Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Память Томского старца Феодора Кузьмича. Жизнь, окутанная тайной 02.02.2015

Память Томского старца Феодора Кузьмича. Жизнь, окутанная тайной

Лица, знавшие старца Феодора Кузьмича при его жизни, передавали, что скитальчество предпринято было им как добровольный подвиг. В Сибири появился он с 1837 года, будучи сослан на поселение.

Осенью 1836 года к одной из кузниц вблизи города Красноуфимска Пермской губернии подъехал верхом высокий плечистый старик лет 60-ти и попросил кузнеца подковать лошадь. Кузнец, делая свою работу, обратил внимание на личность старика, хотя одетого в обыкновенную крестьянскую одежду, но ни своими мягкими манерами, ни величественным видом не похожего на крестьянина. Расспрашивая его о лошади, о цели путешествия и прочем, кузнец спросил также о его имени и звании. Уклончивые и неясные ответы путника возбудили подозрение и у кузнеца, и у собравшегося около кузницы народа.

Старик без всякого сопротивления с его стороны был задержан и отправлен в город. На допросе он назвал себя крестьянином Феодором Кузьмичом, сказал, что лошадь принадлежит ему, но от дальнейших показаний отказался и объявил себя бродягою, не помнящим родства. Вследствие этого он был немедленно арестован, затем судим за бродяжничество и приговорен к ссылке в Сибирь на поселение, а предварительно к 20-ти ударам плетьми. Местом поселения ему назначена была деревня Зерцалы Томской губернии.

В этот период своего пребывания в Сибири Феодор Кузьмич иногда временно уходил на жительство в соседние деревни, где занимался обучением детей грамоте, а со взрослыми вел религиозные беседы и рассказывал им о событиях отечественной истории, в особенности о военных походах и сражениях, причем вдавался иногда в такие мелкие подробности, что возбуждал общее недоумение даже среди лиц сравнительно развитых – местного духовенства и некоторых более или менее интеллигентных ссыльных.

Прожив в Зерцалах несколько лет, Феодор Кузьмич перебрался в село Краснореченское к крестьянину Латышеву, у которого пробыл также несколько лет, живя летом в отдельной избе, а зимой на пасеке, в 2-х верстах от села. Пищу он принимал самую скудную; его обед состоял из ржаных сухарей, размоченных в воде, и печеного картофеля. Почитатели Феодора Кузьмича почти ежедневно приносили ему продукты питания, но он, отведав немного, оставлял их, как сам выражался, для «гостей» и затем раздавал заходившим к нему бродягам и странникам. В келии его, кроме кровати, сделанной из двух деревянных досок с такою же деревянною для изголовья подушкою, и двух или трех скамеек и небольшого столика, не было никакой другой мебели. В правом углу висело несколько образов: Божией Матери, маленький образок Александра Невского и др.; кроме того он вешал в этом углу некоторые картины религиозного содержания; на столе стояло небольшое распятие из слоновой кости чудной резной работы, лежало Евангелие, Псалтирь, маленький Kиeвo-Печерский молитвенник и небольшая книжка под заглавием «Семь слов на Кресте Спасителя».

Одевался старец в длинную холщевую рубашку, подпоясанную веревочкой; а когда выходил из дома, надевал на себя такой же длинный лосиный халат. Каждое воскресенье ходил он в церковь, а после обедни заходил к двум старушкам пить чай. В день памяти святого Александра Невского там приготовлялись для него пироги и другие яства. Тогда он бывал обыкновенно весел и вспоминал о Петербурге, рассказывая, как там отмечается этот праздник. Никто и никогда не видал, чтобы Феодор Кузьмич при жизни умывался, он только раза два в год обмывал себе ноги.

Многие ходили к старцу за помощью – иные при своей болезни, а иные при каких-либо других несчастиях, и тот всех принимал, наделяя каждого с большою охотою своими советами. Он разговаривал с приходившими всегда стоя или прохаживаясь взад и вперед по комнате, держа обыкновенно руки на бедрах или придерживая одною из них грудь. С некоторыми, особенно с бродягами и странниками, беседовал иногда подолгу, а иных оставлял ночевать у себя.

Во время пребывания старца в селе Краснореченском Преосвященный Иркутский Афанасий имел с ним свидание и долгую беседу. Затем Владыка посетил старца Феодора и в его келии на пасеке; осмотрев жилище, там он также провел некоторое время в беседе с подвижником и на прощанье выказал ему знаки своего особого уважения.

В 1858 году Феодор Кузьмич по приглашению Томского купца Хромова переселился к нему. Жил он в особых домиках-келиях, то в самом Томске в доме Хромова, то на заимке в 5–6 верстах от города. Старец и там вел жизнь крайне суровую и вполне аскетическую: в жилищах его не было никаких удобств и украшений и вся обстановка ограничивалась, кроме икон и картин религиозного содержания, одним деревянным столом со стулом и деревянною кроватью с таким же деревянным изголовьем.

В 1859 году, когда старец заболел, Хромов решился спросить его, не откроет ли он о себе, кто он. «Нет, – сказал Феодор Кузьмич, – это не может быть открыто никогда».

В Сибири ходило много рассказов об удивительной прозорливости старца Феодора Кузьмича. Так, рассказывали, что однажды бывший за сбором подаяния иеромонах Израиль с Афона пожелал увидеть старца. Он пришел в комнату подвижника, помолился Богу и стал здороваться. Старец, сидя на лежанке, первый сказал: «Здравствуй, отец Израиль!», хотя он и не слыхал ранее ни о нем, ни о его приезде. Побеседовав, отец Израиль вышел от Феодора Кузьмича с рыданиями, рассказывая потом, что за время своих многолетних странствований такого великого человека он встретил впервые.

Раз зимою у старца на заимке закончились дрова. Он послал к купцу Хромову рабочего, прося о присылке ему дров. Хромов сказал посланному, что дрова будут сейчас доставлены и приказал одному из работников отвезти их старцу. Но работнику не хотелось ехать на заимку, и он, накладывая дрова на дровни, в досаде несколько раз выругался, обозвав притом заочно и старца, к которому волею-неволею надо было отправляться, неприличными словами. Когда затем дрова были доставлены, старец сказал работнику: «Спасибо! Но дров теперь мне не нужно». – «Как не нужно?! Да Вы же просили прислать их!» – заметил тот. – «От тебя дров не возьму, – отвечал старец, – ты с неохотой вез их мне, употреблял ругательства, когда накладывал дрова, да и меня при этом обругал ни за что, ни про что худыми словами». И старец передал изумленному собеседнику дословно все то, что он говорил пред отъездом к нему. Сознавая свою вину, работник пал на колени и испросил прощения.

В другой раз в Зерцалах поселился какой-то бродяга, сосланный туда на житье. Он пришел к старцу как бы познакомиться с ним. Но старец, у которого в то время было несколько зерцаловских крестьян, как только вошел этот ссыльный, встал и произнес: «Иди, иди отсюда!» Ссыльный изумился; изумились и бывшие в избе Феодора Кузьмича, не понимая, почему он гонит этого человека, не отказывая вообще никому в приеме. Но старец тотчас же повторил: «Уходи, уходи! У тебя руки в крови... Свой грех другому отдал...» Ссыльный побелел, как полотно, и торопливо вышел из избы, а потом через два дня ушел в Томск, где принес повинную начальству, что он не тот, за кого себя выдал, что он промышлял разбоем, должен был идти в каторгу, но переменился именем с одним сосланным на поселение за бродяжничество, что на душе у него до десяти убийств.

По приезде в Томск старец проболел около месяца. Здесь, еще при начале его болезни, к нему приглашен был для напутствования Святыми Тайнами иеромонах Томского Алексеевского монастыря Рафаил. Незадолго до кончины старца жена Хромова просила его сказать ей его настоящее имя: «Батюшка, объяви хоть имя своего ангела!» На это он сказал: «Это Бог знает». Когда же у подвижника как-то спросили о его родителях под предлогом желания помолиться об их упокоении, он ответил: «Этого знать нельзя, Святая Церковь за них молится».

20 января 1864 года старец Феодор Кузьмич тихо скончался. Кончина его вызвала всеобщее сожаление. Тайной покрыта была вся жизнь и личность этого замечательного старца, и эту тайну он унес с собой в могилу. Погребение его было совершено со всею торжественностью 23 января. Заупокойную Литургию и отпевание совершил архимандрит Томского Алексеевского монастыря Виктор, в сослужении городского Томского духовенства, в присутствии властей и множества народа.

После старца не осталось никаких записок; найдено было только несколько клочков бумаги со строками, написанными по-славянски, по-русски и частью каким-то шифром, содержание которых не разгадано.

Есть предание, что старец сей был не кто иной, как Император Александр Благословенный. Но верно это или нет – Бог весть. Мы же не смеем ни утверждать этого, ни отрицать. Утверждать не смеем, ибо сие Высшею властью не подтверждено. Не смеем и отрицать, ибо это и не опровергнуто и, быть может, тайна рано или поздно откроется. В том же, что если действительно в Таганроге в 1825 году Государь не умер, но были совершены похороны, лжи никакой и никакого обмана не было. Если так было, то было поступлено мудро. Россия хоронила Царя Александра I, и как Царь ведь он жить перестал, стал жить уже как Божий человек. Но, повторяем, это тайна, и мы должны перед нею преклониться.

За свою подвижническую жизнь в 1984 году старец Феодор Кузьмич был канонизирован Русской Православной Церковью в лике праведных в составе Собора Сибирских святых.

 

Подготовила
Ксения МИРОНОВА

По книге: Жизнеописания
отечественных подвижников
благочестия XVIII и XIX веков.
Издание Введенской Оптиной
Пустыни, 1999. Январь.


<-назад в раздел

Русский календарь