слова, которые прокладывают дорогу пришествию Твоему.

И связал я постом заботы свои, чтобы отогнал он их, словно ветер, отгоняющий туман. Чтобы не висели они пеленой густой между Тобой и мной и не возвращали к миру взгляд мой.

И пост принес в душу мою смирение пред тварным миром и нетварным и кротость перед людьми и всеми тварями. И влил в душу мою храбрость, о которой не ведал, пока вооружен был всем оружием мира.

Чем было бы упование мое без поста, если не пустословием, прошедшим через многие уста, пока моих не достигло?

Ложный пост сопровождает надежду ложную, отсутствие поста сопровождает безнадежность.

Но, словно колесо, идущее вслед колесу, истинный пост идет за упованием истинным.

Помоги мне, Господи, поститься с радостью и радостно уповать, Радость из радостей и праздников Праздник, Грядущий ко мне с улыбкой солнечной.

 

НЕ ПЛАЧЬ, ДИТЯ, ВОТ ПРИДЕТ
ГОСПОДЬ И ВСЕ УПРАВИТ

 

Знаешь ли, дитя мое, отчего закрываются небеса, когда поля жаждут дождя, и открываются, когда поля не желают дождя?

От преступлений человеческих смутилась природа и отступила от законов своих.

Знаешь ли, дитя мое, отчего нивы, зачав весной плоды обильные, летом родят пустые колосья?

Оттого, что дщери человеческие возненавидели плод утробы своей и убивают его в расцвете.

Знаешь ли, дитя мое, отчего пересыхают источники, а плоды земные не имеют больше той сладости, которую имели?

От греха человеческого, через который немощь в природу вошла.

Знаешь ли, дитя мое, отчего народ, побеждающий врагов, терпит поражение от собственных раздоров и ест хлеб, горький от слез и злобы?

Оттого, что, победив врагов внешних, не победил их в себе.

Знаешь ли, дитя мое, отчего мать детей своих питает и насытить не может?

Оттого, что, вскармливая их грудью своей, не песнь любви поет, а песнь ненависти к соседу

Знаешь ли, дитя мое, отчего люди стали уродливы и лишились красоты предков своих?

Оттого, что презрели образ Божий, что изнутри, в душе, творит красоту лица, и личину земную предпочли.

Знаешь ли, дитя мое, отчего умножились болезни и моры страшные?

Оттого, что вообразили люди здоровье не даром Божиим, но данью, которую должна им природа. А то, что с мукой отъемлется, с двойными муками приходится защищать.

Знаешь ли, дитя мое, отчего люди воюют за землю, не стыдясь уподобления кротам?

Оттого, что земля проросла в сердцах и глаза их только то видят, что растет в сердце. И оттого, что грех сделал их слишком немощными для борьбы за небо.

Не плачь, дитя мое, скоро придет Господь и все управит.

 

Святитель Николай Сербский

Молитвы на озере. М., 2001


<-назад в раздел

Русский календарь