Проповедь о том, что христиане имеют любовь между собой
Когда первые лучи восходящего солнца освещают землю, то все вокруг оживает. Подобно сему оживают и наши сердца, когда их озаряет свет любви Христовой.
И этот свет, изливаясь обильно, изгоняет из души тьму страстей и греховных помыслов. Любовь Божия к Своему творению не имеет границ. И настолько сильно возлюбил Господь человека, что отдал Сына Своего Единородного, дабы принял Он крестные страдания и смерть ради нас и нашего спасения.
Кто из людей готов умереть за ближнего? Мало найдется таких. А здесь Творец принимает крестную смерть ради творения! Разве это не доказательство безграничной любви к нам, грешным людям?
И если так Господь возлюбил нас, то как же мы, называющие себя христианами, должны возлюбить Его?
Святые мученики ради любви ко Христу с радостью шли на жестокие пытки, принимали мучительную смерть, имея любовь и веру ко Господу Иисусу, Который укреплял их в истязаниях и делал безстрашными.
Они ничего не боялись и охотно умирали, чтобы воскреснуть в последний день. А некоторые из нас сегодня бояться даже обычных скорбей. А что это за христианин, если боится скорбей? Ведь сказано: «Многими скорбями надлежит внити вам в Царствие Небесное» (ср.: Деян. 14, 22). И в другом месте: «В мире скорбны будете, но не бойтесь, Я победил мир» (ср.: Ин. 16, 33).
Как сталь под ударами молота становится только крепче, так и христианин в скорбях закаляется и твердо противостоит любым козням врага спасения. Когда мы кого-то любим, то всегда думаем о нем и радуемся встрече с любимым человеком. Так и христианин радуется, умирая за Христа. Ведь смерть христианина – это встреча с возлюбленным Богом!
Где любовь, там нет страха телесной смерти! Где любовь – там нет места для боли! Где слава Господня, там радость и твердое упование на вечную жизнь со Христом!
И чем может человек доказать свою любовь ко Господу, если к молитве ленив, в искушениях – нетерпелив, в скорбях ропотлив? Да не будем подобны яблоку, которое сверху имеет приятный вид и аромат, а внутри все изъедено червями.
Христианин есть образец для подражания. Он должен быть для всех, ищущих истины, примером. И как учит нас Господь, мы, христиане, должны жить так, чтобы люди, видя наши добрые дела, прославляли Отца Небесного (ср.: Мф. 5, 16).
Но мало добрых дел, чтобы стать настоящим христианином. Мало милосердия и молитв, мало ночных бдений и духовных подвигов.
Все, что доброго делает человек, оказывается пустым и никчемным, если он не имеет в себе любви Божией.
«Если я горы передвигаю и мертвых воскрешаю, – говорит апостол Павел, – но любви при этом не имею, то я медь звенящая и кимвал звучащий» (ср.: 1 Кор. 13, 1-2).
Вот насколько любовь выше всех добродетелей.
Любовь – это жертва. Это готовность умереть не только за Христа, но и друг за друга. И если кто-либо скажет, что за Христа готов или готова умереть, а за брата или сестру не хочу, потому что имею неприязнь к ним, то таков человек лжец и любви в нем нет.
Это подтверждает и святой апостол Павел, когда говорит: «кто ты, говорящий что любишь Бога, а брата ненавидишь. Ибо как ты можешь любить невидимого Бога, а брата, которого видишь, ненавидишь?» (ср.: 1 Ин. 4, 20). Кто ты, если не лжец?
И причина такой нелюбви к ближнему заключается прежде всего в гордости – в этой непомерной гордыни. Гордость – мать всех пороков и страстей, говорили преподобные Оптинские Старцы.
Не любит человек брата или сестру, потому что считает себя лучше и праведнее.
Сохрани нас всех, Господи, от такого прелестного безумия.
Так устроены мы все, что любим тех, кого почитаем лучшими себя. Тех, кто, по нашему мнению, лучше нас, мы всегда рады видеть и хотим быть им полезными, ищем их внимания и одобрения наших поступков. И если это так, то для того, чтобы возлюбить всех, надобно научиться себя считать хуже всех. Только так можно обрести истинную любовь к Богу и ближним и через это спасти свою душу.
Оптинский старец Амвросий как-то рассказывал историю про одну знатную женщину, которая во сне видела Господа Иисуса Христа и пред Ним множество народа. Господь стал по очереди подзывать к Себе людей. Сначала подошла к Нему девушка крестьянка, затем мужичок в лаптях и еще много людей крестьянского сословия. Госпожа подумала, что уж ее-то, за ее доброту и милосердие, да и вообще за добрые дела Христос окликнет и возьмет с Собой. Но каково же было ее удивление, когда она увидела, что Господь отвратился от нее. Тогда женщина упала на колени и стала смиренно сознаваться, что она действительно хуже всех и недостойна Царствия Небесного. На это старец Амвросий добавил: «А вот такие-то и годятся, таких-то там и надо».
Когда мы подходим ко Святой Чаше, то вместе со священником произносим слова молитвы: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз».
А считаем ли мы себя первыми из грешников? Ведь сколько на земле убийц, лихоимцев и прочих беззаконников, которых Господь пришел спасти. А мы должны искренне себя считать хуже всех сих. И если мы действительно считаем, что мы грешнее всех грешников, то мы можем дерзать подходить ко Причастию, а если же думаем, что кто-то хуже нас и имеем к кому-то неприязнь, то тогда мы недостойно причащаемся.
Прости нас, милосердый Господи, и избави от пагубного мнения, что мы есть что-то. На самом деле мы ничто – пустое место, и жизнь наша пар, приходящий на малое время (ср.: Иак. 4, 14). Помоги, Господи, осознать это и всегда считать себя хуже всех.
Как же премудро у Господа все и как все взаимосвязано. Считай себя хуже всех и обретешь любовь к ближнему, смири себя пред всеми и наследуешь Царствие Небесное.
Таково и должно быть устроение христианина. «Ибо как узнают, что вы Мои ученики? – говорит Господь. – Если будете иметь любовь между собою» (ср.: Ин. 13, 35). Аминь.
Иеромонах Илия Копылов