Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила) 13.01.2015

Митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила)

Митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила) родился в 1596 г. в семье молдавского господаря Симеона, носившего фамилию Могила, которая соответствует русской фамилии князей Холмских и происходит от молдавского слова, означающего холм, возвышенность. Святитель Петр, получив строго-православное воспитание и блестящее образование,  дальнейшими своими трудами способствовал  легализации Православия на юго-западной Руси, создании условий для расцвета Православной веры в общем и учености в частности; создании оригинальных богословских трудов,  таких как:
 
 Поучение о кресте Господа нашего Иисуса Христа и каждого христианина. Киев, 1632.

Слово на брак Януша Радзивилла. Киев, 1645.

 Духовное завещание (Киев. пам., с. 149-181).

 Обет об устроении школ (Там же, с. 149-181).

 Грамота бельским гражданам с благословением на учреждение братства и школы (Акты зап. России, т. 5, № 9).

 Грамота Львовскому братству 1640 г.

 Анфология или молитвы и поучения душеполезные. Киев, 1636.

 Камень на сокрашение оболгания Кассиана Саковича (сочинение против унии). Киев, 1644.

 Записки о событиях южного края (Киев. еп. вед. 1861-1862).

 Православное исповедание веры. М., 1696.

  В конце 1646 г. святитель Петр издал в лаврской типографии свой «Требник». Объемная книга (свыше 1500 страниц) содержала до 126 чинов. Первая часть включала чинопоследование семи таинств, к ним были прибавлены чины о принятии в Церковь иудеев, язычников, еретиков; чины молебнов о болящих и так далее. Во второй части находились чины различных освящений: воды, церквей, церковных вещей, домов, монастырей и так далее. В третьей – чины различных молебнов и молитв по различным случаям. Кроме того, святитель поместил в своем Требнике особые пояснительные статьи, чего в прежних Требниках не было. В этих статьях объяснялись смысл и значение таинств и обрядов, условия для их совершения и описание ситуаций, которые при этом могли возникнуть. В них же святитель писал, как пастыри должны себя вести и как они должны наставлять своих пасомых при совершении определенных таинств. 

Святитель Петр заказал на Афоне «Синаксарий» (то есть «Месяцеслов») преп. Симеона Метафраста, в котором помещались краткие Жития Святых и толкования праздников. Митрополит Петр хотел перевести его, дополнить житиями Русских и Печерских Святых и издать на церковно-славянском языке, но не успел. Этот титанический труд осуществил воспитанник Киево-Могилянской Академии, святитель Димитрий Ростовский.

Самым грандиозным трудом митрополита Петра считается написанный им православный катехизис: «Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной». Преп. Амвросий Оптинский ставил этот катехизис на первое место в списке книг, рекомендуемых для православных родителей и для всех, кто стремится устоять и возрасти в вере.

  «... не читайте без разбора всякие новые сочинения, — писал знаменитый Оптинский старец, — хотя бы и духовного содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостию жизни, а читайте творения таких отцов, которые признаны Православною Церковью за твердо известные и, без сомнения, назидательные и душеспасительные. Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим «Православное Исповедание» Петра Могилы. Рассмотрите ее со вниманием и тщанием, и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время». А в другом письме он говорил: «... главное в ваших обстоятельствах внешних и внутренних есть то, чтобы внимательно и точно рассмотреть свою жизнь, начиная с тех лет, как вы стали себя помнить, а чтобы вернее и безошибочнее это сделать, советую вам со вниманием прочитать «Православное Исповедание» Петра Могилы...».

 Современник святителя Петра, патриарх Иерусалимский и всей Палестины Нектарий отзывался об этой книге следущим образом «исповедание правое и чистое, не имеющее в себе ни малейшей примеси от новизн каких-нибудь других Исповеданий». «Петр Могила, — писал он в предисловии, — когда был избран и рукоположен в Православного Митрополита, нашел паству свою зараженною некоторыми новыми мнениями неправоверных, — мнениями, совершенно противными правому, древнему учению. Посему, как добрый Пастырь и ревностный защитник Веры, он предпринял Богоугоднейшее намерение расположить и обратить Российскую Церковь к тому чистому учению, которого она держалась сначала; а все, возникшие в ней новые мнения истребить с корнем и, таким образом, удобрить духовную ниву свою, и соделать ее плодоносною. Размыслив хорошо о своем деле, он немедленно приступил к исполнению. Вызвал из своей епархии в Митрополию славившихся просвещением мужей, и еще прежде того призвал трех подвластных ему епископов. Много рассуждали и, напоследок, все с общего совета и согласия определили: написать кратко изложение Веры своей...», — что и было сделано.

 Следует добавить, что «Катехизис» Свт. Петра был важен и нужен не только для Русской Церкви, но и для всего Вселенского Православия. До него существовали древние исповедания и изложения веры, направленные против древних ересей, и катехизисы, которые были написаны после отпадения Римской Церкви. Но с XVI века ситуация изменилась, поскольку на Западе зародился протестантизм и прежние вероизложения стали недостаточными: они не давали ответов на новые вопросы и не имели сведений о новых заблуждениях,

 Более того: в 20-30-х годах XVII столетия было издано, а потом и переиздано «Восточное исповедание православной веры» на латинском языке, которое по духу было почти полностью кальвинистским (кальвинизм — одно из течений протестантизма — прим. сост.). На Соборе, состоявшемся в Константинополе, ложное «Исповедание» было осуждено как еретическое, о чем говорилось в соборной грамоте, под которой подписались патриарх, греческие иерархи, Молдо-Влахийский митрополит Варлаам с епископами и Свт. Петр Могила. Грамота была вначале издана в Яссах на греческом языке; затем, по благословению Святителя, переведена на польский и напечатана в Киеве, а после — опубликована в Париже.<...>

 «Православное Исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» состоит из трех частей: «О Вере», «О Надежде» и «О Любви». Почему части озаглавлены именно так, — об этом сказано в начале Катехизиса в ответах на главные вопросы в жизни каждого верующего.

 «Что должен иметь Православный и Кафолический Христианин, чтобы наследовать жизнь вечную?».

 Ответ. Правую веру и добрые дела, Ибо кто имеет и то, и другое есть истинный Христианин, и твердо надеется вечнаго спасения, по свидетельству Священного Писания: зрите ли убо, яко от дел оправдается человек, а не от веры единыя? (Иак. 2, 24). И ниже: якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть (Иак. 2,26).

 Вопрос. Почему Христианин должен прежде веровать, а после того у же делать добрые дела?

 Ответ. Потому, что никто не может угодить Богу без веры, по слову Павла: без веры же невозможно угодити (Богу): веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть и взыскающим Его мздовоздаятель бывает (Евр. 11, 6). Итак, чтобы Христианин угоден был Богу, и дела его приятны были Ему, во-первых, он должен иметь веру в Бога; во-вторых, по вере располагать жизнь свою.

 Вопрос. В чем состоят сии две должности?

 Ответ. В трех Богословских добродетелях, как-то: в Вере, Надежде и Любви. Посему и разделим Исповедание на три части, В первой будем говорить о членах Веры; во второй - о Надежде, молитве Господней и блаженствах; а в третьей — о Божественных заповедях, заключающих в себе Любовь к Богу и ближнему.

 Вопрос. Что есть Вера?

 Ответ. Вера, по словам блаженного Павла, есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых. В сей бо свидетельствовани бытша древние (Евр. 11, 1-2). Или так: Вера Православная, Кафолическая и Апостольская состоит в веровании сердца и исповедании устами Единаго Триипостаснаго Бога, по учению того же Павла: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10, 10). Кроме сего, Православный Христианин должен за верное и несомненное принимать (XVI Собор., прав. 28), что все члены Веры Кафолической и Православной Церкви преданы ей от Господа нашего Иисуса Христа чрез Его Апостолов, изъяснены и утверждены Вселенскими Соборами, и веровать в оные, как повелевает Апостол: темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом или посланием нашим (2 Фес. 2, 15).

 Вопрос. Что есть Надежда?

 Ответ. Надежда есть истинное дерзновение к Богу, дарованное сердцу человека чрез вдохновение и просвещение от Бога; дабы он никогда не отчаивался в содействии ему благодати Божией, как по отношению к прощению грехов, так и исполнению каждого прошения, когда просит какого-либо блага или временного или вечного. О ней Апостол говорит так: не отлагайте убо дерзновения вашего, еже имать мздовоздаяние велико (Евр. 10, 35), И в другом месте: упованием бо спасохомся. Упование видимое несть упование: еже бо видит кто что и уповает; Аще ли егоже не видим, надеемся, терпением ждем (Рим. 8, 24-25).

 ...Вся надежда наша есть Господь наш Иисус Христос, как говорит Апостол: по повелению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа упования нашего (Тим. 1,1). Ибо чрез Него мы все видим...».

 После праведной  кончины  Святителя Петра (31/13 декабрь- январь), его тело было перенесено из Киево-Печерской Лавры в Софийский Собор «для небеспеченства от новых еретиков, то есть от лже-христиан, мерзенных унитов, жебы столечной церкви св. Софии не отрымали», — так сообщается об этом в Межигорской летописи. Сделано это было по совету (или распоряжению?) пана Адама Киселя, и «стояло его тело у св. Софии час немалый». Так и по смерти своей Святитель защищал собой святую церковь от чуждых посягательств.

 Погребение состоялось спустя более двух месяцев, 9 (22) марта, в день памяти 40 Севастийских мучеников, во вторник второй недели Великого поста. Родился Святитель в Рождественском посту, преставился на Святках, а погребен был тоже в посту, в Великом, после Недели Торжества Православия. На всечестное погребение Свт. Петра собрались и епископы, и архимандриты, и игумены, и священники благочестивые, и было «провожено тело его из св. Софии до монастыря Печерского на службу Божию с великим Собором народу христианского и, отправивши звичайную церемонию и вельце знатную над телом, положили в церкви великой Успения Пр. Богородицы в склепе» (Межигорская летопись).

 Один из питомцев, наставников, а потом и ректоров Киево-Могилянской коллегии, Киевский митрополит Лазарь Баранович после кончины Свт. Петра написал: «Могила скрыла от нас Могилу. При этом пастыре принялась у нас добрая нива. Не можем достаточно оплакать Могилу: был он нам отец и пастырь любезный. Любезного любезно приняли на небе, а нам бы надобен был второй Могила... Мы плачем, ты же утешен при Господе — пекись же о нас, пастырь. Пусть, сея слезами, пожнем радостью, но без твоих молитв мы этого не достигнем...».

 На гробе Святителя были установлены серебряные пластины. На нижней написали эпитафию, в которой говорилось и о том, что в этом гробе оставил тело свое великий и славный муж Петр Могила... «Приими, Судия живых и умерших, этого архиерея в число наиболее угодивших и дай ему вечный покой, А ты, читающий эти слова, молись: «Прошу Милостиваго Бога даровати и подати святой Церкви пастырей, достойных почившего архиерея» (в переводе на современный язык).

 Почти 300 лет тело Киевского архипастыря покоилось в склепе под левым клиросом Успенского собора Никто не дерзал нарушать покой великого архиерея. Но во время Второй мировой войны, в ноябре 1941 года, когда Киев, столица Украины, был оккупирован гитлеровскими войсками, Великую Лаврскую церковь взорвали. Взрывчатку заложили именно возле места погребения Свт. Петра, поэтому гроб с останками Святителя был полностью уничтожен. Остались только серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова. На руинах Успенского собора археологи установили место захоронения Святителя, определили, из чего был сделан гроб и чем выложен саркофаг... Насколько же пророческими оказались слова митрополита Лазаря Барановича: «Могила скрыла от нас Могилу!». По нашим грехам нам в наследство досталось лишь место...

 Но не только! Остались его труды. Возле руин Десятинной церкви, взорванной в советское время, до сих пор растет (и цветет в свое время!) липа, посаженная Святителем Петром в 1635 году. По молитвам Свт. Петра, в 1993 году началось возрождение его любимого скита — Голосеевской пустыни, упраздненной и разрушенной в советское время. И первую Литургию в ней отслужили в день памяти святого великомученика Иоанна Сочавского, в честь которого Владыка Петр построил в Голосеево первую церковь.

 6 декабря 1996 года священный Синод Украинской Православной Церкви МП РПЦ причислил Киевского митрополита Петра Могилу к лику местночтимых Святых.

 Почитатели  Свтятителя Петра собираются в день его кончины на торжественные панихиды, чтобы почтить  светлую память угодника Божиего. А в наши смутные дни, когда церковный хитон вновь раздирается на части, когда православных Украины, как и 400 лет назад, вновь пытаются увлечь в унию, расколы и отступничество, нам особенно необходимо заступничество и дерзновенное предстательство пред Господом Свт. Петра, митрополита Киевского, добившегося при жизни умирения Православной веры и Церкви и ныне молящегося у Престола Божия о том же. Воззовем же вместе с Церковью к нашему неусыпному ходатаю и мы:

 «Яко вертоградарь трудолюбивый был еси Святителю отче Петре богомудре, ученьми своими всю землю нашу удобрил еси, молитвами угодников Печерских присно укрепляем. Темже купно с ними Престолу Царя Славы предстоя, молися во еже паству свою от зловерия суемудрых оградити, град сей и страну нашу от всяких бед избавити, людям же подати мир и велию милость» (Тропарь, глас 4.).

 «Благочестия и догматов отеческих ревнителю, светильниче митрополии Киевския, святителю отче Петре, сподвижник преподобного Иова во ограждении Церкви Православныя воистину явился еси. И противу козней диавольских безбоязненно вооружился еси. Тем же и ныне епремолчи о нас молитися ко Господу, во еже спастися душам нашим» (Кондак, глас 2).

 Святителю отче Петре, моли Бога о нас!


<-назад в раздел

Русский календарь