Из наставлений преподобной Синклитикии
Из наставлений преподобной Синклитикии
«Начал ты доброе дело? Не отступай назад, когда враг препятствует тебе; терпением твоим он уничтожится. Предпринимающие плавание сперва пользуются попутным ветром, а потом, распустив паруса, встречают и противный ветер. Но не смотря на противный ветер, плаватели не разгружают корабля, но немного постояв, или и сражаясь с бурею, продолжают плавание. Так и мы, когда враждебный дух станет нападать на нас, распрострем крест вместо паруса, и будем безопасно совершать наше плавание».
«Дети! все мы знаем спасение, но чрез собственное нерадение лишаемся спасения».
«Много подвигов и трудов сначала предстоит приходящим к Богу; но за ними – неизглаголанная радость. Ибо как желающие воспламенить огонь сперва задыхаются от дыма и испускают слезы, а потом уже достигают, чего ищут; так и мы должны воспламенять в себе Божественный огонь со слезами и трудами. Ибо Писание говорит: Бог наш огнь подаяй есть (Евр. 12, 29)».
«Успевая в добродетели, повторяй слова св. Давида, который сказал: нищ и убог и боляй есмь аз – сия троякая скорбь соделает тебя совершенным. Ибо псалмопевец говорит: в скорби распространил мя еси (Пс. 68, 30; 4, 2).
«Всякий раз, когда поражается тело твое, – если ты грешник, – то переноси это, воспоминая о будущем наказании, о вечном огне и казни по суду, – и не пренебрегай настоящими наказаниями, но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй сие прекрасное изречение: наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс. 117, 18). Ты железо, – и огонь очистит твою ржавчину. Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то чрез сие от меньшего преуспеваешь на большее. Ты золото, – и через огонь сделался чище. Дадеся аггел сатанин плоти твоей (2 Кор. 12, 7), – торжествуй, смотри, кому ты уподобился? ты удостоился части Павловой!»
«Как острые лекарства отгоняют бешеных животных; так молитва с постом прогоняет нечистые помыслы».
«Есть печаль на пользу и есть печаль на вред. Печаль на пользу состоит в том, чтобы сокрушаться о своих грехах, о неведении ближнего, и о том, чтобы не отпасть от предложенной цели – сподобиться совершенной благости. В этом состоит печаль по Богу. Но к сему бывает некоторое примешение врага, ибо и он наводит печаль, исполненную неразумия, что у многих называется унынием. Этого духа надобно изгонять преимущественно молитвою и псалмопением».
«Как открытое сокровище оскудевает, так и добродетель узнаваемая и разглашаемая помрачается; как тает воск от огня, так и душа от похвал разсеивается и теряет свою силу».
«ВОЗНЕНАВИДИ БОЛЕЗНЬ, А НЕ БОЛЬНОГО. Зачем ты ненавидишь оскорбившего тебя человека? Не человек оскорбил тебя, а диавол, общий враг нашего спасения. Он не хочет, чтобы мы заняли его место в Царствии Небесном, где он был до падения; поэтому старается всеми силами запнуть нас и с собою низвергнуть в адские свои жилища».
«Будем трезвиться; ибо чрез чувства наши, хотя мы и не хотим, воры приходят. Как может дом не закоптиться, когда дым входит извне, и когда открыты окна?»
«Чем больше успехов делают борцы, тем более сильных противников они встречают».
«В жизни мы рождаемся трижды. Один раз мы исходим из материнских чресл — и из земли в землю. Другие же два переносят нас от земли на небо: сперва — благодатью, в Божественном Крещении (справедливо мы называем его «новым рождением»), а затем — нашим покаянием и благими трудами, к чему мы и приступили».
«Как невозможно построить корабль без гвоздей, так немыслимо спастись без смиренномудрия».
«Таково величие смирения: диавол может подражать почти всем добродетелям, а об этой даже не знает, что это такое. Апостол Петр знает, как тверда и непоколебима эта добродетель, а потому велит нам «облечься в смиренномудрие» (1 Пет 5. 5), т.е. никогда не расставаться с ним, охватить и удерживать этой добродетелью все остальные.
И Господь облачился в смирение, чтобы исполнить Свое о нас домостроительство. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».
АМИНЬ
Древний Патерик