22.03.2015
<-назад в раздел
О духовном отце. Протоиерей Алексей Мечев
У нас есть обычай обращаться за советом к старцам; это прекрасный обычай. Ведь старец не сам от себя действует, а через него действует Христос. Вот приходит к нему кто-нибудь, он молится, и вдруг у него является мысль и хочется сказать: вот, вот как нужно сделать, очень хочется сказать, и он говорит волю Божию. Примеров тому, что по слову старца все устраивалось как следует, без числа. Ясно, что здесь действует Христос.
Отца духовного не слушаешься, значит, нет в тебе преданности Богу.
Я за вас буду отвечать, поэтому вы должны вполне на меня полагаться. Раз прощаю и разрешаю, значит, и надо быть спокойной, а не говорить: "Да как же, я такая грешная" и т. п.
Если ты уходишь от духовного отца с унынием, с тоской, с еще большим грузом, чем к нему пришла, если он причиняет тебе страдания, и эти страдания влекут тебя к земле, и ты не получаешь облегчения - берегись такого отца! Не пускай его в свою душу. Это волк в овечьей шкуре. Он готов под видом спасения погубить твою душу.
Вот какой верный признак твоего истинного духовного отца, который может тебя вести: если ты от него выходишь облегченная, твоя душа как бы приподнята над землей, ты ощущаешь в себе новые силы, мир, радость, свет, любовь ко всем, с желанием работать над собой, служить Христу - знай, это твой истинный духовный отец.
Духовный отец является посредником между твоей душой и Богом. Обсуждать поступки и действия духовного отца никто не имеет права, а тем более осуждать его, гневаться и обижаться на духовного отца. Нам неизвестны побудительные причины его действий, которые происходят по Божьему промышлению, а поэтому с верой, любовью и страхом подходи к нему и отнюдь не рассуждай, почему он так или иначе с тобой поступил. Он отвечает Богу за твою душу и что хочет, то и делает с ней, и ты с верой и любовью все принимай от него. И никогда не смей обижаться.
Батюшка от всех своих духовных чад требовал послушания и указывал, что без этого не стоит и ходить к нему.
Батюшка умел уважать личность, уважать разумное мышление и никогда не учил, что послушание - это уничтожение всякой самостоятельности. Учение батюшки о послушании основывалось на подчинении воли. Он различал разум - свойство действующее, от воли - свойства направляющего и решающего. В жизни наибольшее значение имеют решающие волевые моменты, поворотные пункты. И здесь слабому и неопытному в жизни человеку необходима твердая направляющая рука старца. Поелику воля наша запятнана грехом и склоняется больше ко злу, нежели к добру, то человеку слабому безусловно необходимо подчинить свою волю воле другого человека, крепкого и опытного. В этом нет ничего уничижающего личность человека или свободу его.
Степень послушания духовных детей великого старца была также различна.
Строго следуя принципу: у каждого свой путь и своя мера,- батюшка и здесь считался с индивидуальным строем покорившейся ему души. От одного он требовал послушания во всем, даже в маловажных предметах (например, читать ту или иную книгу, идти или не идти в такое-то место, говорить или нет с тем или иным человеком). От другого же требовал послушания лишь в вопросах жизненных, серьезных (вступать или не вступать в брак, пойти ли в монастырь, переменить ли место службы и т. д.), предоставляя остальное его личной воле.
И еще строго запрещал разбалтывать исповедь: вот, мол, на исповеди мне батюшка сказал то и то, а я ему сказала то и то, и он мне ответил то и то. Батюшка категорически запрещал болтать. Это, говорил, есть таинство и ведомо только Богу и духовному отцу.
Батюшка своим духовным детям не дозволял посещать других старцев и духовников, а особенно различных блаженных и т. п. Он говорил, что духовник должен быть только один и что к нему только и должно обращаться. Также батюшка не позволял ходить в иные церкви, кроме своей.
Батюшка никогда никого не понуждал настойчиво к исполнению его воли и даже не подчеркивал своего желания в данном деле и волю свою духовным детям не навязывал. Когда у него просили благословения на какой-либо поступок, то он обыкновенно с первых же слов высказывал свое мнение и отношение к данному предмету. Если же кто-нибудь настаивал на своем мнении, приводя доказательства, то батюшка, бывало, и согласится и благословит, но свое мнение он высказывал однажды.
Он говорил, что духовный отец есть как бы ангел, посланный с Неба возвещать человеку повеления Божии. Что слова его должны приниматься с трепетом, как слова Самого Господа. Каждый шаг, каждое движение души должно быть известно ему. На все, на самое малейшее дело должно спрашивать благословения у него. Дохнуть без его разрешения нельзя.
От него не должно ожидать себе ни утешения, ни ласки. Просить, когда нужно, чтобы принял, а если не примет сразу (а может и не принять, сколько раз найдет нужным), просить со смирением еще и еще. Если примет на пороге, быть и этим довольной, а если выслушает и допустит до себя, то быть этим счастливой, как получившей великую от него милость.
В откровениях ничего не утаивать, себя не оправдывать. Как ни стараться хорошо жить, всегда считать себя виноватой перед ним.
Спрашивать его о чем-нибудь надо так: если можно, разрешите и благословите. Спрашивать раз. Если откажет, второй раз не приставать, так как, если разрешит при вторичной просьбе, благословение его уже будет недействительным, как вынужденное, и это спрашивающему вменится грехом непослушания. Нужно, если получаешь отказ на первую просьбу, ответить: простите и благословите. Простите, что недолжное, значит, спрашиваю у вас, и благословите на повеленное вами.
Начинать говорить, только когда он первый начнет. Подходить, только когда он позовет сам. Не дожидаться, когда он что-нибудь велит сделать, а угадывать желания его.
Слушаться его безпрекословно и с радостью, не спрашивая, зачем и почему. Ни воли, ни желаний, ни мыслей своих не иметь. Сегодня скажет одно - соглашаться с ним, завтра скажет другое - соглашаться и с этим. Сегодня скажет сделать одно, завтра противоположное заставит сделать - в обоих случаях беспрекословно слушаться его. Он имеет власть послать на смерть, и нельзя спрашивать зачем.
Отца духовного не слушаешься, значит, нет в тебе преданности Богу.
Я за вас буду отвечать, поэтому вы должны вполне на меня полагаться. Раз прощаю и разрешаю, значит, и надо быть спокойной, а не говорить: "Да как же, я такая грешная" и т. п.
Если ты уходишь от духовного отца с унынием, с тоской, с еще большим грузом, чем к нему пришла, если он причиняет тебе страдания, и эти страдания влекут тебя к земле, и ты не получаешь облегчения - берегись такого отца! Не пускай его в свою душу. Это волк в овечьей шкуре. Он готов под видом спасения погубить твою душу.
Вот какой верный признак твоего истинного духовного отца, который может тебя вести: если ты от него выходишь облегченная, твоя душа как бы приподнята над землей, ты ощущаешь в себе новые силы, мир, радость, свет, любовь ко всем, с желанием работать над собой, служить Христу - знай, это твой истинный духовный отец.
Духовный отец является посредником между твоей душой и Богом. Обсуждать поступки и действия духовного отца никто не имеет права, а тем более осуждать его, гневаться и обижаться на духовного отца. Нам неизвестны побудительные причины его действий, которые происходят по Божьему промышлению, а поэтому с верой, любовью и страхом подходи к нему и отнюдь не рассуждай, почему он так или иначе с тобой поступил. Он отвечает Богу за твою душу и что хочет, то и делает с ней, и ты с верой и любовью все принимай от него. И никогда не смей обижаться.
Батюшка от всех своих духовных чад требовал послушания и указывал, что без этого не стоит и ходить к нему.
Батюшка умел уважать личность, уважать разумное мышление и никогда не учил, что послушание - это уничтожение всякой самостоятельности. Учение батюшки о послушании основывалось на подчинении воли. Он различал разум - свойство действующее, от воли - свойства направляющего и решающего. В жизни наибольшее значение имеют решающие волевые моменты, поворотные пункты. И здесь слабому и неопытному в жизни человеку необходима твердая направляющая рука старца. Поелику воля наша запятнана грехом и склоняется больше ко злу, нежели к добру, то человеку слабому безусловно необходимо подчинить свою волю воле другого человека, крепкого и опытного. В этом нет ничего уничижающего личность человека или свободу его.
Степень послушания духовных детей великого старца была также различна.
Строго следуя принципу: у каждого свой путь и своя мера,- батюшка и здесь считался с индивидуальным строем покорившейся ему души. От одного он требовал послушания во всем, даже в маловажных предметах (например, читать ту или иную книгу, идти или не идти в такое-то место, говорить или нет с тем или иным человеком). От другого же требовал послушания лишь в вопросах жизненных, серьезных (вступать или не вступать в брак, пойти ли в монастырь, переменить ли место службы и т. д.), предоставляя остальное его личной воле.
И еще строго запрещал разбалтывать исповедь: вот, мол, на исповеди мне батюшка сказал то и то, а я ему сказала то и то, и он мне ответил то и то. Батюшка категорически запрещал болтать. Это, говорил, есть таинство и ведомо только Богу и духовному отцу.
Батюшка своим духовным детям не дозволял посещать других старцев и духовников, а особенно различных блаженных и т. п. Он говорил, что духовник должен быть только один и что к нему только и должно обращаться. Также батюшка не позволял ходить в иные церкви, кроме своей.
Батюшка никогда никого не понуждал настойчиво к исполнению его воли и даже не подчеркивал своего желания в данном деле и волю свою духовным детям не навязывал. Когда у него просили благословения на какой-либо поступок, то он обыкновенно с первых же слов высказывал свое мнение и отношение к данному предмету. Если же кто-нибудь настаивал на своем мнении, приводя доказательства, то батюшка, бывало, и согласится и благословит, но свое мнение он высказывал однажды.
Он говорил, что духовный отец есть как бы ангел, посланный с Неба возвещать человеку повеления Божии. Что слова его должны приниматься с трепетом, как слова Самого Господа. Каждый шаг, каждое движение души должно быть известно ему. На все, на самое малейшее дело должно спрашивать благословения у него. Дохнуть без его разрешения нельзя.
От него не должно ожидать себе ни утешения, ни ласки. Просить, когда нужно, чтобы принял, а если не примет сразу (а может и не принять, сколько раз найдет нужным), просить со смирением еще и еще. Если примет на пороге, быть и этим довольной, а если выслушает и допустит до себя, то быть этим счастливой, как получившей великую от него милость.
В откровениях ничего не утаивать, себя не оправдывать. Как ни стараться хорошо жить, всегда считать себя виноватой перед ним.
Спрашивать его о чем-нибудь надо так: если можно, разрешите и благословите. Спрашивать раз. Если откажет, второй раз не приставать, так как, если разрешит при вторичной просьбе, благословение его уже будет недействительным, как вынужденное, и это спрашивающему вменится грехом непослушания. Нужно, если получаешь отказ на первую просьбу, ответить: простите и благословите. Простите, что недолжное, значит, спрашиваю у вас, и благословите на повеленное вами.
Начинать говорить, только когда он первый начнет. Подходить, только когда он позовет сам. Не дожидаться, когда он что-нибудь велит сделать, а угадывать желания его.
Слушаться его безпрекословно и с радостью, не спрашивая, зачем и почему. Ни воли, ни желаний, ни мыслей своих не иметь. Сегодня скажет одно - соглашаться с ним, завтра скажет другое - соглашаться и с этим. Сегодня скажет сделать одно, завтра противоположное заставит сделать - в обоих случаях беспрекословно слушаться его. Он имеет власть послать на смерть, и нельзя спрашивать зачем.