11.03.2015
<-назад в раздел
В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания
По любви моей к дому Бога моего, есть у меня сокровище собственное из золота и серебра, и его я отдаю для дома Бога моего, сверх всего, что заготовил я для святого дома (1 Пар. 29, 3).
Какая причина дорогих вкладов верующих в храмы Божии и святые обители? Не алчность духовенства, а свободная воля верующих жертвователей, любящих Бога и святой дом Его...
Как странны эти слова для людей нашего времени, которые стараются найти свою опору в человеческом гении, во внутренней своей дисциплине, в силе войск. Все человеческое неустойчиво: ни знание, ни могущество, ни красота... А что прочно? Заповеди Божии, воля Божия и все, что идет от Бога, и все, что обещает Он нам.
Как зло, так и добро не укроются от очей Божиих. Господь слышит вопиющих к Нему на всяком месте — в богатых палатах и в убогих хижинах, в морях и в темницах. И всюду Господь поддерживает надеющихся на Него, ибо Он — Бог Всемогущий и Любвеобильнейший... При свете этого утешения от слова Божия пусть не ослабевают руки и не смущается сердце всех тружеников Божиих, работающих во славу Божию и на Его благо в самых глухих местах: везде с нами Господь, и каждому рабу Своему Он — Верный Помощник.
Вот причина, почему Господь иногда оставляет Своих верных рабов: Господь хочет узнать, каковы у нас будут настроения в горе, опасностях, может быть, мы ожесточимся, будем роптать на Бога, бросим путь добродетели и перейдем на путь порока... Но Господь недалеко от нас. Он не допустит нас до отчаяния, в нужную минуту поможет нам, утешит нас, поддержит, лишь бы только мы крепко Его держались.
Вот образец для ученых богословов. Ученый христианский муж должен прежде всего полюбить христианскую веру, то есть быть специалистом в богословской науке по призванию, а не быть насмешником, при случае бросающим свое дело и переходящим к иному, имеющему больше выгод или покоя... Зачем ученый богослов не ограничивается одним лишь изучением богословских дисциплин, но старается проводить и добрую христианскую жизнь, согласно заповеди Божией под руководством Христовой Церкви? Иначе он — не друг Божий, не работник в винограднике Христовом, а разрушитель дела Божия: смеющийся над своим же трудом... И, наконец, приобретая своими трудами и талантами знания, ученый богослов христианской веры старается передать их в доступной форме для верующих: сокровище делать достоянием не своим лишь, а и многих других, да познают они путь Христов и усерднее потрудятся над своим спасением.
Так рассуждал ветхозаветный мудрый книжник Ездра. В момент большой опасности для народа своего — Израиля, ученый книжник надеется не на человеческие силы, а на помощь Божию. И вера его не посрамилась. Рука Божия была над Ездрою и его спутниками, переселенцами из Вавилона и Иерусалима, и спасла их от всех врагов (стих 31).
Православная Церковь тоже все свое упование возлагает на Бога — Главу свою — Христа Богочеловека. Она не ищет помощи внешней во что бы то ни стало. Если эта помощь оказывается Церкви, она принимает с любовью и благодаря ей беспрепятственно совершает свою великую благодетельную миссию — привлекать всех к Богу для вечного блаженства. Но когда вместо помощи она встречает вражду и гонение, то терпеливо переносит это. Служители Христовой Церкви и христиане пойдут на муки и самую смерть, но не отрекутся от своего упования. Бороться оружием внешним со своими врагами, распространять свою веру огнем и мечом, как сие делают католические миссионеры или магометане и иные человеческие учения, — сего Церковь Православная не делает. Она влияет лишь силою слова и примером своих членов. Одно лишь разрешается ученикам Христовым: избегать внешней опасности.
Эти слова имели отношение и ко многим из сановников страны нашей приблизительно за десять лет до начала революции. О, как тяжко было верующему сердцу видеть это — внешне корректное, но в действительности презрительное отношение к Церкви Божией у многих прежних знатнейших... Конечно, среди вельмож прежде было немало людей глубоко верующих, смиренных и преданных всей душой Церкви Божией, ставящих веления Божии паче всего, считающих веру источником всех основ внешней жизни. Но таких христиан было, однако, меньше... А большинство сановников усвоило мысль, что государственные интересы должны стоять на первом месте, и не всегда спрашивали мнение Церкви по принципиальным вопросам веротерпимости, образования и иным, а решали их, полагаясь на свою мудрость и опыт чисто человеческие... Поэтому и к Церкви Божией, через которую на земле Господь открывает Свою волю, эти знатнейшие относились как к какому-то постороннему институту, существующему самому по себе, важному, но не необходимому, без которого нет и христианского государства... Мы видели, что эти сановники посещали храм Божий лишь в отдельных случаях: по большим праздникам и во время торжеств гражданских. А чтобы жить церковной жизнью, чтобы черпать вдохновение и силы для своей обширной работы — в помощи Божией, для чего усердно, искренне и чисто молиться Богу, очищать душу свою Таинством покаяния и причащаться святых Христовых Таин — это, к глубокому сожалению, мы редко среди них замечали.
В чем служение православных пастырей и особенно святителей? Молиться Богу и заботиться о спасении всех людей, не только верующих, но и неверующих (Мф. 10, 6), и даже особенно о последних. Почему? Потому что верующий легче идет в храм Божий и сердце у него расположено к Богу, а неверующий — далеко ушел от Бога. В чем забота у служителей Православной Церкви? О спасении души человеческой, о привлечении людей к Богу и исполнении Его заповедей. Неправы те, кто требует от пастырей Церкви забот непременных и о внешней жизни людей: чтобы они были сыты, здоровы, зажиточны, имели развлечения. Это все дело внешнее, об этом есть кому заботиться: это могут сделать добрые люди и без пастырей. А дело пастырского спасения душ, самого важного, сложного, трудного, никто не может сделать, кроме пастыря Церкви Божией, поставленного на то от Самого Христа Бога (Лк. 10 16).
Какая причина дорогих вкладов верующих в храмы Божии и святые обители? Не алчность духовенства, а свободная воля верующих жертвователей, любящих Бога и святой дом Его...
✳ ✳ ✳
Странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного (1 Пар. 29, 15).
Как странны эти слова для людей нашего времени, которые стараются найти свою опору в человеческом гении, во внутренней своей дисциплине, в силе войск. Все человеческое неустойчиво: ни знание, ни могущество, ни красота... А что прочно? Заповеди Божии, воля Божия и все, что идет от Бога, и все, что обещает Он нам.
✳ ✳ ✳
Очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему (2 Пар. 16, 9).
Как зло, так и добро не укроются от очей Божиих. Господь слышит вопиющих к Нему на всяком месте — в богатых палатах и в убогих хижинах, в морях и в темницах. И всюду Господь поддерживает надеющихся на Него, ибо Он — Бог Всемогущий и Любвеобильнейший... При свете этого утешения от слова Божия пусть не ослабевают руки и не смущается сердце всех тружеников Божиих, работающих во славу Божию и на Его благо в самых глухих местах: везде с нами Господь, и каждому рабу Своему Он — Верный Помощник.
✳ ✳ ✳
Оставил его (Езекию) Бог, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце (2 Пар. 32, 31).
Вот причина, почему Господь иногда оставляет Своих верных рабов: Господь хочет узнать, каковы у нас будут настроения в горе, опасностях, может быть, мы ожесточимся, будем роптать на Бога, бросим путь добродетели и перейдем на путь порока... Но Господь недалеко от нас. Он не допустит нас до отчаяния, в нужную минуту поможет нам, утешит нас, поддержит, лишь бы только мы крепко Его держались.
✳ ✳ ✳
Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде (1 Езд. 7, 10).
Вот образец для ученых богословов. Ученый христианский муж должен прежде всего полюбить христианскую веру, то есть быть специалистом в богословской науке по призванию, а не быть насмешником, при случае бросающим свое дело и переходящим к иному, имеющему больше выгод или покоя... Зачем ученый богослов не ограничивается одним лишь изучением богословских дисциплин, но старается проводить и добрую христианскую жизнь, согласно заповеди Божией под руководством Христовой Церкви? Иначе он — не друг Божий, не работник в винограднике Христовом, а разрушитель дела Божия: смеющийся над своим же трудом... И, наконец, приобретая своими трудами и талантами знания, ученый богослов христианской веры старается передать их в доступной форме для верующих: сокровище делать достоянием не своим лишь, а и многих других, да познают они путь Христов и усерднее потрудятся над своим спасением.
✳ ✳ ✳
Мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему есть благодеющая, а на всех оставляющих Его — могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас (1 Езд. 8, 22—23).
Так рассуждал ветхозаветный мудрый книжник Ездра. В момент большой опасности для народа своего — Израиля, ученый книжник надеется не на человеческие силы, а на помощь Божию. И вера его не посрамилась. Рука Божия была над Ездрою и его спутниками, переселенцами из Вавилона и Иерусалима, и спасла их от всех врагов (стих 31).
Православная Церковь тоже все свое упование возлагает на Бога — Главу свою — Христа Богочеловека. Она не ищет помощи внешней во что бы то ни стало. Если эта помощь оказывается Церкви, она принимает с любовью и благодаря ей беспрепятственно совершает свою великую благодетельную миссию — привлекать всех к Богу для вечного блаженства. Но когда вместо помощи она встречает вражду и гонение, то терпеливо переносит это. Служители Христовой Церкви и христиане пойдут на муки и самую смерть, но не отрекутся от своего упования. Бороться оружием внешним со своими врагами, распространять свою веру огнем и мечом, как сие делают католические миссионеры или магометане и иные человеческие учения, — сего Церковь Православная не делает. Она влияет лишь силою слова и примером своих членов. Одно лишь разрешается ученикам Христовым: избегать внешней опасности.
✳ ✳ ✳
Впрочем, знатнейшие из них не наклонили шеи своей поработать для Господа своего (Неем. 3, 5).
Эти слова имели отношение и ко многим из сановников страны нашей приблизительно за десять лет до начала революции. О, как тяжко было верующему сердцу видеть это — внешне корректное, но в действительности презрительное отношение к Церкви Божией у многих прежних знатнейших... Конечно, среди вельмож прежде было немало людей глубоко верующих, смиренных и преданных всей душой Церкви Божией, ставящих веления Божии паче всего, считающих веру источником всех основ внешней жизни. Но таких христиан было, однако, меньше... А большинство сановников усвоило мысль, что государственные интересы должны стоять на первом месте, и не всегда спрашивали мнение Церкви по принципиальным вопросам веротерпимости, образования и иным, а решали их, полагаясь на свою мудрость и опыт чисто человеческие... Поэтому и к Церкви Божией, через которую на земле Господь открывает Свою волю, эти знатнейшие относились как к какому-то постороннему институту, существующему самому по себе, важному, но не необходимому, без которого нет и христианского государства... Мы видели, что эти сановники посещали храм Божий лишь в отдельных случаях: по большим праздникам и во время торжеств гражданских. А чтобы жить церковной жизнью, чтобы черпать вдохновение и силы для своей обширной работы — в помощи Божией, для чего усердно, искренне и чисто молиться Богу, очищать душу свою Таинством покаяния и причащаться святых Христовых Таин — это, к глубокому сожалению, мы редко среди них замечали.
✳ ✳ ✳
Служите теперь Господу Богу вашему, и заботьтесь о народе Его Израиле (2 Езд. 1, 4).
В чем служение православных пастырей и особенно святителей? Молиться Богу и заботиться о спасении всех людей, не только верующих, но и неверующих (Мф. 10, 6), и даже особенно о последних. Почему? Потому что верующий легче идет в храм Божий и сердце у него расположено к Богу, а неверующий — далеко ушел от Бога. В чем забота у служителей Православной Церкви? О спасении души человеческой, о привлечении людей к Богу и исполнении Его заповедей. Неправы те, кто требует от пастырей Церкви забот непременных и о внешней жизни людей: чтобы они были сыты, здоровы, зажиточны, имели развлечения. Это все дело внешнее, об этом есть кому заботиться: это могут сделать добрые люди и без пастырей. А дело пастырского спасения душ, самого важного, сложного, трудного, никто не может сделать, кроме пастыря Церкви Божией, поставленного на то от Самого Христа Бога (Лк. 10 16).
Священномученик Онуфрий (Гагалюк)