Жизнеописание первоначальницы Дальне-Давыдовского женского монастыря Неониллы
С детства Неонилла была смиренна, кротка и молчалива; росла в бедности и осталась после смерти отца на руках своей благочестивой матери, которую горячо любила и слушалась. Когда скончалась ее мать, Неонилла в Сарове приняла тайное пострижение и наречена была Надеждою. Неоднократно приходилось видеть ей на Кряжевой сечи, у оврага, где ключи, какое-то небольшое пламя в виде горящей свечи, которое видели многие, а чаще всего дети, ходившие в лес за грибами и ягодами. По просьбе Неониллы тут был отслужен молебен, после которого она сказала своему деду: «Здесь, на этом месте будет монастырь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», но мне не придется в нем умереть, мне придется выехать из него для основания другой обители. Так повелевает мне Владычица; я не свое передаю тебе, дедушка, а передаю волю Пречистой...»
Неонилла приступила к исполнению воли Владычицы. Первым делом Неониллы Борисовны было найти человека умного, верного, для покупки на его имя земли для передачи ее после общине, которому также можно было бы поручить постройки, необходимые для устройства обители. Выбор ее пал на Валериана Владимировича Аристова, жившего в своем небольшом имении в селе Кирюшине с двумя родными сестрами-девицами, отказавшимися, как и он сам, от жизни семейной. В 1851 году 14 февраля прибыл в Нижегородскую епархию преосвященный Иеремия. Аристов обратился к нему за советом и благословением и представил ему того же года 24 марта все крепостные акты в подлиннике, обещая на все 309 десятин выдать дарственную запись на имя женской общины в честь иконы «Утоли моя печали», которую он имеет намерение основать при селе Давыдове.
Преосвященный ходатайствовал перед Св. Синодом об открытии женской общины и укреплении за ней жертвуемой земли. Аристов, заручившись архипастырским сочувствием к намерению Неониллы, поспешил приступить к работам. Но тут, как всегда в таких случаях, враг мира и любви посеял между Аристовым и Неониллой Борисовной недоразумение относительно места для устройства обители. Но вскоре это недоразумение прекратилось благодаря имени преподобного Серафима Саровского. Было следующее обстоятельство:
Девица из дворян Матрена Васильевна Загарина, земля которой была смежна с Кряжевой Сечью, лет сорок жившая тут в своем маленьком домике, была огорчена до глубины души разногласием между строителем и основательницей общины. Она с молодых лет хорошо знала преп. Серафима, бывала у него в Сарове, руководилась его советами, а после его кончины всегда усердно его поминала и во всех своих затруднениях просила его помощи. Так поступила она и теперь. Однажды вечером, перед сном помолившись Богу, она просила преп. Серафима узнать, где он благословит устроить обитель. Уснувши, она видит преп. Серафима, молящегося на коленях в том самом месте, где теперь построен соборный монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Она подошла к нему со слезами и спросила, где он благословит соорудить обитель? Старец отвечал: «Матушка, не безпокойся! Здесь, здесь, здесь, -- повторил он трижды, -- на этом месте благословит Бог быть обители». Тотчас она проснулась вся в слезах и поблагодарила Бога и преп. Серафима. Призвав к себе всех живущих с нею в доме, она объявила о бывшем ей сновидении. Аристов не дал веры этому сновидению и не внял просьбам Загариной. На следующий день он пошел с сестрами на Кряжеву Сечь; день был ясный, теплый, а то место, где ныне монастырь, было покрыто росой! После долгой общей молитвы кругом стало сыро, а то место, назначенное для храма, стало совсем сухое. Тогда не только Аристов, но все тут бывшие сестры изумились и начали молиться. Неонилла Борисовна в молитве призывала вслух преп. Серафима, просила его помощи и потом все вместе начали петь тропарь: «Утоли болезни много-воздыхающия души моея, утолившая всякую слезу от лица земли...». Тут Неонилла обрела между кустами тот самый крест, который преп. Серафим водрузил, проходя как-то раз этим местом, в 1785 году. Неонилла тогда сказала Аристову: «Вот здесь, умна голова, (как она называла его обыкновенно), будет собор во имя Матери Божией «Утоли моя печали».
Этот крест оставался тут долгие годы и был прикреплен к длинному шесту, а впоследствии по распоряжению начальства водружен на месте закладки соборного монастырского храма. Этого креста не снимали с постройки до водружения пяти металлических крестов, а потом по распоряжению первоначальницы общины, он был положен под престолом придельного храма, который именно в память этого события и был освящен в честь Воздвижения Креста Господня в 1872 году. Выехав из дорогой ей Дальне-Давыдовской обители, Неонилла поместилась в селе Кирюшине, у помещика Аристова, где и прожила до 1864 года, а с 1864 года они нашли себе убежище у князя Звенигородского; все скорби и труды Неонилла переносила с обычным ей терпением, смирением и кротостью и твердо верила в помощь Матери Божией, Которая сказала ей, что она в Давыдове не останется, что ей повелено Богом основать еще и другую обитель.
И вот слова эти сбылись, она, с Божиею помощию, основала и другую общину в урочище под названием «Кутузовка», которая, по ходатайству преосвященного епископа Модеста, Высочайше утверждена в 1886 году. Мать Неонилла, в иночестве Надежда, тихо отошла в вечность на 60-м году жизни, 27 января 1875 года, на третий день после обительского праздника в честь иконы «Утоли моя печали». Тиха и спокойна была ее кончина, как кончина праведницы, подвигом добрым подвизавшейся, течение скончавшей, веру соблюдшей и ожидающей суда Милостивого и Всеправедного Судии. Согласно ее воле, прах ее погребли рядом с прахом ее сподвижницы Агриппины. Как на земле, живя вместе, они руководились заветами общего своего духовника-наставника, приснопамятного отца Серафима, так и по смерти пожелали телом лежать вместе, до всеобщего Страшного суда Божия.
Источник: «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков». Репринт, изд. 1908 г. Введенская Оптина пустынь, 1994