Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Беседа преп. Иустина (Поповича) на начало Великого Поста. Пост – лекарство от греха и смерти 23.02.2015

Беседа преп. Иустина (Поповича) на начало Великого Поста. Пост – лекарство от греха и смерти

Братья и сестры! Сегодняшняя Неделя1 – это День потерянного Рая. День падшего Адама2. И это значит – День потерянной святости, потерянной безгрешности, потерянного безсмертия, потерянной вечности! Свою святость человек заменил порочностью, свою безгрешность – греховностью, свое безсмертие – бренностью, вечность – тленом. Сегодня человек ввел в наш земной мир грех, а за ним и с ним – смерть. И этим он изгнал себя из Рая, из того блаженного Царства безсмертия, безгрешности, и вверг себя в мрачную бездну смерти.

Ведь что такое Рай? Ничто иное, как жизнь в Боге и Богом, жизнь в Божественной безгрешности, безсмертии и вечности, жизнь в Божественной любви, благости и во всех остальных Божественных свойствах и блаженствах.

А сегодня мы потеряли Рай. Как? Грехом.

Ибо что такое грех? Грех – это отпадение человека от Бога, отвержение человеком Бога. Вот - грех грехов! Из этого произросли все остальные грехи и все остальное зло. В чем сущность каждого греха в отдельности и всех грехов вместе взятых? Ответ может быть только один: в оставлении человеком Божественной Истины и Правды, Божественной безгрешности и безсмертия, Божественной святости и вечности, Божественной любви и благости. Одним словом, в отпадении человека от Бога и от жизни в Боге. Именно это ввергает человека в смерть, ибо оборотная сторона всякого греха – смерть: сделанный грех рождает смерть (Иак.1,15). Так человек стал самым зловещим и самым страшным изобретателем на свете - изобретателем смерти. Изобрел смерть и превратил этот мир в фабрику смерти, а сам стал первым изобретателем смерти для всех живых существ.

Земля! О, что такое земля! Единственная мастерская смерти во вселенной. А человек, несчастный человек, – единственный во вселенной экспортер смерти3; экспортер, который навеки запатентовал свое зловещее изобретение!

Как же зовут первого соблазнителя нашей души, из-за которого мы потеряли Рай? Невоздержание. Мы потеряли Рай, потому что мы нарушили Божественный пост. Вкусили запретный плод (Быт.3,1-6). Мы потеряли безсмертие, потому что не захотели поститься! Нарушение поста – это не только наш первый грех, но и отец всех наших грехов, отец всех наших смертей. Увы, теперь и ты, мать, когда смерть похитит у тебя единственного сына, и ты, отец, когда смерть отнимет у тебя последнюю надежду, скажите себе: это произошло из-за человеческого не-поста. Все наши умирания, все наши смерти проистекают от нашего не-поста, ибо нарушение поста – главный источник всех смертей в нашем земном мире.

Если это так, как же мы можем вернуть потерянный Рай? Постом, только постом! А безсмертие, как мы можем вернуть потерянное безсмертие? Опять-таки постом, только постом! Видишь, пост нам дан как лекарство от греха и смерти. Да, как лекарство от греха и смерти! Постясь, мы врачуемся от греха и избавляемся от смерти. Ибо постом мы возвращаем себе потерянную Божественную святость, потерянное Божественное безсмертие, потерянную Божественную Истину, потерянную Божественную Правду, потерянную Божественную Доброту, потерянную Божественную Красоту. Возвращая постом Божественные совершенства, мы переносим центр своего бытия от земли на Небо. Собираем себе сокровища на Небесах, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф.6,19-20). И если ты постишься - ты сердце свое переносишь от земли на Небо, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Если ты постишься – смотри, ты постом стяжаешь все нетленные, неиссякающие Божественные сокровища.

Вот такое Евангелие о посте. И это придумал не я, грешный и никчемный, но заповедал Безгрешный и Всеблагий Господь наш Иисус Христос. Слышали вы сегодня, что открывает нам Евангелие о Посте: «Сказал Господь, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Мф. 6, 14-21)

Вот Евангелие о посте. Евангелие о стяжании постом всех нетленных и неоскудевающих сокровищ: молитвы и милосердия, братолюбия и боголюбия, истины и правды, доброты и красоты, смирения, надежды, любви и всех остальных безсмертных и вечных евангельских добродетелей. Каждая из них влагает в душу, одно за другим, эти божественные нетленные, неоскудевающие сокровища. Поэтому если человек живет евангельскими добродетелями, он уже здесь, на земле, живет как на Небе: живет небесной Истиной, небесной Правдой, небесной Жизнью, а, значит, побеждает смерть и все, что есть смертного, грех и все, что есть грешного и наследует безсмертие и Вечную Жизнь.

По Евангелию Господа нашего Иисуса Христа, Пост – это поле боя, на котором христианин непрестанно ведет борьбу со страстями и грехами, то есть со всем тем, что является причиной смерти душевной и телесной. Во время Великого Поста христианин – это, прежде всего воин, борец с самим собой и с искусителем. Никогда искуситель не бывает таким воинствующим и агрессивным, как в эти святые дни Великого Поста. Разве сможет человек ему противостоять, если не будет держать себя в духовном бодрствовании молитвой и постом? Во дни Поста искуситель мобилизует4 все искушения и все зло. Разве сможет человек их одолеть, если не мобилизует все евангельское добро? Сорок дней Великого Поста являются сорока днями великих искушений. Из Евангелия мы знаем: Господь Иисус Христос победил искусителя Духом Святым (см.Лк.4,1-14). Разве сможет кто-нибудь победить его без благодати Духа Святого?

Через восемь страстей искушает извечный искуситель человека5. Через восемь добродетелей побеждает человек эти страсти. Искушает ли тебя искуситель страстью чревоугодия? Вооружайся евангельским воздержанием и постом – и ты победишь его. Искушает ли страстью блуда? Посвяти дни и ночи свои молитвенному бдению. Искушает ли тебя лукавый искуситель страстью сребролюбия - полюби евангельскую нищету и победишь эту пагубную страсть. Искушает ли тебя злобный искуситель страстью гнева - укроти себя Христовой кротостью; молись, как Он, за тех, кто тебя унижает, мучит, распинает - и победишь искушение. Возможно, ты искушаешься чрезмерной и неразумной печалью? Никогда не печалься о чем-либо временном. Не печалься, если тебя ранят словом, не печалься, если бесчестят, а, напротив того, радуйся апостольской радостью - и победишь искушение. Искушает тебя неугомонный искуситель страстью уныния, которая грозит сковать тебя самоубийственным отчаянием? Сразу же ищи себе работу, или читай, или занимайся рукоделием, или чаще молись. Искушает ли тебя матерый искуситель страстью тщеславия, страстью самолюбия - избегай похвал, положения, почестей, а, напротив того, укоряй сам себя, говори себе: я наихудший человек на свете, я грешнее всякого грешника - и победишь искушение. Искушает ли тебя коварный искуситель гордостью - противоборствуй ему смирением смиреннейшего Господа нашего Иисуса Христа: всякий свой подвиг, всякую свою добрую мысль, всякое свое доброе дело приписывай не своей силе, но Господу Иисусу Христу - и победишь искушение.

Знаете ли, братья и сестры, что нас ждет впереди? Великий и Святой Пост, со святой задачей: мы должны возвратить потерянный Рай! А это значит, что нам нужно шаг за шагом «прожить жизнь» Господа нашего Иисуса Христа, с тем, чтобы мы смогли достичь Его Святого Воскресения – нашего Нового Рая. Ибо Воскресение Господа нашего Иисуса Христа – это и есть возвращение нам потерянного Рая. Христовой победой над грехом и смертью дарованы всему роду человеческому безсмертие и вечность. В конце Святого и Великого Поста нас ждет первый и единственный победитель греха и смерти во всей вселенной – Воскресший Господь наш Иисус Христос. Воскресением Своим Он возвращает нам потерянный Рай, возвращает потерянное безсмертие и вечность, потерянную Истину и Правду, возвращает нам все потерянные Божественные блага. Поэтому Пасха – это праздников праздник и торжество из торжеств! Христианин ощущает себя безсмертным и вечным, ощущает себя победителем греха и смерти, ощущает, что Спасово Воскресение это, воистину, Новый Рай на земле. И несказанная радость и ликование преображает все его существо, проникает в самые сокровенные тайники души, озаряет все его мысли и чувства.

Но на сегодняшний день между нами и Новым Раем в Земле Воскресения лежит Великий Пост. Этот Святой Пост является единственным мостом над бездной смерти, разделяющей нас с берегом безсмертия, единственным мостом между днем потерянного Рая и днем возвращенного Рая. И если ты станешь на путь поста, не сомневайся - стал ты на путь, который ведет к победе над смертью, в безсмертие, в Жизнь Вечную, в Рай. И если ты станешь на путь покаяния, будь уверен - этот путь лежит в том же направлении. И если ты станешь на путь молитвы, или кротости, или любви, или смирения, или братолюбия, или на путь любой другой евангельской добродетели, знай - стал ты на путь, который, воистину, ведет в Рай, к победе над смертью в безсмертие, в Жизнь Вечную. Видишь сколько райских путей пред тобою и предо мной, сколько евангельских добродетелей!

Но берегись - столько же существует и адских путей, ибо всякий грех – это путь, который прямиком ведет в пекло. Гордость – адский путь, изгнавший человека из Рая, сребролюбие – второй адский путь, блуд – третий, ненависть – четвертый, гнев – пятый, безбожие – шестой и так по порядку – порок к пороку, грех ко греху; все это, действительно, адские пути, ибо неизбежно ведут человека в смерть и в ад.

А если ты не постишься в Великий Пост, или если попостишься всего недельку и перестанешь, сказав себе: достаточно… - Знаешь, что ты наделал? Разрушил ты мост, который неделю строил, мост над бездной смерти к берегу безсмертия, к Пасхе. Разрушил ты мост между своим адом и пасхальным Раем.

Если же будешь поститься весь пост, будь уверен - строишь ты мост, который ведет в Рай, в безсмертие, в Воскресение. Только не вздумай строить пост без «укреплений». Обязательно «укрепляй» его, «достраивая» все остальные евангельские добродетели: веру и надежду, любовь и молитву, кротость и милосердие, боголюбие и братолюбие. И следи, чтобы этот мост тебе не заминировать каким-нибудь грехом. Например, ты с гордостью подумал: «вот я пощусь весь пост, я лучше тех, которые не постятся». Смотри, ты уже заминировал свой мост, и он в любую секунду под эксплозией6 какого-нибудь греха может взлететь на воздух. И тогда, к сожалению, тебе придется остаться в смерти, в твоем страшном пекле, в твоем аду.

Сегодня мы находимся в преддверии Воскресения Христова, в преддверии Рая. Но, в действительности, мы сможем войти в него - сойти на берег безсмертия - только если будем поститься Евангельским постом. Встреча с Воскресшим Господом Иисусом Христом – это и есть наш Рай, наше безсмертие, наша вечность. Ибо где Богочеловек Иисус Христос - там и Рай7. Бог, вочеловечивыйся во всей полноте Своего величия, со всеми Своими совершенствами и богатствами – это и есть Рай во всей его полноте на земле. И Его Святое Евангелие есть ничто иное, как божественная сокровищница благодатных сил и средств, божественное руководство - как восстановить Рай в душе человека и в окружающем мире.

Поверьте, Рай начинается еще здесь, на земле, осуществлением евангельских добродетелей. Заповеди Блаженства - доказательство тому (см.Мф.5, 3-12). Смирением изгоняется из души гордость - этот основной агент8 и главный создатель ада, и возвращается Рай, Царство Божие. Также и покаянием, также и кротостью, также и миротворством9 вытесняется из души грех и смерть - всякий грех и всякая смерть - и возвращается Рай и безсмертие.

Но на земле начинается не только Рай. Ад тоже начинается на земле. Каждый грех образует в душе человеческой свой малый ад. Все человеческие грехи, вместе взятые, превратили весь этот мир в ад. Евангельские же добродетели превращают этот мир из ада в Рай. Каждым евангельским опытом, каждым евангельским сердечным расположением, каждым евангельским подвигом ты постепенно восстанавливаешь Рай в твоей душе, пока его полностью не восстановишь. А когда восстановишь Рай в себе, ты легко сможешь восстановить его и в окружающем мире. Даже разбойник на кресте испытал это - уверовав и покаявшись, он услышал из уст Самого Спасителя благую весть: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23,43).

Братие и сестры, Неделя потерянного Рая – это еще и Прощеное Воскресение, так это воскресение когда-то называли наши старики, так называют его и поныне там, где еще сильна и крепка Православная вера. На сегодняшний день какая наша основная задача? Рассмотреть себя со всех сторон – все бездны и все бесконечности свои, все ширόты и все высόты – рассмотреть в себе все грехи свои. Можем ли мы их победить? Нет, никто и никогда. Что нам остается? Одно, только одно: всем своим существом взывать: «Господи помилуй»! Оттого так часто в Церкви слышится это молитвенное стенание: «Господи помилуй»! Тот, кто очами веры и покаяния смотрит на свои грехи, тот непрестанно вопиет: «О, Господи помилуй! Боже, милостив буди ми грешному» (Лк.18,13). Но такой человек и другим прощает все грехи их, ибо знает, что если он прощает, то и ему будет прощено (ср.Мф.6,14-15). Наше спасение Спаситель обусловил10 нашим умением прощать. Потому и в молитву Господню Он внес эту просьбу: И прости нам грехи наши, также как и мы прощаем тех, кто согрешил против нас (см.Мф.6,12, Лк.11,4).

Обратите внимание, ценность и христоносность нашего поста обусловлена нашим же всепрощением. Наше возвращение в Рай обусловлено этим, наше безсмертие, наша вечность обусловлена этим. Смотри, наш Рай зависит11 от ближнего, и наше безсмертие, и наша вечность зависит от ближнего. Потому Всемилостивый Спаситель заповедал: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк.6,36).

Что еще открывает нам сегодняшнее Евангелие? Все мы виновны во всем! Каждый виновен за всех и за вся12! Все виновны за каждого! Нужно понять это, прочувствовать. Нужно простить всех и молиться за каждое существо в этом мире, чтобы и нам Господь простил наши грехи. Мы, люди, все виноваты перед всеми и каждый виноват перед каждым. Более того, мы, люди, виноваты перед животными, и перед птицами, и перед цветами, и перед деревьями, и перед всеми существами на земле, ибо это мы грехом своим ввели смерть и страдание в земной мир – мы, люди. Христиане должны осознать это и хотя бы в сегодняшний - особенно в сегодняшний день - обратиться с чистосердечной мольбой, исходящей из глубины души: «Простите нам и вы, птицы. Простите нам и вы, муравьи. Простите нам и вы, пчелы. Простите нам и вы, серны. Прости нас и ты, трава. Простите нас и вы, цветы. Простите нас и вы, деревья. Простите нас и вы, рыбы. Простите нас и вы, звезды. Простите нас вы - все творения земные, ибо смертным грехом согрешили мы перед вами, причинили вам неимоверные страдания: Рай превратили в ад».

Евангелие прощения настолько необходимо земному миру, что простирается даже на птиц в небесной вышине. Наши старики говорили, как рассказывал мой покойный отец, что в сегодняшний день даже птицы в небе прощают всех. Птицы в небесной вышине всех прощают!…. Какое же нежное, какое ангельское и евангельское сопереживание и сострадание у птиц. Насколько глубже и острее нас ощущают они Спасителево Евангелие прощения. Видишь, даже птицы в небесной вышине исполняют Святое Евангелие Христово усерднее, чем люди.
Братие, устыдимся птиц! Неужели они превзошли нас в исполнении Христового Евангелия?! Давайте же, начиная с сегодняшнего дня, поспешим всех простить, чтобы Господь простил и нам грехи наши. Давайте молиться за всех: за друзей и за недругов, за тех, кто нас ненавидит и за тех, кто нас любит, за благодетелей и за гонителей. Давайте же сделаем это, и давайте, уже сейчас, начиная с этого Великого Поста, будем ревностно идти по пути евангельских добродетелей, чтобы и нам сподобиться, светло торжествуя, войти в Новый Рай, в Воскресение Христово, где каждого из нас ожидает Божественная Истина и Правда, Божественное безсмертие и Вечность, Божественная Радость и Любовь. Аминь.

 

Примечания переводчика:

   1 В сербском, равно как и в церковнославянском языке, «воскресенье» называется «Неделей», то есть днём, когда «не делают», не работают. В данном контексте слово Неделя следует понимать как Воскресенье.–.пер.
   2 Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание: «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из Рая –.пер.

   3 Авторская лексика прп. Иустина, при переводе мы сочли нужным ее сохранить – прим.пер.

   4 Авторская лексика прп. Иустина, при переводе мы сочли нужным ее сохранить – прим.пер
   5 По учению Прп Иоанна Лествичника (525-602). Автор бессмертной книги «Лествица». В ней Преподобный описал духовный путь человека в виде восхождения на тридцать ступеней, ведущих от земли на небо, в честь и воспоминание тридцати лет земной жизни Спасителя, протекших до того, как Он вышел на Евангельскую проповедь. Эти тридцать ступеней являются мистическим приближением души к Богу. «Лествица» охватывает всю духовную жизнь христианина. У монахов эта книга почиталась, после Евангелия, самой необходимой для спасения, но и для мирян она – сокровище. Поэтому Святая Церковь благословила читать поучения из «Лествицы» в дни Великого поста (арх.Рафаил (Карелин)).

   6 Авторская лексика прп. Иустина. при переводе мы сочли нужным ее сохранить – прим.пер
Под эксплозией (explosion) обычно понимают резкое — взрывное или взрывоподобное — расширение чего-либо, как правило с выделением большого количества тепловой энергии. В двух словах можно сказать, что эксплозия — это «взрыв наружу». Эксплозивонные процессы всегда сопровождаются разрушением внутренней структуры. Поэтому их воздействие губительно для жизни. Виктор Шаубергер, Лайнц, Австрия, 16.01 Л 956, журнал «Implosion», № 113, с, 63
   7 Что такое рай? Рай есть чувство Бога. Если человек чувствует в себе Бога, он уже в раю. Где Бог, там и царство Божие, там и рай. С тех пор, как Бог Слово сошел на землю и стал человеком, рай стал самой непосредственной земной и человеческой реальностью. Ибо где Господь Христос, там и рай. Если человек хочет почувствовать и узнать, что такое рай, пусть исполнит свою душу евангельским добром, евангельской любовью, евангельской правдой, евангельской истиной, евангельской молитвой и остальными евангельскими добродетелями. Практикуя евангельские добродетели, человек вносит в свое существо божественную истину, божественное добро, и так переживает рай еще здесь, на земле. Преподобный Иустин (Попович) Философские пропасти

   8 Авторская лексика прп. Иустина, при переводе мы сочли нужным ее сохранить – прим.пер
   9 Авторская лексика прп. Иустина – прим. пер.
   10 Авторская лексика прп. Иустина. «Обусловливать, обусловить что чем, ограничить условием, оговорить, допускать или обещать не безусловно, а условно, с известным уговором» (cл. Даля 1881, 2, с. 649).– прим. пер

   11 Здесь прп. Иустин цитирует фразу из Достоевского, которого он очень любил.
   12 «Когда же познает, что не только он хуже всех мирских, но и пред всеми людьми за всех и за вся виноват, за все грехи людские, мировые и единоличные, то тогда лишь цель нашего единения достигнется. Ибо знайте, милые, что каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый за всех людей и за всякого человека на сей земле. Сие сознание есть венец пути иноческого, да и всякого на земле человека». Ф.М. Достоевский Братья Карамазовы, ч.2, кн.4, гл.2 – прим.пер.

 

Монастырь Челие, 1965 год

Собрание проповедей преподобного Иустина Нового: в 3-х томах.
Белград: Нови дани, 1998.

Перевод с сербского монахини Елисаветы (ГОРНИЦКОЙ)


<-назад в раздел

Русский календарь