Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания 11.03.2015

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

По любви моей к дому Бога моего, есть у меня сокровище собственное из золота и серебра, и его я отдаю для дома Бога моего, сверх всего, что заготовил я для святого дома (1 Пар. 29, 3).

Какая причина дорогих вкладов верующих в храмы Божии и святые обители? Не алчность духовенства, а свободная воля верующих жертвователей, любящих Бога и святой дом Его...

✳ ✳ ✳
Странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного (1 Пар. 29, 15).

Как странны эти слова для людей нашего времени, которые стараются найти свою опору в человеческом гении, во внутренней своей дисциплине, в силе войск. Все человеческое неустойчиво: ни знание, ни могущество, ни красота... А что прочно? Заповеди Божии, воля Божия и все, что идет от Бога, и все, что обещает Он нам.

✳ ✳ ✳
Очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему (2 Пар. 16, 9).

Как зло, так и добро не укроются от очей Божиих. Господь слышит вопиющих к Нему на всяком месте — в богатых палатах и в убогих хижинах, в морях и в темницах. И всюду Господь поддерживает надеющихся на Него, ибо Он — Бог Всемогущий и Любвеобильнейший... При свете этого утешения от слова Божия пусть не ослабевают руки и не смущается сердце всех тружеников Божиих, работающих во славу Божию и на Его благо в самых глухих местах: везде с нами Господь, и каждому рабу Своему Он — Верный Помощник.

✳ ✳ ✳
Оставил его (Езекию) Бог, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце (2 Пар. 32, 31).

Вот причина, почему Господь иногда оставляет Своих верных рабов: Господь хочет узнать, каковы у нас будут настроения в горе, опасностях, может быть, мы ожесточимся, будем роптать на Бога, бросим путь добродетели и перейдем на путь порока... Но Господь недалеко от нас. Он не допустит нас до отчаяния, в нужную минуту поможет нам, утешит нас, поддержит, лишь бы только мы крепко Его держались.

✳ ✳ ✳
Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде (1 Езд. 7, 10).

Вот образец для ученых богословов. Ученый христианский муж должен прежде всего полюбить христианскую веру, то есть быть специалистом в богословской науке по призванию, а не быть насмешником, при случае бросающим свое дело и переходящим к иному, имеющему больше выгод или покоя... Зачем ученый богослов не ограничивается одним лишь изучением богословских дисциплин, но старается проводить и добрую христианскую жизнь, согласно заповеди Божией под руководством Христовой Церкви? Иначе он — не друг Божий, не работник в винограднике Христовом, а разрушитель дела Божия: смеющийся над своим же трудом... И, наконец, приобретая своими трудами и талантами знания, ученый богослов христианской веры старается передать их в доступной форме для верующих: сокровище делать достоянием не своим лишь, а и многих других, да познают они путь Христов и усерднее потрудятся над своим спасением.

✳ ✳ ✳
Мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему есть благодеющая, а на всех оставляющих Его — могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас (1 Езд. 8, 22—23).

Так рассуждал ветхозаветный мудрый книжник Ездра. В момент большой опасности для народа своего — Израиля, ученый книжник надеется не на человеческие силы, а на помощь Божию. И вера его не посрамилась. Рука Божия была над Ездрою и его спутниками, переселенцами из Вавилона и Иерусалима, и спасла их от всех врагов (стих 31).

Православная Церковь тоже все свое упование возлагает на Бога — Главу свою — Христа Богочеловека. Она не ищет помощи внешней во что бы то ни стало. Если эта помощь оказывается Церкви, она принимает с любовью и благодаря ей беспрепятственно совершает свою великую благодетельную миссию — привлекать всех к Богу для вечного блаженства. Но когда вместо помощи она встречает вражду и гонение, то терпеливо переносит это. Служители Христовой Церкви и христиане пойдут на муки и самую смерть, но не отрекутся от своего упования. Бороться оружием внешним со своими врагами, распространять свою веру огнем и мечом, как сие делают католические миссионеры или магометане и иные человеческие учения, — сего Церковь Православная не делает. Она влияет лишь силою слова и примером своих членов. Одно лишь разрешается ученикам Христовым: избегать внешней опасности.

✳ ✳ ✳
Впрочем, знатнейшие из них не наклонили шеи своей поработать для Господа своего (Неем. 3, 5).

Эти слова имели отношение и ко многим из сановников страны нашей приблизительно за десять лет до начала революции. О, как тяжко было верующему сердцу видеть это — внешне корректное, но в действительности презрительное отношение к Церкви Божией у многих прежних знатнейших... Конечно, среди вельмож прежде было немало людей глубоко верующих, смиренных и преданных всей душой Церкви Божией, ставящих веления Божии паче всего, считающих веру источником всех основ внешней жизни. Но таких христиан было, однако, меньше... А большинство сановников усвоило мысль, что государственные интересы должны стоять на первом месте, и не всегда спрашивали мнение Церкви по принципиальным вопросам веротерпимости, образования и иным, а решали их, полагаясь на свою мудрость и опыт чисто человеческие... Поэтому и к Церкви Божией, через которую на земле Господь открывает Свою волю, эти знатнейшие относились как к какому-то постороннему институту, существующему самому по себе, важному, но не необходимому, без которого нет и христианского государства... Мы видели, что эти сановники посещали храм Божий лишь в отдельных случаях: по большим праздникам и во время торжеств гражданских. А чтобы жить церковной жизнью, чтобы черпать вдохновение и силы для своей обширной работы — в помощи Божией, для чего усердно, искренне и чисто молиться Богу, очищать душу свою Таинством покаяния и причащаться святых Христовых Таин — это, к глубокому сожалению, мы редко среди них замечали.

✳ ✳ ✳
Служите теперь Господу Богу вашему, и заботьтесь о народе Его Израиле (2 Езд. 1, 4).

В чем служение православных пастырей и особенно святителей? Молиться Богу и заботиться о спасении всех людей, не только верующих, но и неверующих (Мф. 10, 6), и даже особенно о последних. Почему? Потому что верующий легче идет в храм Божий и сердце у него расположено к Богу, а неверующий — далеко ушел от Бога. В чем забота у служителей Православной Церкви? О спасении души человеческой, о привлечении людей к Богу и исполнении Его заповедей. Неправы те, кто требует от пастырей Церкви забот непременных и о внешней жизни людей: чтобы они были сыты, здоровы, зажиточны, имели развлечения. Это все дело внешнее, об этом есть кому заботиться: это могут сделать добрые люди и без пастырей. А дело пастырского спасения душ, самого важного, сложного, трудного, никто не может сделать, кроме пастыря Церкви Божией, поставленного на то от Самого Христа Бога (Лк. 10 16).

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

<-назад в раздел

Русский календарь