СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
В сегодняшнем празднике прообразуется передача полномочий от Ветхозаветной к Новозаветной Христианской Церкви. Эта встреча со Христом состоялась в лице святого и праведного Симеона Богоприимца.
270 лет ожидал св. праведный Симеон Богоприимец исполнения Божия обетования, что он не умрет, пока не увидит Христа Мессию. Св. прав. Симеон был одним из 72 толковников, которым выпала честь перевести с еврейского на греческий язык текст Ветхого Завета. Почтенному старцу надо было сделать перевод книг пророка Исайи. Когда он дошел до того места, где сказано; Се Дева во чреве зачнет и родит Сына (Ис. 7, 14), то усомнился, как может родить дева, и хотел перечеркнуть слово «дева» и исправить его на слово «жена». Но в это время ему явился Ангел Господень и сказал: «Не смей! Имей веру написанному, ты не умрешь, пока не увидишь исполнения того, что сказано у пророка».
И вот сбылось это пророчество. Св. прав. Симеон долго ждал его исполнения. Состояние его томления прообразовало то, как томились праведные люди в ветхозаветном Израиле, ожидая обетованного Мессию. И дождались, но не все – кроме фарисеев, князей израильских и прочих врагов Божиих, которые потеряли чистоту веры, духовность и благодатность.
Они ожидали, что Мессия придет в виде покорителя Вселенной для израильского народа, думали, что он явится во всеоружии и с миллионным войском, подчинит все народы и скажет: «Ну вот, фарисеи и саддукеи, я вам расчистил территорию от врагов, победил римского императора и персидского царя, идите, пожалуйста, и наследуйте царство земное».
Разве для того Господь совершил сверхъестественное дело воплощения, чтобы прийти, взять аршин и раздавать землю евреям или заниматься порабощением других народов?!
А людям, потерявшим духовность, как тогда, так и сейчас, хочется власти и богатства. Классическое название этому состоянию есть слово «материализм» – антипод, противоположное состояние духа, духовности, веры. Но те, которые имели страх Божий и чистые сердца, как Божия Матерь, апостолы и их последователи, т.е. истинные сыны и дочери святого богоизбранного израильского народа, приняли Христа, уверовали в Него и наследовали Царство Небесное.
Те же, которые стояли у власти и потеряли веру в Бога (конечно, это не распространяется на весь израильский народ), закостенели в гордыне и в беззакониях. Говорят, что власть и богатство портит человека – это их и погубило. Если бы они верили в Бога, они бы приняли Христа как Мессию и уверовали бы в Него < … >
Так вот св. Симеон Богоприимец «сдал полномочия» Ветхозаветной Церкви – Новозаветной. И никто не имеет права сегодня заявлять о какой-то ветхозаветной иудейской церкви – еврейской синагоге. Ей нет места в Новом Завете, как пишется у апостолов, потому что Христос, Истинный Бог наш, положил ей предел. Православная Церковь – это вторая стадия, вторая фаза подготовки человеческого рода к переселению в иной мир.
Итак, Ветхозаветная Церковь была безблагодатной, вернее, имела мизер той благодати, которую имеют сейчас христиане. Праведники ветхозаветного времени не наследовали Царства Небесного, после смерти они не шли в райские обители, потому что род человеческий не был искуплен Крестной Смертью Христа.
До Голгофы никто не мог войти в рай, и все находились в преисподней, все люди, жившие на земле от Адама и Евы и до времени воскресения Христа из мертвых. Священное Писание говорит о том, что после распятия Иисуса Христа в Иерусалимском храме раздралась надвое церковная завеса, прообразуя то, что открылись райские врата. И многа телеса усопших святых восташа и явишася мнозем (Мф. 27, 52), многие праведники воскресли и вошли в Иерусалим, свидетельствуя о будущем всеобщем воскресении. Вот это было избавление, освобождение от преисподней ветхозаветного еврейского рода.
Св. Симеон Богоприимец стал посредником, он был как бы делегирован своим народом передать полномочия Ветхого Завета Христу, встретить Его и этим засвидетельствовать всему израильскому народу, что Христос – Истинный Бог, и чтобы потом евреи не сказали, что они Его не видели и не знают. И вот он, 360-летний старец, принял на свои руки Младенца-Христа, за что получил наименование Богоприимца, и произнес слова известной всем верующим молитвы: «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыка по глаголу Твоему с миром…», благодаря Бога за полученное прощение. Эта встреча Спасителя с Ветхозаветным Израилем и называется Сретением, т.е. Господь исполнил то, что Он обещал в Ветхом Завете Аврааму, Исааку и всем пророкам.
Вот такой смысл праздника.
Архимандрит Петр (Кучер)