Откровение ангельское преп. Макарию Александрийскому о загробном состоянии душ человеческих и о днях церковного поминовения усопших (третьем, девятом и сороковом со дня кончины)
Некогда св. Макарий шел по пустыне в сопровождении двух ангелов. На пути попался поврежденный и смердящий труп. Св. Макарий, чувствуя смрад, зажал рукою свои ноздри, пока не прошел мимо. То же сделали и ангелы.
Старец, увидев это, спросил их:
– Ужели и вы также обоняете смрад мира?
– Нет, но мы подражая тебе, это сделали, ибо мы не чувствуем смрада, а только обоняем смрад от душ грешников. Он нам также отвратителен, как тебе отвратителен смрад этого трупа.
Удивленный этим старец спросил их:
– Изъясните мне: смрад от душ грешников в этой ли жизни их вы чувствуете, или после смерти? И как вы различаете души грешников, уверовавших Господу, от душ нечестивых неуверовавших?
Вот что ответили ангелы:
«Грешная душа, еще будучи в теле, издает смрад злых дел, но гораздо более по смерти. Ибо злые дела лежат на ней, и мраком, как черною одеждою, покрывают ее. Душа, как дыхание бессмертного света, сама по себе светла и чиста, но, находясь в теле и надлежащим образом не управляя оным, каждая оскверняется грехом, иная более, иная менее.
Когда ангелы посылаются взять душу праведника или грешника, она поражается страхом, и трепещет присутствия грозных ангелов.
Тогда она видит, что суетно, недействительно, вовсе бесполезно для нее богатство, и присутствие родственников и друзей. Чувствует стоны и слезы окружающих, но не испытывает такого зова, она никогда не может ни слова проговорить, ни дать голоса. Страшится и дальности пути, и перемены жизни, поражается немилосердием владык, которых видит перед собой. Беспокоится и о жизни своей в теле, плачет и о разлучении с ним, по обыкновенному к нему пристрастию. Она не может иметь и того одного и единственного утешения, которое подает собственная совесть, если не сознает в себе добрых дел. Такая душа и прежде определения Судии непрестанно осуждается совестию».
Авва Макарий спросил ангелов, когда совершается в Церкви приношение Богу за усопшего в третий, девятый и сороковой день, то какая из этого происходит польза душе преставившегося?
– Когда в третий день бывает в Церкви приношение, – отвечал ангел, – то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом, в душе рождается надежда. Два дня душа вместе с ангелами ходит по земле, где хочет. В третий же день повелевается всякой душе вознестись на небо для поклонения Богу. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу.
После поклонения Богу душе показывают приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, прославляя Бога, и забывает скорбь, которую имела в теле.
После шести дней в раю душа опять возносится ангелами для поклонения Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего.
Затем Владыка всех опять повелевает отнести душу в ад и показать ей места мучений, в которых души грешных непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них.
В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей место заключения по делам ее. Итак, правильно поступает Церковь, поминая усопших, приявших Крещение.
С душами, не приявшими Святого Крещения, не так бывает. По разлучении этих душ от тела неумолимые ангелы, взяв их, жестоко бьют. И восхитив их до первого неба, показывают издалека славу ангелов и всех небесных сил, говоря: «Всех сих Господь есть Иисус Христос, Сын Бога Живого, которого ты, нечестивая душа, не хотела познать и почтить. Отыди отселе к подобным тебе нечестивым и к князю их диаволу, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, которым ты в жизни, как богам, поклонялась».
Слово св. Макария Александрийского о исходе душ праведников и грешников,
«Христ. Чтение», 1831