02.03.2015
<-назад в раздел
В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания
И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей (1 Цар. 2, 35).
В чем верность пастыря Церкви Божией? В том, что он живет и учит не по своей человеческой воле и не сообразует ее с веяньем людским, а по заповедям Божьим. Евангелие, и вообще вся святая Библия, каноны и постановления Церкви Христовой — вот нормы жизни и деятельности православного пастыря. А кто уклоняется в угоду людей (обновленцы), жертвуя Христовой истиной, или действует по своей гордой воле — (Илиодор Труфанов, Григорий Петров, Антонин Грановский и другие) — те уже перестали быть верными служителями Божьими, а стали изменниками.
При виде кощунства, насмешек над святыней, гонений на веру, у христианина появляется чувство возмущения: как можешь ты, жалкий человек, идти против Бога и как дерзнул осмеять святыню? Это чувство — священно: оно есть протест души человеческой против преступления, неразумия людей, безумия восстания твари против своего великого всемогущего и любвеобильного Творца и Промыслителя... Но, кроме этого чувства возмущения, у христианина в данном случае появляется и чувство сожаления об этих несчастных людях — понимаете ли вы, заблудшие, бедные люди, куда вы идете, отступая от Бога: ведь вы идете в вечный мрак, ужас, ад... Ведь вы губите себя и в этой жизни и в будущей, вечной! И под влиянием этого чувства скорби о заблудших христианин, особенно пастырь Церкви, употребляет все средства к тому, чтобы направить всех отступников к Богу и к Церкви Его, — терпеливо, любя, не обижаясь на окрики и насмешки... Такое состояние долготерпения и любви даже к богоборцам есть отличительный признак истинных учеников Бога, Который не желает гибели человеческой души и не отвергается даже от Своих кощунников и богохульников, чтобы привести их в объятия Свои.
Это сказано в утешение всем современным труженикам Христовым! Много врагов у искреннего и самоотверженного христианина, особенно — у служителя Церкви. Не только открытые враги Бога и Святой Церкви, которых теперь стало такое множество, но и тайные лжебратия, клеветники, завистники, постоянно борются с добрым христианином. В этой борьбе иногда унывает воин Христов. Пусть не смущается сердце его, пусть крепко он верит, что его окружают сонмы угодников и ангелов Божиих, что недалеко, около него Сам Господь (Пс. 15, 8): с Богом же не страшно! Он не дает силы врагам Церкви Божией, если то не будет угодно Его святой воле. И во всякую минуту защитит Своих избранников и даст им избавление, когда найдет это нужным (Лк. 18, 7).
Верные христиане видят своих многочисленных врагов, знают и чувствуют их удары, но по особому Божьему промышлению они не видят поборяющих за них святых угодников Божиих и Самого Спасителя. А если бы открылись у них очи, они узнали бы, какая могучая защита окружает их и как ничтожны перед воинством Христа все Его враги. Но все это они чувствуют очами веры, а в жизни будущей узрят полное торжество Святой Церкви Божией и славу Того, Кого здесь распяли и поносили и будут поносить до скончания мира сего: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. (Откр. 1, 7).
Среди людей очень распространен один сословный предрассудок: придают громадное значение происхождению. Если ты сын знатных родителей, к тебе относятся с заискивающим вниманием и тайной завистью. А если твои родители низкого происхождения или преступники, тебя встречают с презрением, иногда не скрываемым. Между тем этот предрассудок очень неверный и жестокий. У знатных и хороших людей дети бывают богохульники и злодеи. Напротив, в семье преступников созревает будущий благодетель. Одно лишь есть высокое звание у людей: быть настоящим, истинным христианином. Христианин, истинный ученик Христов, есть аристократ духа, будь он княжеского рода или сын блудницы или убийцы. Христос Спаситель среди других великих дел рассеял этот предрассудок. Иудеи, современники Господа Иисуса, говорили насмешливо о Назарете: из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1, 46). А Господь поселился именно в Назарете, где протекло его детство и юность до тридцатилетнего возраста.
Евреи весьма гордились своим происхождением от Авраама, особенно высок был жребий колена Иудова, рода Давидова. Спаситель был потомок Иуды, Авраама, Давида (Мф. 1), но среди предков Спасителя были: убийца Давид (2 Цар. 12, 9), также блудница Фамарь, а также иноплеменка Руфь. Подивись, возлюбленный, Божиему неизреченному снисхождению и не унывай, если среди родных твоих или знакомых будут преступления... Но не забывай, что Давид, сын его Соломон и последующие их потомки были царями и царского рода, а Сам Спаситель жил в доме плотника (Мф. 13, 55), но был царского рода (Мф. 2, 2). Не унижай и ты людей невысокого рода за одно лишь их происхождение... Каждый из нас даст отчет за свои собственные дела на страшном суде Христовом, где предстанут пред Спасителем и Судиею все: и знатные, и убогие, и мужчины, и женщины, и ученые, и простые, и царь, и нищий. Святой апостол Павел говорит: Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия (Еф. 6, 5—9).
В чем верность пастыря Церкви Божией? В том, что он живет и учит не по своей человеческой воле и не сообразует ее с веяньем людским, а по заповедям Божьим. Евангелие, и вообще вся святая Библия, каноны и постановления Церкви Христовой — вот нормы жизни и деятельности православного пастыря. А кто уклоняется в угоду людей (обновленцы), жертвуя Христовой истиной, или действует по своей гордой воле — (Илиодор Труфанов, Григорий Петров, Антонин Грановский и другие) — те уже перестали быть верными служителями Божьими, а стали изменниками.
✳ ✳ ✳
Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного (2 Цар. 14, 14).
При виде кощунства, насмешек над святыней, гонений на веру, у христианина появляется чувство возмущения: как можешь ты, жалкий человек, идти против Бога и как дерзнул осмеять святыню? Это чувство — священно: оно есть протест души человеческой против преступления, неразумия людей, безумия восстания твари против своего великого всемогущего и любвеобильного Творца и Промыслителя... Но, кроме этого чувства возмущения, у христианина в данном случае появляется и чувство сожаления об этих несчастных людях — понимаете ли вы, заблудшие, бедные люди, куда вы идете, отступая от Бога: ведь вы идете в вечный мрак, ужас, ад... Ведь вы губите себя и в этой жизни и в будущей, вечной! И под влиянием этого чувства скорби о заблудших христианин, особенно пастырь Церкви, употребляет все средства к тому, чтобы направить всех отступников к Богу и к Церкви Его, — терпеливо, любя, не обижаясь на окрики и насмешки... Такое состояние долготерпения и любви даже к богоборцам есть отличительный признак истинных учеников Бога, Который не желает гибели человеческой души и не отвергается даже от Своих кощунников и богохульников, чтобы привести их в объятия Свои.
✳ ✳ ✳
Поутру служитель человека Божия (пророка Елисея) встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея (4 Цар. 6, 15—17).
Это сказано в утешение всем современным труженикам Христовым! Много врагов у искреннего и самоотверженного христианина, особенно — у служителя Церкви. Не только открытые враги Бога и Святой Церкви, которых теперь стало такое множество, но и тайные лжебратия, клеветники, завистники, постоянно борются с добрым христианином. В этой борьбе иногда унывает воин Христов. Пусть не смущается сердце его, пусть крепко он верит, что его окружают сонмы угодников и ангелов Божиих, что недалеко, около него Сам Господь (Пс. 15, 8): с Богом же не страшно! Он не дает силы врагам Церкви Божией, если то не будет угодно Его святой воле. И во всякую минуту защитит Своих избранников и даст им избавление, когда найдет это нужным (Лк. 18, 7).
Верные христиане видят своих многочисленных врагов, знают и чувствуют их удары, но по особому Божьему промышлению они не видят поборяющих за них святых угодников Божиих и Самого Спасителя. А если бы открылись у них очи, они узнали бы, какая могучая защита окружает их и как ничтожны перед воинством Христа все Его враги. Но все это они чувствуют очами веры, а в жизни будущей узрят полное торжество Святой Церкви Божией и славу Того, Кого здесь распяли и поносили и будут поносить до скончания мира сего: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. (Откр. 1, 7).
✳ ✳ ✳
Не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за свое преступление должен быть наказываем (4 Цар. 14, 6).
Среди людей очень распространен один сословный предрассудок: придают громадное значение происхождению. Если ты сын знатных родителей, к тебе относятся с заискивающим вниманием и тайной завистью. А если твои родители низкого происхождения или преступники, тебя встречают с презрением, иногда не скрываемым. Между тем этот предрассудок очень неверный и жестокий. У знатных и хороших людей дети бывают богохульники и злодеи. Напротив, в семье преступников созревает будущий благодетель. Одно лишь есть высокое звание у людей: быть настоящим, истинным христианином. Христианин, истинный ученик Христов, есть аристократ духа, будь он княжеского рода или сын блудницы или убийцы. Христос Спаситель среди других великих дел рассеял этот предрассудок. Иудеи, современники Господа Иисуса, говорили насмешливо о Назарете: из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1, 46). А Господь поселился именно в Назарете, где протекло его детство и юность до тридцатилетнего возраста.
Евреи весьма гордились своим происхождением от Авраама, особенно высок был жребий колена Иудова, рода Давидова. Спаситель был потомок Иуды, Авраама, Давида (Мф. 1), но среди предков Спасителя были: убийца Давид (2 Цар. 12, 9), также блудница Фамарь, а также иноплеменка Руфь. Подивись, возлюбленный, Божиему неизреченному снисхождению и не унывай, если среди родных твоих или знакомых будут преступления... Но не забывай, что Давид, сын его Соломон и последующие их потомки были царями и царского рода, а Сам Спаситель жил в доме плотника (Мф. 13, 55), но был царского рода (Мф. 2, 2). Не унижай и ты людей невысокого рода за одно лишь их происхождение... Каждый из нас даст отчет за свои собственные дела на страшном суде Христовом, где предстанут пред Спасителем и Судиею все: и знатные, и убогие, и мужчины, и женщины, и ученые, и простые, и царь, и нищий. Святой апостол Павел говорит: Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия (Еф. 6, 5—9).
Священномученик Онуфрий (Гагалюк)