30.01.2015
<-назад в раздел
Проповедь о необходимости всегда радоваться и за все благодарить
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (1 Фес. 5, 16-18). Так заповедано нам Богом через святого апостола Павла. Отсюда познаем, что естественное состояние человека – это непрестанная радость о Господе нашем Иисусе Христе и неугасающее благодарное чувство к Сыну Божию!
Да, именно благодарное чувство, которое не иссякает не только в радости, но и в скорби остается прежним!
«Благодарность приемлющего побуждает дающего давать дары больше прежних, – говорит преп. Исаак Сирин. И потому, видя благодарное сердце, Господь дарует такому человеку неизреченную радость, с которой он восходит в обители возлюбленного Сына Божия, где, после отшествия из сей временной жизни, унаследует вечное веселие со Христом.
Как же стяжать эту непрестанную радость, если человек большую часть своей жизни проводит в скорбях? Да и Священное Писание говорит нам: в мире скорбны будете (Ин. 16, 33). И что «многими скорбями придется входить нам в Царствие Небесное» (ср.: Деян. 14, 22). Нет ли в этом противоречия?
Конечно же, нет. Потому что внешние скорби по сути своей ничто для того, кто открыл свое сердце для Господа. Кто всем сердцем возлюбил Бога и стал жилищем Святаго Духа.
Бог, вселившись в такого человека, соделывает его блаженным. Так что все мимо проходящее для него становится тенью.
И как тень исчезает с наступлением ночи, так и скорби идут как бы позади христианина, стяжавшего в своей душе Божественную радость, которая приятнее сладкого меда. И вкусив этой благодати, человек уже не желает мирских благ, но всецело поклоняется Богу и следует за Ним путем вечной правды.
И не только сам следует, но и ведет за собой множество страждущих душ. Таким был наш великий Оптинский старец Амвросий. Его убогая скитская келейка только одним своим видом вызывала у многих невольную радость. Сколько людей побывало в ней! Заходили к Старцу, обливаясь горькими слезами скорби, а выходили со слезами радости и благодарным сердцем.
Сам старец Амвросий, будучи тяжело болен, всегда улыбался и выглядел самым счастливым человеком на свете. «Как жить?» – спрашивали Старца. А он с улыбкой отвечал: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать – и всем мое почтение».
Как-то раз пришел к Старцу один блаженный. Он ничего не говорил, а только все время улыбался. Старец вывел его посреди собравшегося народа и давай расхваливать. Говорить, что это великий подвижник и праведник к нам пришел. Затем завел его в келью, побеседовал и снова вывел на народ. И теперь стал его ругать, говорить, что это проходимец и шарлатан, прелестник и негодник. Тем временем блаженный продолжал улыбаться как и прежде и кивать головой, как будто не было никакой разницы в том, хвалили его или ругали.
А когда он ушел, то Старец рассказал, что много людей на земле спасаются и только благодаря смирению могут стяжать духовную радость в своем сердце. «Есть смирение – все есть, а нет смирения – ничего нет». И добавил еще, что есть и такие, которые ходят на исповедь с одними и теми же грехами и никак не исправляются. Как те гуси, которым хозяйка кричит: «тежа, тежа», – а они все те же!
Духовная радость подобна радуге, которую некогда даровал Бог благочестивому Ною в знак примирения с человечеством после потопа. И подается эта радость лишь тогда, когда совесть наша чиста и мирна пред Богом и ближними. Когда ум наш лишен всякого лукавства и коварства, когда в простоте сердечной мы всеми силами стремимся исполнять заповеди возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа.
И как же не возрадоваться тому, кто, полагая в жизни сей немалые труды воздержания и духовные подвиги, унаследует вечное блаженство?
Как не возрадоваться тем, кто воистину здесь, на земле, соделался гражданином Неба, и, будучи изгнанником земным, станет наследником Царствия Небесного?
Как не возвеселиться тем, кто ради заповедей возлюбленного Господа лишил себя земных благ и, подобно страннику, шел путем изгнания и злостраданий?
Кузнец, беря в руки железо, знает наперед, что будет ковать: меч или лопату. Так и мы должны иметь доброе рассуждение и искать радость в Духе Святом, а не в теле. Чтобы мимолетные земные радости не помрачили ум и не отяготили нас еще большими страстями.
Преподобный Оптинский старец Нектарий как-то увидел одного брата, чрезмерно радующегося. А спустя несколько дней брат сей был уныл и пришел к Старцу с просьбой дать ему ответ, почему так происходит, что радость его нередко сменяется унынием, доходящим даже до отчаяния?
На это Старец ответил брату: «Во всем нужна мера. А потому прежде радости, брат, нам необходимо научиться смирению». И преп. Иоанн Лествичник пишет: «Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный ее, чтобы не обольститься ею, и не принять волка вместо пастыря».
Посему, если человек не так давно стал посещать Божий храм, то таковому сначала необходимо восприять смирение и послушание. И держаться их, чтобы мало-помалу прийти и к совершенной радости во Христе.
А тем из нас, кто уже не считает себя новоначальным, можно только посочувствовать. Ибо враг спасения внушает таковым губительный помысл значимости.
Когда Оптинского старца Нектария спросили, на какую ступень лествицы он взошел в своих духовных подвигах, то смиренномудрый Старец ответил, что не приблизился даже к самой первой, низшей ступени.
Что же тогда говорить нам, грешным, не стяжавшим и малой части благодати великого Старца?
Преподобный Нектарий до самой смерти считал себя новоначальным и за это обрел милость у Господа.
Не подобным ли образом и мы должны думать о себе, считая всегда себя лишь в начале пути, не гордясь и не превозносясь над ближними? Чтобы радость о возлюбленном Господе Иисусе Христе нашла место и в наших сердцах. Дабы, живя по совести и памятуя о дне Судном, мы всегда радовались, непрестанно молились и за все благодарили! Ибо такова о нас воля Божия. Аминь!
Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (1 Фес. 5, 16-18). Так заповедано нам Богом через святого апостола Павла. Отсюда познаем, что естественное состояние человека – это непрестанная радость о Господе нашем Иисусе Христе и неугасающее благодарное чувство к Сыну Божию!
Да, именно благодарное чувство, которое не иссякает не только в радости, но и в скорби остается прежним!
«Благодарность приемлющего побуждает дающего давать дары больше прежних, – говорит преп. Исаак Сирин. И потому, видя благодарное сердце, Господь дарует такому человеку неизреченную радость, с которой он восходит в обители возлюбленного Сына Божия, где, после отшествия из сей временной жизни, унаследует вечное веселие со Христом.
Как же стяжать эту непрестанную радость, если человек большую часть своей жизни проводит в скорбях? Да и Священное Писание говорит нам: в мире скорбны будете (Ин. 16, 33). И что «многими скорбями придется входить нам в Царствие Небесное» (ср.: Деян. 14, 22). Нет ли в этом противоречия?
Конечно же, нет. Потому что внешние скорби по сути своей ничто для того, кто открыл свое сердце для Господа. Кто всем сердцем возлюбил Бога и стал жилищем Святаго Духа.
Бог, вселившись в такого человека, соделывает его блаженным. Так что все мимо проходящее для него становится тенью.
И как тень исчезает с наступлением ночи, так и скорби идут как бы позади христианина, стяжавшего в своей душе Божественную радость, которая приятнее сладкого меда. И вкусив этой благодати, человек уже не желает мирских благ, но всецело поклоняется Богу и следует за Ним путем вечной правды.
И не только сам следует, но и ведет за собой множество страждущих душ. Таким был наш великий Оптинский старец Амвросий. Его убогая скитская келейка только одним своим видом вызывала у многих невольную радость. Сколько людей побывало в ней! Заходили к Старцу, обливаясь горькими слезами скорби, а выходили со слезами радости и благодарным сердцем.
Сам старец Амвросий, будучи тяжело болен, всегда улыбался и выглядел самым счастливым человеком на свете. «Как жить?» – спрашивали Старца. А он с улыбкой отвечал: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать – и всем мое почтение».
Как-то раз пришел к Старцу один блаженный. Он ничего не говорил, а только все время улыбался. Старец вывел его посреди собравшегося народа и давай расхваливать. Говорить, что это великий подвижник и праведник к нам пришел. Затем завел его в келью, побеседовал и снова вывел на народ. И теперь стал его ругать, говорить, что это проходимец и шарлатан, прелестник и негодник. Тем временем блаженный продолжал улыбаться как и прежде и кивать головой, как будто не было никакой разницы в том, хвалили его или ругали.
А когда он ушел, то Старец рассказал, что много людей на земле спасаются и только благодаря смирению могут стяжать духовную радость в своем сердце. «Есть смирение – все есть, а нет смирения – ничего нет». И добавил еще, что есть и такие, которые ходят на исповедь с одними и теми же грехами и никак не исправляются. Как те гуси, которым хозяйка кричит: «тежа, тежа», – а они все те же!
Духовная радость подобна радуге, которую некогда даровал Бог благочестивому Ною в знак примирения с человечеством после потопа. И подается эта радость лишь тогда, когда совесть наша чиста и мирна пред Богом и ближними. Когда ум наш лишен всякого лукавства и коварства, когда в простоте сердечной мы всеми силами стремимся исполнять заповеди возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа.
И как же не возрадоваться тому, кто, полагая в жизни сей немалые труды воздержания и духовные подвиги, унаследует вечное блаженство?
Как не возрадоваться тем, кто воистину здесь, на земле, соделался гражданином Неба, и, будучи изгнанником земным, станет наследником Царствия Небесного?
Как не возвеселиться тем, кто ради заповедей возлюбленного Господа лишил себя земных благ и, подобно страннику, шел путем изгнания и злостраданий?
Кузнец, беря в руки железо, знает наперед, что будет ковать: меч или лопату. Так и мы должны иметь доброе рассуждение и искать радость в Духе Святом, а не в теле. Чтобы мимолетные земные радости не помрачили ум и не отяготили нас еще большими страстями.
Преподобный Оптинский старец Нектарий как-то увидел одного брата, чрезмерно радующегося. А спустя несколько дней брат сей был уныл и пришел к Старцу с просьбой дать ему ответ, почему так происходит, что радость его нередко сменяется унынием, доходящим даже до отчаяния?
На это Старец ответил брату: «Во всем нужна мера. А потому прежде радости, брат, нам необходимо научиться смирению». И преп. Иоанн Лествичник пишет: «Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный ее, чтобы не обольститься ею, и не принять волка вместо пастыря».
Посему, если человек не так давно стал посещать Божий храм, то таковому сначала необходимо восприять смирение и послушание. И держаться их, чтобы мало-помалу прийти и к совершенной радости во Христе.
А тем из нас, кто уже не считает себя новоначальным, можно только посочувствовать. Ибо враг спасения внушает таковым губительный помысл значимости.
Когда Оптинского старца Нектария спросили, на какую ступень лествицы он взошел в своих духовных подвигах, то смиренномудрый Старец ответил, что не приблизился даже к самой первой, низшей ступени.
Что же тогда говорить нам, грешным, не стяжавшим и малой части благодати великого Старца?
Преподобный Нектарий до самой смерти считал себя новоначальным и за это обрел милость у Господа.
Не подобным ли образом и мы должны думать о себе, считая всегда себя лишь в начале пути, не гордясь и не превозносясь над ближними? Чтобы радость о возлюбленном Господе Иисусе Христе нашла место и в наших сердцах. Дабы, живя по совести и памятуя о дне Судном, мы всегда радовались, непрестанно молились и за все благодарили! Ибо такова о нас воля Божия. Аминь!
Иеромонах Илия (Копылов)