21.02.2015
<-назад в раздел
Проповедь о необходимости поста. Иеромонах Илия (Копылов)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Великий Пост. Эти слова вызывают радость и тревогу у каждого христианина. Радуемся, потому что Пост соединяет нас с вечностью, напоминает о том, что не хлебом единым жив человек. Ликуем вместе с ангелами, потому что Пост учит воздержанию и смирению, через которые христианин получает неизреченную радость от возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа.
В то же время тревожимся, потому что не знаем, сможем ли достойно провести это дивное время, отведенное нам Господом для покаяния. Ведь Великий Пост в какой-то степени является испытанием нашей веры. Святые Отцы называют его зеркалом души, ибо пост отражает все наши страсти. А начиная видеть свои грехи, мы сокрушаемся в содеянном. Сокрушаясь же, омываемся и очищаемся посредством Таинства Исповеди.
Подобно тому, как человек, испачкавший сажей лицо, не замечает изъяна, пока не увидит свое отражение в зеркале, так и грешник думает о себе, что вроде бы и не совершал грехов, пока не посмотрит на себя со стороны. Пока посредством поста и молитвы не узрит всю скверну и не осознает свою греховную сущность.
Зная великую пользу поста для человеческой души, враг спасения старается посеять соблазн и погасить ревность к соблюдению церковных уставов. Посему этот лукавый сеет хитросплетенные речи, говоря, что строго поститься якобы необходимо не всем, а только монахам. Но разве монахи сотворены Богом как-то по-другому? Монахи такие же люди, всего лишь пожелавшие посвятить свою жизнь Господу Иисусу Христу в безбрачии и нестяжании.
Оптинский старец Амвросий говорил, что все обеты христианин дает Богу при совершении Таинства Крещения. В монашестве же даем только три основных обета – безбрачие, нестяжание и послушание. Причем послушание духовнику обязаны иметь и миряне. Да и грех мшелоимства для мирян никто не отменял. Поэтому пост необходим каждому христианину, независимо от того, давал ли он обет безбрачия или не давал.
Посему некоторые монахи, имеющие особенную ревность по Бозе, берут на себя пост более строгий, чем того требует церковный Устав. Так, например, в Оптиной пустыни в начале XIX века подвизался схимонах Вассиан, который в Первую и Страстную седмицы каждого Великого Поста ничего не вкушал вообще. А в 1818 году схимник провел Рождественский и Великий Пост, не принимая никакой пищи в течение сорока дней.
Конечно, такой пост для многих является подвигом, и не каждому он по силам. Но та мера поста, которую предусматривает Типикон, установлена Святыми Отцами для всех христиан. Не говорю о больных, находящихся в крайней немощи, тело которых и так изнурено недугами.
Тем не менее, наш Оптинский старец преподобный Амвросий, будучи с молодых лет серьезно болен, всегда старался следовать указаниям церковного Устава. Великим Постом, в те дни, когда пища готовилась без масла, велел добавлять в картофельный суп толченые грецкие орехи. Как-то приехала к Старцу знакомая игуменья, и он предложил ей перекусить, чем Бог послал. Попробовав немного пищи, которую Старец вкушал ежедневно, она возмутилась: «Да что же это у Вас такое, Батюшка? Это же рвотное». А старец, улыбаясь, отвечал: «А мы тут, матушка, не постники».
Также наш преподобный Амвросий всегда говорил, что постясь, не следует думать, что мы совершаем добродетель. Такой пост неразумен. Ибо кто думает, что, соблюдая пост, делает доброе дело, тот вскоре начинает укорять и осуждать немощных ближних, почитая себя чем-то великим. Да не будет такого с нами.
Благоразумный же христианин не желает, чтобы его хвалили как постника, но надеется чрез воздержание приобрести целомудрие, а посредством целомудрия стяжать смирение. Ибо сказано: «Путь ко смирению суть труды телесные, совершаемые разумно» (авва Дорофей).
Итак пост – это путь ко смирению. Ибо без смирения никто не может достигнуть Царствия Божия. Так воздержание было необходимо человеку еще в раю, чтобы соединять свою свободную волю с волей Господней. Когда Бог сотворил Адама и Еву, то дал им заповедь: не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Посему будем помнить всегда, каковы были последствия, когда райский пост был нарушен прародителями.
Желая погубить как можно больше людей, враг спасения придумывает множество причин, чтобы мы не постились. Кому-то внушает, что тяжелая у него работа и можно вкусить молочной пищи. Кого-то наводит на мысль, что учащимся необходим фосфор и потому можно рыбу вкушать в неположенное церковным Уставом время.
Да запретит ему Господь!
И если пост есть зеркало души, то что же сможет увидеть человек в таком тусклом, туманном зеркале? – Ничего. А потому и пользы для души от ослабленного поста практически никакой. Чем строже пост, тем явнее человек видит свои прегрешения. Чем больше грехов он видит, тем больше сокрушается. Чем больше сокрушается, тем сильнее и искреннее его покаяние.
Однажды к нашему старцу Амвросию приехал один знатный человек, который много любил рассуждать о духовных вещах, обожал поспорить о догматах и считал себя знатоком церковной истории. Когда же Старец принял его, то первое, о чем спросил посетителя: соблюдает ли он посты, установленные Церковью? «Знаток догматов» замешкался и признался, что не соблюдает, и что пока не может найти сил. Уж очень он привык к скоромной пище. Тогда Старец рассказал ему притчу про то, как одна курица, проживающая на скотном дворе, постоянно надувала себе живот, чтобы казаться больше других. Но вскоре хозяева решили, что она самая крупная и сварили из нее суп к празднику. «Так бывает и с теми, кто строит из себя знатоков богословия, - сказал Старец Амвросий, - а установленный Церковью Пост не соблюдает».
В наше нелегкое время пост стал для многих исповедничеством. Читая жития святых, мы нередко думаем о том, как сможем мы, в случае необходимости, пострадать за Христа. Думаем о том, как пойдем на муки и смерть ради возлюбленного Господа. Ведь если человек называет себя христианином, то тем самым подтверждает свою готовность в любое время умереть за Христа.
А какой же это христианин, если он не может даже отказаться от вкушения скоромной пищи ради заповеди Церковной? О каких духовных подвигах и страданиях можно говорить и думать тому, кто боится лишить себя скоромной пищи в те дни, когда Церковь повелевает ее не вкушать? О какой любви ко Христу может говорить человек, не соблюдающий пост? Ибо Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет!» (ср.: Ин. 14, 21). Аминь.Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Великий Пост. Эти слова вызывают радость и тревогу у каждого христианина. Радуемся, потому что Пост соединяет нас с вечностью, напоминает о том, что не хлебом единым жив человек. Ликуем вместе с ангелами, потому что Пост учит воздержанию и смирению, через которые христианин получает неизреченную радость от возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа.
В то же время тревожимся, потому что не знаем, сможем ли достойно провести это дивное время, отведенное нам Господом для покаяния. Ведь Великий Пост в какой-то степени является испытанием нашей веры. Святые Отцы называют его зеркалом души, ибо пост отражает все наши страсти. А начиная видеть свои грехи, мы сокрушаемся в содеянном. Сокрушаясь же, омываемся и очищаемся посредством Таинства Исповеди.
Подобно тому, как человек, испачкавший сажей лицо, не замечает изъяна, пока не увидит свое отражение в зеркале, так и грешник думает о себе, что вроде бы и не совершал грехов, пока не посмотрит на себя со стороны. Пока посредством поста и молитвы не узрит всю скверну и не осознает свою греховную сущность.
Зная великую пользу поста для человеческой души, враг спасения старается посеять соблазн и погасить ревность к соблюдению церковных уставов. Посему этот лукавый сеет хитросплетенные речи, говоря, что строго поститься якобы необходимо не всем, а только монахам. Но разве монахи сотворены Богом как-то по-другому? Монахи такие же люди, всего лишь пожелавшие посвятить свою жизнь Господу Иисусу Христу в безбрачии и нестяжании.
Оптинский старец Амвросий говорил, что все обеты христианин дает Богу при совершении Таинства Крещения. В монашестве же даем только три основных обета – безбрачие, нестяжание и послушание. Причем послушание духовнику обязаны иметь и миряне. Да и грех мшелоимства для мирян никто не отменял. Поэтому пост необходим каждому христианину, независимо от того, давал ли он обет безбрачия или не давал.
Посему некоторые монахи, имеющие особенную ревность по Бозе, берут на себя пост более строгий, чем того требует церковный Устав. Так, например, в Оптиной пустыни в начале XIX века подвизался схимонах Вассиан, который в Первую и Страстную седмицы каждого Великого Поста ничего не вкушал вообще. А в 1818 году схимник провел Рождественский и Великий Пост, не принимая никакой пищи в течение сорока дней.
Конечно, такой пост для многих является подвигом, и не каждому он по силам. Но та мера поста, которую предусматривает Типикон, установлена Святыми Отцами для всех христиан. Не говорю о больных, находящихся в крайней немощи, тело которых и так изнурено недугами.
Тем не менее, наш Оптинский старец преподобный Амвросий, будучи с молодых лет серьезно болен, всегда старался следовать указаниям церковного Устава. Великим Постом, в те дни, когда пища готовилась без масла, велел добавлять в картофельный суп толченые грецкие орехи. Как-то приехала к Старцу знакомая игуменья, и он предложил ей перекусить, чем Бог послал. Попробовав немного пищи, которую Старец вкушал ежедневно, она возмутилась: «Да что же это у Вас такое, Батюшка? Это же рвотное». А старец, улыбаясь, отвечал: «А мы тут, матушка, не постники».
Также наш преподобный Амвросий всегда говорил, что постясь, не следует думать, что мы совершаем добродетель. Такой пост неразумен. Ибо кто думает, что, соблюдая пост, делает доброе дело, тот вскоре начинает укорять и осуждать немощных ближних, почитая себя чем-то великим. Да не будет такого с нами.
Благоразумный же христианин не желает, чтобы его хвалили как постника, но надеется чрез воздержание приобрести целомудрие, а посредством целомудрия стяжать смирение. Ибо сказано: «Путь ко смирению суть труды телесные, совершаемые разумно» (авва Дорофей).
Итак пост – это путь ко смирению. Ибо без смирения никто не может достигнуть Царствия Божия. Так воздержание было необходимо человеку еще в раю, чтобы соединять свою свободную волю с волей Господней. Когда Бог сотворил Адама и Еву, то дал им заповедь: не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Посему будем помнить всегда, каковы были последствия, когда райский пост был нарушен прародителями.
Желая погубить как можно больше людей, враг спасения придумывает множество причин, чтобы мы не постились. Кому-то внушает, что тяжелая у него работа и можно вкусить молочной пищи. Кого-то наводит на мысль, что учащимся необходим фосфор и потому можно рыбу вкушать в неположенное церковным Уставом время.
Да запретит ему Господь!
И если пост есть зеркало души, то что же сможет увидеть человек в таком тусклом, туманном зеркале? – Ничего. А потому и пользы для души от ослабленного поста практически никакой. Чем строже пост, тем явнее человек видит свои прегрешения. Чем больше грехов он видит, тем больше сокрушается. Чем больше сокрушается, тем сильнее и искреннее его покаяние.
Однажды к нашему старцу Амвросию приехал один знатный человек, который много любил рассуждать о духовных вещах, обожал поспорить о догматах и считал себя знатоком церковной истории. Когда же Старец принял его, то первое, о чем спросил посетителя: соблюдает ли он посты, установленные Церковью? «Знаток догматов» замешкался и признался, что не соблюдает, и что пока не может найти сил. Уж очень он привык к скоромной пище. Тогда Старец рассказал ему притчу про то, как одна курица, проживающая на скотном дворе, постоянно надувала себе живот, чтобы казаться больше других. Но вскоре хозяева решили, что она самая крупная и сварили из нее суп к празднику. «Так бывает и с теми, кто строит из себя знатоков богословия, - сказал Старец Амвросий, - а установленный Церковью Пост не соблюдает».
В наше нелегкое время пост стал для многих исповедничеством. Читая жития святых, мы нередко думаем о том, как сможем мы, в случае необходимости, пострадать за Христа. Думаем о том, как пойдем на муки и смерть ради возлюбленного Господа. Ведь если человек называет себя христианином, то тем самым подтверждает свою готовность в любое время умереть за Христа.
А какой же это христианин, если он не может даже отказаться от вкушения скоромной пищи ради заповеди Церковной? О каких духовных подвигах и страданиях можно говорить и думать тому, кто боится лишить себя скоромной пищи в те дни, когда Церковь повелевает ее не вкушать? О какой любви ко Христу может говорить человек, не соблюдающий пост? Ибо Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет!» (ср.: Ин. 14, 21). Аминь.
Великий Пост. Эти слова вызывают радость и тревогу у каждого христианина. Радуемся, потому что Пост соединяет нас с вечностью, напоминает о том, что не хлебом единым жив человек. Ликуем вместе с ангелами, потому что Пост учит воздержанию и смирению, через которые христианин получает неизреченную радость от возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа.
В то же время тревожимся, потому что не знаем, сможем ли достойно провести это дивное время, отведенное нам Господом для покаяния. Ведь Великий Пост в какой-то степени является испытанием нашей веры. Святые Отцы называют его зеркалом души, ибо пост отражает все наши страсти. А начиная видеть свои грехи, мы сокрушаемся в содеянном. Сокрушаясь же, омываемся и очищаемся посредством Таинства Исповеди.
Подобно тому, как человек, испачкавший сажей лицо, не замечает изъяна, пока не увидит свое отражение в зеркале, так и грешник думает о себе, что вроде бы и не совершал грехов, пока не посмотрит на себя со стороны. Пока посредством поста и молитвы не узрит всю скверну и не осознает свою греховную сущность.
Зная великую пользу поста для человеческой души, враг спасения старается посеять соблазн и погасить ревность к соблюдению церковных уставов. Посему этот лукавый сеет хитросплетенные речи, говоря, что строго поститься якобы необходимо не всем, а только монахам. Но разве монахи сотворены Богом как-то по-другому? Монахи такие же люди, всего лишь пожелавшие посвятить свою жизнь Господу Иисусу Христу в безбрачии и нестяжании.
Оптинский старец Амвросий говорил, что все обеты христианин дает Богу при совершении Таинства Крещения. В монашестве же даем только три основных обета – безбрачие, нестяжание и послушание. Причем послушание духовнику обязаны иметь и миряне. Да и грех мшелоимства для мирян никто не отменял. Поэтому пост необходим каждому христианину, независимо от того, давал ли он обет безбрачия или не давал.
Посему некоторые монахи, имеющие особенную ревность по Бозе, берут на себя пост более строгий, чем того требует церковный Устав. Так, например, в Оптиной пустыни в начале XIX века подвизался схимонах Вассиан, который в Первую и Страстную седмицы каждого Великого Поста ничего не вкушал вообще. А в 1818 году схимник провел Рождественский и Великий Пост, не принимая никакой пищи в течение сорока дней.
Конечно, такой пост для многих является подвигом, и не каждому он по силам. Но та мера поста, которую предусматривает Типикон, установлена Святыми Отцами для всех христиан. Не говорю о больных, находящихся в крайней немощи, тело которых и так изнурено недугами.
Тем не менее, наш Оптинский старец преподобный Амвросий, будучи с молодых лет серьезно болен, всегда старался следовать указаниям церковного Устава. Великим Постом, в те дни, когда пища готовилась без масла, велел добавлять в картофельный суп толченые грецкие орехи. Как-то приехала к Старцу знакомая игуменья, и он предложил ей перекусить, чем Бог послал. Попробовав немного пищи, которую Старец вкушал ежедневно, она возмутилась: «Да что же это у Вас такое, Батюшка? Это же рвотное». А старец, улыбаясь, отвечал: «А мы тут, матушка, не постники».
Также наш преподобный Амвросий всегда говорил, что постясь, не следует думать, что мы совершаем добродетель. Такой пост неразумен. Ибо кто думает, что, соблюдая пост, делает доброе дело, тот вскоре начинает укорять и осуждать немощных ближних, почитая себя чем-то великим. Да не будет такого с нами.
Благоразумный же христианин не желает, чтобы его хвалили как постника, но надеется чрез воздержание приобрести целомудрие, а посредством целомудрия стяжать смирение. Ибо сказано: «Путь ко смирению суть труды телесные, совершаемые разумно» (авва Дорофей).
Итак пост – это путь ко смирению. Ибо без смирения никто не может достигнуть Царствия Божия. Так воздержание было необходимо человеку еще в раю, чтобы соединять свою свободную волю с волей Господней. Когда Бог сотворил Адама и Еву, то дал им заповедь: не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Посему будем помнить всегда, каковы были последствия, когда райский пост был нарушен прародителями.
Желая погубить как можно больше людей, враг спасения придумывает множество причин, чтобы мы не постились. Кому-то внушает, что тяжелая у него работа и можно вкусить молочной пищи. Кого-то наводит на мысль, что учащимся необходим фосфор и потому можно рыбу вкушать в неположенное церковным Уставом время.
Да запретит ему Господь!
И если пост есть зеркало души, то что же сможет увидеть человек в таком тусклом, туманном зеркале? – Ничего. А потому и пользы для души от ослабленного поста практически никакой. Чем строже пост, тем явнее человек видит свои прегрешения. Чем больше грехов он видит, тем больше сокрушается. Чем больше сокрушается, тем сильнее и искреннее его покаяние.
Однажды к нашему старцу Амвросию приехал один знатный человек, который много любил рассуждать о духовных вещах, обожал поспорить о догматах и считал себя знатоком церковной истории. Когда же Старец принял его, то первое, о чем спросил посетителя: соблюдает ли он посты, установленные Церковью? «Знаток догматов» замешкался и признался, что не соблюдает, и что пока не может найти сил. Уж очень он привык к скоромной пище. Тогда Старец рассказал ему притчу про то, как одна курица, проживающая на скотном дворе, постоянно надувала себе живот, чтобы казаться больше других. Но вскоре хозяева решили, что она самая крупная и сварили из нее суп к празднику. «Так бывает и с теми, кто строит из себя знатоков богословия, - сказал Старец Амвросий, - а установленный Церковью Пост не соблюдает».
В наше нелегкое время пост стал для многих исповедничеством. Читая жития святых, мы нередко думаем о том, как сможем мы, в случае необходимости, пострадать за Христа. Думаем о том, как пойдем на муки и смерть ради возлюбленного Господа. Ведь если человек называет себя христианином, то тем самым подтверждает свою готовность в любое время умереть за Христа.
А какой же это христианин, если он не может даже отказаться от вкушения скоромной пищи ради заповеди Церковной? О каких духовных подвигах и страданиях можно говорить и думать тому, кто боится лишить себя скоромной пищи в те дни, когда Церковь повелевает ее не вкушать? О какой любви ко Христу может говорить человек, не соблюдающий пост? Ибо Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет!» (ср.: Ин. 14, 21). Аминь.Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Великий Пост. Эти слова вызывают радость и тревогу у каждого христианина. Радуемся, потому что Пост соединяет нас с вечностью, напоминает о том, что не хлебом единым жив человек. Ликуем вместе с ангелами, потому что Пост учит воздержанию и смирению, через которые христианин получает неизреченную радость от возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа.
В то же время тревожимся, потому что не знаем, сможем ли достойно провести это дивное время, отведенное нам Господом для покаяния. Ведь Великий Пост в какой-то степени является испытанием нашей веры. Святые Отцы называют его зеркалом души, ибо пост отражает все наши страсти. А начиная видеть свои грехи, мы сокрушаемся в содеянном. Сокрушаясь же, омываемся и очищаемся посредством Таинства Исповеди.
Подобно тому, как человек, испачкавший сажей лицо, не замечает изъяна, пока не увидит свое отражение в зеркале, так и грешник думает о себе, что вроде бы и не совершал грехов, пока не посмотрит на себя со стороны. Пока посредством поста и молитвы не узрит всю скверну и не осознает свою греховную сущность.
Зная великую пользу поста для человеческой души, враг спасения старается посеять соблазн и погасить ревность к соблюдению церковных уставов. Посему этот лукавый сеет хитросплетенные речи, говоря, что строго поститься якобы необходимо не всем, а только монахам. Но разве монахи сотворены Богом как-то по-другому? Монахи такие же люди, всего лишь пожелавшие посвятить свою жизнь Господу Иисусу Христу в безбрачии и нестяжании.
Оптинский старец Амвросий говорил, что все обеты христианин дает Богу при совершении Таинства Крещения. В монашестве же даем только три основных обета – безбрачие, нестяжание и послушание. Причем послушание духовнику обязаны иметь и миряне. Да и грех мшелоимства для мирян никто не отменял. Поэтому пост необходим каждому христианину, независимо от того, давал ли он обет безбрачия или не давал.
Посему некоторые монахи, имеющие особенную ревность по Бозе, берут на себя пост более строгий, чем того требует церковный Устав. Так, например, в Оптиной пустыни в начале XIX века подвизался схимонах Вассиан, который в Первую и Страстную седмицы каждого Великого Поста ничего не вкушал вообще. А в 1818 году схимник провел Рождественский и Великий Пост, не принимая никакой пищи в течение сорока дней.
Конечно, такой пост для многих является подвигом, и не каждому он по силам. Но та мера поста, которую предусматривает Типикон, установлена Святыми Отцами для всех христиан. Не говорю о больных, находящихся в крайней немощи, тело которых и так изнурено недугами.
Тем не менее, наш Оптинский старец преподобный Амвросий, будучи с молодых лет серьезно болен, всегда старался следовать указаниям церковного Устава. Великим Постом, в те дни, когда пища готовилась без масла, велел добавлять в картофельный суп толченые грецкие орехи. Как-то приехала к Старцу знакомая игуменья, и он предложил ей перекусить, чем Бог послал. Попробовав немного пищи, которую Старец вкушал ежедневно, она возмутилась: «Да что же это у Вас такое, Батюшка? Это же рвотное». А старец, улыбаясь, отвечал: «А мы тут, матушка, не постники».
Также наш преподобный Амвросий всегда говорил, что постясь, не следует думать, что мы совершаем добродетель. Такой пост неразумен. Ибо кто думает, что, соблюдая пост, делает доброе дело, тот вскоре начинает укорять и осуждать немощных ближних, почитая себя чем-то великим. Да не будет такого с нами.
Благоразумный же христианин не желает, чтобы его хвалили как постника, но надеется чрез воздержание приобрести целомудрие, а посредством целомудрия стяжать смирение. Ибо сказано: «Путь ко смирению суть труды телесные, совершаемые разумно» (авва Дорофей).
Итак пост – это путь ко смирению. Ибо без смирения никто не может достигнуть Царствия Божия. Так воздержание было необходимо человеку еще в раю, чтобы соединять свою свободную волю с волей Господней. Когда Бог сотворил Адама и Еву, то дал им заповедь: не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Посему будем помнить всегда, каковы были последствия, когда райский пост был нарушен прародителями.
Желая погубить как можно больше людей, враг спасения придумывает множество причин, чтобы мы не постились. Кому-то внушает, что тяжелая у него работа и можно вкусить молочной пищи. Кого-то наводит на мысль, что учащимся необходим фосфор и потому можно рыбу вкушать в неположенное церковным Уставом время.
Да запретит ему Господь!
И если пост есть зеркало души, то что же сможет увидеть человек в таком тусклом, туманном зеркале? – Ничего. А потому и пользы для души от ослабленного поста практически никакой. Чем строже пост, тем явнее человек видит свои прегрешения. Чем больше грехов он видит, тем больше сокрушается. Чем больше сокрушается, тем сильнее и искреннее его покаяние.
Однажды к нашему старцу Амвросию приехал один знатный человек, который много любил рассуждать о духовных вещах, обожал поспорить о догматах и считал себя знатоком церковной истории. Когда же Старец принял его, то первое, о чем спросил посетителя: соблюдает ли он посты, установленные Церковью? «Знаток догматов» замешкался и признался, что не соблюдает, и что пока не может найти сил. Уж очень он привык к скоромной пище. Тогда Старец рассказал ему притчу про то, как одна курица, проживающая на скотном дворе, постоянно надувала себе живот, чтобы казаться больше других. Но вскоре хозяева решили, что она самая крупная и сварили из нее суп к празднику. «Так бывает и с теми, кто строит из себя знатоков богословия, - сказал Старец Амвросий, - а установленный Церковью Пост не соблюдает».
В наше нелегкое время пост стал для многих исповедничеством. Читая жития святых, мы нередко думаем о том, как сможем мы, в случае необходимости, пострадать за Христа. Думаем о том, как пойдем на муки и смерть ради возлюбленного Господа. Ведь если человек называет себя христианином, то тем самым подтверждает свою готовность в любое время умереть за Христа.
А какой же это христианин, если он не может даже отказаться от вкушения скоромной пищи ради заповеди Церковной? О каких духовных подвигах и страданиях можно говорить и думать тому, кто боится лишить себя скоромной пищи в те дни, когда Церковь повелевает ее не вкушать? О какой любви ко Христу может говорить человек, не соблюдающий пост? Ибо Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет!» (ср.: Ин. 14, 21). Аминь.